Межрегиональная общественная организация

Союз гагаузов

ВСЕМ МИРА И ИСПОЛНЕНИЯ МЕЧТЫ

КТО ТАКИЕ УЗЫ?

                                                 Ф. Г. Драгой. (2013г)

 

«УЗЫ – северо-кавказский народ, появившийся в истории вскоре после Р. Хр. Первоначально их имя по-гречески писалось, как Уди, Удины, Ути, а произносилось – Удзи, Удзины, Утси. Вместе с тем, звонкие Д и Т у Греков часто переходили в 3 и С, что не раз наблюдается и в именах Боспорских надписей: Бендис-Бензис, Фадинамос-Фазинамос, Гдовс-Гзовс (Корпус Боспорских надписей, М.-Л. 1965, с. 386, 808). У Прокопия Кесарийского имя Тзаны иногда пишется как Саны. По этой же причине кавказское племенное имя Адыге у Греков обратилось в Зиги и Зихи, а Удзы у Константина Багрянородного приобрели начертание “Узы”, как общее наименование не только для самих Удзов, но и для других племён скифского корня» …

 

… «ТОРКИ (УЗЫ) – крупное скифское племя, туранское по происхождению. Оно вошло в состав казачьей народности и его основное скифское имя Коссака или Кассака распространилось на племена Казарских Славян. Их частное племенное название Тореты стало известно на Кавказе очень рано. В I-II вв. Торетов знают географы Плиний Ст. и Птоломей; они указаны в титуле боспорского царя Аспурга, как его подданные» …

 

… «Не без основания считается, что Торки – те же Узы, которых вспоминает Константин Багрянородный в трактате «Об управлении империей».

 

Казачий словарь-справочник. — Сан. Ансельмо, Калифорния, С.Ш.А.. Составитель словаря Г.В.Губарев, редактор – издатель А.И.Скрылов. 1966-1970.

 

Возникают вопросы, если узы (торки) — это крупное скифское племя, то, где оно располагалось, в какие годы, почему об этом нет информации? Откуда они пришли на Кавказ? Из Алтая или других мест? В другом сообщении указывается на то, что они или другие узы довольно долго проживали в районе Терека и Кумы, а после нашествия Гуннов в 375 г. были вынуждены уйти за Волгу одновременно с торетами и Сираками. Их совместное пребывание там и родственные связи подтверждаются, найденными погребениями. В следующем сообщении говорится о том, что в V веке погребения узов исчезают на севере Кавказа и появляются в Заволжье. В конце IX века узы вышли из-за Волги к Дону. С X века они переходят на Дон, Донец и распространяются дальше на запад в бассейне Нижнего Днепра. Так прослеживаются пути узов – торков до времени, когда о них узнают русские летописцы.

 

Обратим внимание и на другую информацию об узах:

– Узы, известные как торки у руссов, в арабских источниках названы гузы (X-XI вв);

– в разных провинциях Китая – узы теле, узы-тугэ-гё, узы-ок, узы-оку, узы-огу, узы–окут, узы-огур, узы–он-оки (оники), состоящие из 12 родственных племён (последние несколько тысячелетия до н.э.);

– в Индии и в Тибете первые узы в 8-5 тысячелетии до нашей эры, известны, как НАГА, ГАНГА; от узы нага-ганга пошли племена: ТАМАН-УЗЫ, НЕВАР-УЗЫ, ДУЛУ-УЗЫ, ДУРУН-УЗЫ, ГУР-УЗЫ, БУХУННЫ-УЗЫ, ТХАРУС-УЗЫ, ДОНБА-УЗЫ, БОЯНКАРА – УЗЫ и другие (большая часть узов на протяжении тысячелетий соединилась с народами Тибета и Индии, при желании их можно найти). Точно так же узы в разных уголках мира слились с другими народами. От каких именно узов пошло становление гагаузского этноса доподлинно не установлено.

 

Так же сложно будет установить, почему арабские летописцы называли узов гузами? Может быть, это связано с погрешностями перевода слова гагаузы? А в результате появились понятия Большая Гузия и Малая Гузия, хотя нельзя исключать и тот факт, что они могли иметь ввиду Гагаузию. Время имеет свою силу, которая под удобство новых эпох и отдельных личностей, пристроила понятия гузы на место гагаузы, а народ узы, как основу многих племён спрятало под множеством разных названий.

