Межрегиональная общественная организация

Союз гагаузов

ВСЕМ МИРА И ИСПОЛНЕНИЯ МЕЧТЫ

ВИНОГРАД И ВИНО

ВЫСТАВКА

МУЗЕЙ ЭТНОГРАФИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

«Виноград и вино — это и веселье, и печаль, и дружеские посиделки, и философский разговор».

В Российском этнографическом музее проходит выставка, рассказывающая о традициях виноградарства и виноделия у народов Средиземноморья, Черноморья и Каспия "Виноград и вино. Традиции народов Евразии".

В экспозиции представлены орудия труда, национальные костюмы, хозяйственная и домашняя утварь для приготовления и употребления вина, выращивания винограда. Важный элемент выставки - большой глиняный кувшин для хранения вина. Такие кувшины требовали особого ухода: их держали в чистоте и перед тем, как залить в них молодое вино, чистили специальными щетками из древесной коры.

Колода для раздавливания винограда даёт представление о первом этапе изготовления вина. По словам создателей выставки, виноград сначала выкладывали в специальный деревянный или каменный резервуар, а после этого давили босыми ногами. Сок винограда заливали в большие емкости, очищали и оставляли бродить в открытых глиняных сосудах или бочках, которые позже закрывали.

Сложно переоценить значение вина в жизни гагаузов. Например, вино использовалось в обрядах, связанных с рождением и воспитанием ребёнка. Когда малышу исполнялось шесть месяцев, гагаузы совершали ритуальное «кормление» младенца. Мама или бабушка брала его на руки и трижды обносила вокруг очага, после чего давала ему глоточек вина со словами: «Будь розовощеким, как это вино». Такой обряд был сродни причастию, которое совершается в церкви, он должен был магически повлиять на здоровье ребёнка.

Вино у гагаузов и сегодня обязательный атрибут праздничной трапезы на Рождество, Новый год, Пасху и другие важные праздники. А в календарный праздник на день Трифона (Trifun günü), который связан с обрезкой винограда, было принято поливать вином виноградник и угощать вином друг друга, чтобы обеспечить плодородный урожай.

В старину в гагаузской семье все участники трапезы пили из одной посуды, что символизировало их единение и являлось гарантией того, что вино качественное. При этом первым пил хозяин, произнося тост за здоровье гостя и всех присутствующих. В своих тостах гость выражал благодарность за прием, а также озвучивал различные пожелания хозяину дома и членам всей семьи. В отличие от других народов, произнесение длинных и красноречивых тостов не присуще традиционной культуре гагаузов.

Наиболее распространенным застольным выражением является лаконичное пожелание: «Saalık!» («Здоровье!»), на которое все участники стола обычно отвечают: «Alla versin» («Дай Бог!»). Передают вино по кругу, в первую очередь гостю, старшему по возрасту, лицу высоко социального статуса или новому гостю. В случае отсутствия таковых причин, присутствующих угощают вином «по закону солнца» — по кругу (слева направо) или «по закону хороводного танца» (справа налево).

Разумеется, вино до сих пор широко используется в свадебной обрядности: им встречают молодых, когда они приходят в дом жениха. Угощают вином и гостей, когда встречают «свадебный поезд». По обычаю, перед свадебным застольем гостей также встречали вином. Каждый новый гость должен был положить на поднос деньги и выпить стаканчик вина за здоровье молодоженов. Не обходится без угощения вином и сам процесс приглашения на свадьбу. Деверь обходит дома всех приглашенных и в знак подтверждения приглашения дает отпить глоток вина из свадебной чотры (çotra).

Такой ритуал считался большой честью для тех, кто его удостаивался. Эта традиция жива и соблюдается до сих пор даже в городах Гагаузии, не только в селах.

Михайлова С.

фрагменты экспозиции