 

Какова истинная историческая роль народа узы в судьбе многих народов мира на протяжении тысячелетий и что от них осталась прямым потомкам, гагаузам? В этой статье будет развернута малая часть информации из разных доступных источников, способная ответить на этот вопрос.

 

Ф. Ангели в свой книге «Очерки истории гагаузов потомков огузов (середина VIII – начало XXI века)» предложил 4 периода до османского времени. Он указывает на то, что в историческом развитии и тюрки, и далёкие предки гагаузов, и болгарские и бессарабские гагаузы прошли определённые стадии. Первый период начинается с V тысячелетия до нашей эры и завершается в 318 году нашей эры. Описывая историческую роль гуннов-хуннов Ф. Ангели, не желая того, скрывает истинную связь времён и роль узов основного компонента гагаузского этногенеза.

 

В других источниках, в том числе в СМИ РФ в 2012 году вышел документальный фильм «Неизвестная планета. Китай», в котором говорится, о том, что в VIII тысячелетии до нашей эры таджики и многие другие тюркские племена имели достойное положение в Тибете (малый Тибет). Может быть, в числе многих были и узы, которые в первые столетия Рождества Христова пришли не только на Кавказ, в Алтай, но и на Балканы?

 

Описывая исторические эпизоды о гуннах-хунах многие учёные, контрольно отрезают корни истины не только об узах, но и о многих других народах. Можно предположить, что племя бухунны-узы, созвучные с хунну были прямыми предками знаменитых гуннов и хуннов.

 

До конца 600 г нашей эры во многих уголках мира существовали многочисленные группы узов. Многие из них владели большими территориями плодородных земель. Узов от других народов отличало не только воинское искусство, но и желание увидеть мир. Они любили путешествовать, познавать природу, искали объяснения её загадочным явлениям. Это помогало им жить не только на равнинах, в лесах, но и в горах, где климат не для слабых людей – сильнейшие морозы зимой и нестерпимая жара летом. Кроме этого, у узов могли быть и другие причины для постоянных путешествий практически по всей земле, начало которым было положено в суровом Алтае много тысячелетий назад.

 

Из одной или нескольких групп узов, как исторически отмечено, из 24 тюркских племён, в 700 годы была сформирована огузская держава (Малая Гузия, а где в это время была Большая Гузия?). Большая часть информации об огузах и узах изложена, мягко говоря, не совсем корректно. Информация об огузах появляется в 700 г, а это подтверждает, что огузы представляют собой одних из многих потомком узов, а не наоборот.

 

Для примера рассмотрим совсем безобидную ссылку от Махмуда Кашкари, в которой “страна огузов” отмеченна словами “Биляди аль гузия”. Если он писал о стране огузов, то к чему слова: Биляди – знал или знали, аль – о, Гузии, а не написано Биляди аль Огузия – знали об Огузии? Случайно или нет, но М. Кашкари вместо слова Гагаузия использует Гузия. Можно сказать, что это незначительная разница, если не учитывать, что в этом слове скрывается время перехода узов под защиту слова «гагаузы», то есть время начала настоящего становления гагаузского этноса.

 

М. Кашкари предложил свою личную позицию о том, что история древних тюрков закономерно подводит к выводу об идентичности этноса, графически зафиксированного в разных вариациях как гуз, огуз, угуз, уц, гус, гоц, уз, оуц и оуцъ, а лексически по-иному – как половец (у русских и польских авторов). Какие народы и где зафиксировали эти вариации, к слову, уз-узы, гуз, огуз? Следует подчеркнуть, что Махмуд Кашкари, опираясь на информацию об огузах, выбрал не совсем верные исторические ориентиры, потому что основателями Биляди аль гузия были узы предки Огузов, а не наоборот?

 

Огузы как было отмечено выше, намного позже сформировали подобие Большой Гузии (Гагаузии), Малую Гузию. Это произошло в начале 700 г. В это же время гагаузское государство Большая Гузия уже было на Балканах на побережье КАРБУН, спрятанное многими историками в понятие, Малая Скифия.

 

Атанас Манов по происхождению гагауз, преподаватель истории в Варненском лицее, придерживался версии о существовании в XII веке в Добрудже Огузской державы. Напомним, что предки огузов, как и гагаузов народ узы, а значит, гагаузская держава могла быть на порядок раньше. Заигрывание словами гузы, гузия отрабатывало план скрытия истины о   времени формирования гагаузского народа. По словам Манова к гагаузам присоединились «все другие христианизированные протоболгары и другие тюркские племена, но уже под общим названием «гагаузы». Конечно, сложно будет поверить в другую информацию после сотни таких пояснительных ориентиров. Остаётся надеяться только на здравый смысл, который станет сильнее обманутого сознания.

 

В своей книге «Очерки истории гагаузов потомков огузов (середина VIII – начало XXI века)» Ф. Ангели пишет следующее:

 

«К середине XIV века Добруджа почти полностью была заселена печенегами, узами, кыпчаками, татарами и анатолийскими сельджуками… успешно развивалось зерновое хозяйство, имелись тучные пастбища и богатые стада.

 

Византия и Болгария были слишком слабы, а Золотая Орда далеко за Чёрным морем. К тому же в 1341 -1347 годах в столице вновь вспыхнула ожесточённая борьба за власть. Не лучше была обстановка в Болгарии. Плановый же захват византийских земель, находившихся в Европе, османы начали лишь в 1352-1353 годах.  В этих благоприятных условиях в Добрудже было создано фактически независимое Гагаузское государства (1346-1417 гг.). Оно называлось «Огузская держава», «Добруджанское деспотство» (в болгарских источниках), «Узиеалет» (узи-узы – огузы, которые в первой половине XI в. через  Волгу, Дон, Днепр, Днестр откочевали на Балканы; еуаlеt-арабск. страна, край, губерня).  Первой столицей Гагаузского государства был Балчик (Карвун, Карбон), а затем – Варна.  Напомним, что Добруджа в римскую эпоху называлась Малая Скифия, а может быть и КАРБУН…

 

Первые следы человеческой жизни в Добрудже обнаруже­ние северной части и в районе Тутракана. Они относятся к среднему палеолиту. К концу первой половины VI тысячелетия до нашей эры – началу неолита – здесь уже обитало население, способное заниматься земледелием скотоводством. Социально-экономический и культурный подъем Добруджа переживает в позднем энеолите (вторая половина V и первая полови­на IV тысячелетий до нашей эры). Высокого уровня достигают обработка металлов, в том числе – благородных, использовавшихся для изготовления украшений, орудий труда, оружия, а также производство глиняной посуды с многоцветной орнаментикой.

 

В создании Гагаузского государства были заинтересованы некоторые силы в Константинополе, полагавшие, что оно сделает более сговорчивыми болгарские власти. О существовании Гагаузского государства пишет болгар­ский историк А. Манов в своей работе «За гагаузите» (ИВАД, кн. VII 1921). Под гагаузской державой, считает он, следует понимать созданную во второй половине XIV века в Добрудже деспотию с центром в Карвуне (Карбоне), а позже – в Калиакрии. Большой интерес представляет также книга другого болгарского исследователя – Г. Баласчева – «Държавата на огузите в Добруджа» (Военни известия, год 1917, брой – номера 33-36).

 

Основателем Гагаузского государства был христианин кыпчакского происхождения по имени Балык. Он был одним из самых могущественных бояр не только в Добрудже, но и во всей Болгарии. Об этом пишет J. Jеkоv (Варна, 1932, с. 20). Балыку удалось сплотить вокруг себя всех добруджских печенегов, куманов и анатолийских сельджуков» …

 

Возникает вопрос, а чем занимались узы-гагаузы?

 

«Говоря о национальной его принадлежности, надо иметь в виду, что в ту эпоху византийские и болгарские власти называли куманами (кыпчаками, половцами) не только развивавшийся гагаузский этнос, но и печенегов и узов. В древности слово «балык» («балик») имело разные значения. Задолго до принятия тюрками ислама в древнетюркском языке оно означало также «убежище», «крепость», «город». В кыпчакском языке, зафиксированном в латино-персидско-кыпчакском словаре конца XIII века «Сойех Ситашсиз» (Анкара, 1992, с. 22) слово «балук» означало «грязное», «покрытое грязью». В турецком и гагаузском языках ему соответствует слово «чамур», «чамурлу», «кирли».

 

Небольшое дополнение: на современном гагаузском языке Балык (Балик) означает рыба, можно предположить, что кыпчакский олигарх был «скользкой» личностью.

 

Надо полагать, что ко времени создания Гагаузского государства все узы, печенеги, куманы, «совместными усилиями» завершавшие процесс создания специфического гагаузского этноса, а также оставшиеся в Доб­рудже анатолийские сельджуки уже были христианами. Если бы они исповедовали другую религию, то вряд ли спокойно отнеслись к действиям христианина Балыка, создававшего на их глазах христианское государство. Не допустили бы они и того, чтобы официальной религией Гагаузского государства стало христианство. И власти Византии не стали бы равнодушно смотреть на действия Балыка, не будь его соплеменники христианами.

 

Болгарские историки Г. Д. Баласчев, В. Н. Златарски и П. Мутафчиев подчёркивают, что Балык создал свое независимое государство благодаря поддержке императора Византии Иоанна V Палеолога. «Вождь Гагаузского государства Балык поддерживал прямые связи с властями Константинополя, татарами, венецианцами, всем миром так же легко, как и с болгарскими царями, – пишет Г.Д.Баласчек (Михаил Палеолог, София 1930, с. 21»…

 

Вопрос, зачем Балык (Балик) кыпчак по происхождению, потенциальный враг узов, имея обширные связи, огромные материальные возможности, создаёт ГАГАУЗСКОЕ государство? Может быть, стоит предположить, что он отработал другую скрытую до сих пор задачу – уничтожение гагаузского государства, на реализацию  которой ушло по существу 70 лет?

 

Рыцарь Ганс (Иогани) Шильтбергер, оказавшийся в 1396 г. в османском плену под Никополем, в своих “Путевых заметках” называет Гагаузское государство «третьей Болгарией”. Его лидеры постоянно принимали участие в византийских междоусобицах, в чём причина помощи  Иоанна V Палеолога Балыку? В 1346 г. по просьбе императрицы Анны Савойской на помощь ей Балик направил 1000 отборных воинов-всадников, только вот кого именно: узов-гагаузов или кыпчаков? Ими командовали его братья – Феодор (Тодор) и Добротич (по-болгарски Добротица), ставшие полководцами греческой армии. Почему не гагаузской армии?

 

После смерти Балыка (Балика), правителем Гагаузского государства стал деспот Добротич, именем которого только во время его правления называли гагаузское государство Добруджа, а как называли гагаузское государство до него и Балыка? Его сменил (1385 г.) его сын Иванко. В 1417г. османы захватили всю Добруджу. Тогда ими и было ликвидировано Гагаузское государство. За что? За отказ поставлять определённый контингент войск для захвата вместе с янычарами христианских государств Европы.

 

Этнос «турку», по версии Махмуда Кашкари и других историков, возможно подстраивающих историю под своё собственное видение, отождествляется с гузами и узами. Слово гуз не принадлежит чьей-либо фантазии, оно сформировано историей, которая была искажена или искажение произошло при переводе с других языков. По поводу же половцев можно ещё раз сказать, что это бездарная попытка притянуть небо к земле или наоборот. Для польских авторов это может быть и простительно, но вот у русских летописцев сохранены и переданы сообщения об узах, ТОРКАХ-УЗАХ, как искусных воинах, союзниках Руси с момента её становления и до той поры пока узы не ушли в сон времён.

 

Известно, что Туркоманов называют гоц, которые в свою очередь признаются как европейские узы. Уцы признаются как гуннский народ, а мадьяры и угры были скифами и называются узами. И в других случаях оговаривается, что узы – скифы. Таким образом, этнос гуз, населявший территорию за пределами Центральной Азии задолго до Огузов, во времена правления ОГУЗ-Хана, как и позже, при появлении Огузов-сельджуков с правителем СЕЛЬДЖУКОМ, на протяжении многих веков, идентичен с тюркским этносом.

 

Прежде чем рассматривать разные исторические факты, стоит ещё раз напомнить, что узы предки огузов, которые в 700 годы возникли в мировой истории отдельным крылом, а сельджуки — это еще одно расщепление уже огузов на племена, в том числе и турков. С умыслом или по случайной небрежности времена огузов используются для того, чтобы скрыть более ранние периоды жизни народа узы, как в Алтае, так и в других уголках мира. Существует информация о том, что народ узы существовал задолго до времён хуннов-гуннов и занимал довольно высокое положение в социуме далёкого прошлого.

 

Кроме названия торки-узы в разных уголках мира сохранилось множество других названий этого же народа. Для того чтобы получить полную картину обратимся к истории любого народа. Например, история Румынии берёт своё начало с пояснений в Древней истории о доисторической Румынии, Дакии. После появляются Княжества Валахия, Молдавское княжество, Княжество Трансильвания, объединённое княжество, Королевство Румынии, СР Румыния, Республика Румыния и прочие образования.

 

В истории Турции написано, что турки произошли от предков сельджуков-Огузов, через огузов-УЗОВ. За основу берётся доисторическая история, потом история перерождения тюрков-сельджуков в османов. Затем происходит образование Османской империи, которая уничтожила гагаузское государство КАРБУН (Добруджа?). Кто был в их союзниках, если вся территория КАРБУН, известная как побережье Добруджа осталась под нынешней Румынией и Болгарией? Почему нет сообщений о сражении узов – гагаузов с османами за свою землю или они просто сдались, бросили своих детей, жен, свою армию и флот?

 

КАРБУН когда-то был райским уголком, таким он остается и сегодня. Возникает вопрос, стоило ли за эту землю отдавать всё? Узы на протяжении многих столетий, когда османов ещё не было, обучали военному делу всех своих соседей. Этот факт прослеживается в летописях древней Руси. В отдельной статье будут представлены сохраненные события передачи воинского искусства узов другим народам, в том числе, «своим» по крови сельджукам.

 

Касаясь сельджуков, стоит отметить, что они во вовремя войны за КАРБУН нанесли смертельный удар со стороны моря в спину узам-гагаузам, предав их в союзе с кыпчаками, половцами. Исторические события уничтожения гагаузского государства скрыты для того, чтобы спрятать подлость и предательство по отношению к гагаузам.

 

Неизвестная до сих пор война против узов-гагаузов была настолько жестокой, что после неё убийства миллионов людей покажутся допустимым страданием. Представим, что на протяжении нескольких лет происходила осада всего КАРБУНА и только подлое предательство тех, с кем делили хлеб, кого учили воевать, стало ударом в спину. Пока воины были заняты на границе своего государства их враги сельджуки, кыпчаки, половцы, имея допуск, вошли в сердце гагаузского государства и жестоко уничтожили женщин, стариков, детей, не вступая при этом в открытый бой с основными силами узов – гагаузов.

 

По существу, это была террористическая акция, невиданная по своей жестокости и масштабу.  Сколько лет шла война с гагаузами, сколько было убито узов-гагаузов и почему после войны на протяжении нескольких столетий контрольно преследовали даже простых крестьян узов-гагаузов, не позволяя им обустроиться и жить нормально, как другим народам на балканской родной земле?

 

Для некоторых, в том числе гагаузов сказанное выше может показаться абсурдным. Причины для этого будут разные, например, осознание своего индивидуального древа происхождения – кыпчакского, половецкого, куманского, сельджукского или какого-то другого. Другая причина в состоянии сознания, а точнее в неспособности признать истину, которая уничтожалась на протяжении многих столетий.

 

Несмотря на то, что реакция на материал более или менее понятна, хочется обратить внимание, что на фоне доисторической истории Румынии, Турции, как и других современных государств, где есть конкретные сообщения о прошлом, нет никакой информации о государстве гагаузов. В связи с этим хочется спросить, а с какого времени известна история Узов и их потомков гагаузов? Со времени уничтожения их государства?  Может ли это быть истинным ориентиром и правдой в настоящее время? Стоит ли опираться на лживые факты истории происхождения гагаузского народа и их предков узов только потому, что их государство было уничтожено?

 

Хочется спросить, где были узы 30 тысяч лет до нашей эры, когда по версии историков румынского происхождения, пещеры Румынии населяли люди современного вида, которые некоторое время существовали с более древними неандертальцами. Может в это время Алтайские Денисовы пещеры занимали не просто люди современного вида, а предки узов?

 

В истории доисторической Румынии есть сообщения о том, что было с 8 до 4 веков до нашей эры.  В то же время о народе узы есть только версии, и чтобы их собрать в одно пояснение, придётся опираться, с одной стороны, на историю других государств, а с другой, на факты, которые лежат на поверхности, но мало кому хочется их видеть.

 

Если сказать, что истории народа узы, как и других народов, берёт своё начало с 10 тысячелетия до нашей эры, то это будет ошибочным посылом, потому что человек появился намного раньше. Об этом говорят уже многие современные учёные, они озвучивают цифры от 150 до 50 тысяч лет до нашей эры, не говоря о неизвестных ранних цивилизациях и миллионах лет жизни человечества. Возвращаясь к истории народа узы, есть необходимость определить, пусть и условно, время, для того чтобы не вызвать гнева у особо умных знатоков истории человечества и народа узы, ставшего неизвестно когда гагаузами.

 

Есть информация о том, что узы 10 тысяч лет до нашей эры жили на Алтае, а 8 тысяч лет до нашей эры они с таджиками и другими племенами появляются в Тибете. Отдельные группы узов и других народов каждое тысячелетие перемещаются в разные земли, причины для этого очень разные. Одно из последних переселений узов в Тибет, Индию и Китай было примерно 5 тысяч лет до нашей эры. На территории Алтая на протяжении 5 тысяч лет, народ узы как и другие народы жили, смешивались, создавали новые общины, сохраняя название узы или меняя его.

 

Примерно 2500 лет назад произошло очередное переселение узов. Из Алтая узы ушли в Китай, Индию, Тибет и другие уголки мира. Позже из Китая, Индии и Тибета часть узов вернулись обратно в Алтай, часть ушла на Урал и Балканы.

 

Многие народы по своему желанию или по другим причинам постоянно перемешались с одних мест в другие, узы не были исключением. Так, например, до сих пор не установлено, когда все же узы появились на Балканах. Историкам легче опираться на источники, которые сохранили эпизоды жизни разных народов за последние 1000 лет, хотя большая часть этих сообщений многократно изменена политиками и историческими, по существу, лживыми аферистами под своё видение.

 

Что же в реальности было 2 тысячи лет назад? Касаясь узов, отметим, что есть версия о народе узы, пришедшем в первые столетия со стороны Китая на Балканы, на побережье КАРБУН, в Малую Скифию. В это времени произошло достаточно большое смешение скифов с узами, (возможно, на этой территории уже жили узы-скифы) причем узы на Балканы приходили и с Урала, Алтая и других не установленных точек земли. Почему узов и многих других народов притягивало побережье КАРБУН – Малая Скифия? Может быть, они искали жизнь в более защищённых от других государств условиях? Тогда возникает вопрос к кому и куда они шли? К узам, гузам, гагаузам или кому-то ещё?

 

В поиске ответа на этот вопрос рассмотрим такой факт, что узы первые столетия или даже ранее осознанно смешивались с другими народами. Идея этого плана имела две задачи: породнить всех людей через смешение крови и сформировать резервную силу защиты от жёстких ударов природы. Есть гипотеза, что вначале 200 годов именно со стороны Китая на Балканы пришло достаточно большое количество потомков тех узов, которые ранее ушли из Алтая. К ним же на протяжении следующих столетий приходили узы с Урала, Алтая, Кавказа и других мест. История Турции опирается на факт какого-то «толчка» из Китая, который дал дальнейшее развитие и были рождены сельджуки. Может быть под понятием «какого-то толчка» турки имели введу то, что происходило намного раньше, примерно с середины 200 до 700г? В этом эпизоде турки неслучайно смешивают время становления потомка узов ОГУЗ-хана в 700 годы и выстраивают версию становления сельджука, который предал Огуз-хана и создал позже свою империю.

 

По свидетельству разных источников в 500-600 годы Балканы были захвачены узами и с этого времени был дан толчок новому этапу смешения народов на Балканской земле, в том числе, возможно, и насильственный. Узы, пришедшие со стороны Китая, были воинами, это прослеживается во всех сообщениях о них. Возможно, по этой причине на протяжении 300 лет они жили вместе со скифами и другими племенами, но информации об этом нет. Как и нет данных о том, когда узы стали гагаузами.

 

Можно, конечно же, предположить, что история узов потерялась во времени, как и истории гагаузов. Может быть, причина в том, что не установленная сила контрольно в каждом столетии уничтожала приоритетные стороны не только узов, но и других народов ради своей выгоды или для решения реальных проблем в своём времени, а возможно и с закладкой на будущее.

 

С 200 или 500г до 1200 года время жизни узов и гагаузов стерто. Кроме этого, хочется обратить внимание на то, что отсчёт истории потомков узов ведётся с момента уничтожения государства Добруджа (КАРБУН).

 

Когда же узы и все, присоединившиеся к ним племена стали гагаузами? Почему история не сохранила этого исторического факта? Причина, скорее всего в том, что узы, пришедшие со стороны Китая, могли называть себя по-другому. Каждое название, в том числе ТЕЛЕ–УЗЫ или Торки-УЗЫ было отпущено на определённое время.

 

Для того чтобы хоть немного разобраться в многократной лжи об истории происхождении гагаузского народа, об их предках узах обратимся к разным сообщениям. В статье Олега Дашевского «Откуда в Молдове появились гагаузы» от 04.06.2013г., есть любопытное сообщение о белокурых и невероятно красивых предках узах, которые в XI веке захватили почти весь Балканский полуостров. Почему история умалчивает о том, откуда они пришли и что в это время было на побережье КАРБУН? С кем воевали на протяжении целого столетия узы?

 

Стоит обратить внимание на то, что узы в разные времена жизни, на разных территориях земли, смешиваясь с другими народами, частично меняли имя УЗЫ на такое, которое становилось информационным щитом безопасности для людей, живущих рядом с ними. Большую часть этих названий можно найти в разных исторических источниках России, Болгарии, Румынии, Молдовы, Алтая, Урала, Кавказа, Казахстана и многих других государств.

 

Следует выделить Китай, Индию и Тибет. В этих странах произошли важные события, которые всем будут интересны и особенно гагаузам. Как только узов в этих странах не называли.  Кроме того, даже поверхностная аналитика географии перемещения узов говорит о том, что их могло быть очень большое количество.

 

Пройдя множество этапов переселения, они в разные времена оказались на разных территориях земли и, скорее всего, это не было случайностью. После длительного времени жизни в новых землях, по разным причинам, по зову предков и природы они перемешались в новые места. Новые места наполняли их и давали возможность перейти на новый уровень развития и способствовали рождению более сильных по духу потомков. Однако могли быть и другие причины, которые человечеству неизвестны до сих пор. В настоящее время сложно установить все пути перемещений по земле, все места, где они оставались и жили на столетиями, как и с какими народами они подружились.

 

Многократно переписанная история сохранила только обрывки информации о народе узы, но вместе с тем это не единственный народ, который «забыли» или «не заметили». По отношению ко многим народам в разные периоды жизни человечества применялось и более жесткое воздействие вплоть до полного уничтожения.

 

В разных уголках мира имя народа узы получало новое звучание. Этому можно дать разные объяснения, возможно, их безгранично любили, возможно, в прошлые времена узы-воины вносили порядок в те земли, где они жили столетиями.

 

Достаточно сложно установить, что было в далёком прошлом, как и когда узы стали торками? Какого происхождения слова ТОРКИ, УЗЫ тюркского или какого-то другого? И почему в настоящее время гагаузы живут во многих государствах мира, но стоит поднять вопрос о том, что их предки жили в Алтае, на Урале, в Индии, Китае или других странах древнего мира, как возникает стена непонимания и полного отрицания подобных фактов? Видимо очень удобно вести историю гагаузского народа с момента уничтожения гагаузского государства. Сколько времени узы-гагаузы жили в гагаузском государстве КАРБУН: 130 лет или 71 год? Какая у них была культура, кто командовал войсками и флотом узов – гагаузов? Может ли быть так, что в те времена, когда кругом все воевали, гагаузов никто не трогал? Почему очень поверхностно сообщается о большом походе объединённых руссо-торческих полков против Волжской Булгарии и Хазарии в 980 годы и о других успехов узов в воинском искусстве?

 

Становится очевидным, что, сохранив историю гагаузов с момента гибели их государства, последняя закладка генетической памяти закрыла доступ к истории их предков. А что в реальности было 300, 500, 1000 лет назад в жизни народа узы? И как все же из узов был рожден гагаузский народ? Неужели извечные враги кыпчаки, которых узы столетиями гоняли с места на место, взяли и создали гагаузское государство?

 

Для уточнения реальных и скрытых причин происходящего я, как прямой потомок народа узы, с помощью доступного информационного наполнения сделал всё возможное, чтобы представить своё краткое пояснение и те элементы истории, которые многими известными личностями и случайными любителями древней истории многократно искажены.

 

Не без причин смешивая торков–узов с другими тюркскими племенами большинство учёных исследователей истории народа узы, особенно последние 1000 лет, впутывая в хаос этногенеза гагаузов былины других народов, пытаются внушить всем, что периода торков–узов вообще не было, так как «народ узы – торки недолго кочевал по донским и приднепровским степям». Делая аналогию с сообщениями о скифах. Торки–кочевники, которые непонятно откуда пришли и куда исчезли, по одним данным жили на огромной территории, охватывающей, как минимум Дон, Донец и Днепр, строили огромные городища, останки которых и сейчас возвышаются огромными холмами.

 

Если такая  информация отсутствует, то опять возникает вопрос: кому это было выгодно или эти события были задолго до скифских времён, за несколько тысяч лет до нашей эры?

 

Уничтожение гагаузского государства КАРБУН не могло не оказать влияния на изменение древней истории народа узы и многих других тюркских племён, вошедших в гагаузский этногенез. Стерто истинное время перехода узов в гагаузов. Почему такой исторический момент неизвестен, а вернее скрыт? В чем все же подлог? Скорее всего, после гибели КАРБУН враги сделали всё, чтобы стереть былую силу узов, даже на уровне информации для того, чтобы никогда не возродилась былая мощь их воинского искусства. Кроме этого, захваченная земля узов, побережье КАРБУН было удобным в стратегическом плане. Если же предположить, что история узов не сохранилась, потому что письменность появилась только 400 лет назад, то стоит напомнить, что у человечества есть сообщения о временах прошлого, задолго до нашей эры, они понятны и им верят. Почему же об узах ничего не известно?

 

Что известно из разных источников о народе УЗЫ (ТОРКИ)?

 

Кратко представим информацию разных авторов.

 

“Почему не поют «Поющие террасы»”.

 

«Торчиново городище, а точнее – Торчинов майдан или просто ТОР, ЮР». «В миру, что на юру (на тору)» (Народная поговорка).

Известный украинский исследователь скифского времени, доктор исторических наук, профессор Борис Шрамко – человек, который больше чем 40 лет жизни отдал изучению грандиозного Бильского городища скифских времён в Котелевском районе Полтавщины и научно руководил работами по исследованию Лихачёвского поселения той же эпохи, которые проводила и известная Донецкая скифолог, доктор исторических наук А.Моруженко во время раскопок двух аналогичных сооружений поблизости с. Новый Мерчик на Харьковщине, за 25 км от известного майдана «Разрытая Могила» около поселка Рублёвка и за 20 км от Торчинова городища и «Поющих террас», нашел «весомые подтверждения сооружения майданов как культовых сооружений ещё в скифское время».  Поэтому, возможно в будущем комплекс «Поющие террасы» еще откроет свои тайны новым исследователям».

 

Ю. Иванько, А.Ведмеденко

 

Здесь следует напомнить, что в реальности есть другие свидетельства VII-IVв до н.э., указывающие на то, что скифы занимали всю территорию нынешней Украины, Беларусь, огромную часть территории России.  Их в те времена со всех сторон окружали племена: ЛУЖИЦКОЙ культуры; племена КУШ-ТАНОВИЦКОЙ культуры; со стороны нынешней Болгарии АГАФИРСИ, со стороны Румынии ТРИБАЛИ, от  черного моря ГЕТИ, КАЛИПИДИ, ГЕЛЕЯ; со стороны Азовского моря САВРОМАТИ (САРМАТИ), со стороны Новгорода АНДОФАГИ; НЕВРИ;  МЕЛАНХЛЕНИ; БУДУНИ и др.

 

Как всё было в те далёкие времена достаточно сложно установить. Однако можно поразмышлять о том, что занятая скифами земля до VII-IV в. до нашей эры дала определённое развитие человеку на всей этой территории. Кто бы после них не пришёл на это место они приняли духовную волю прежних народов скифского происхождения, как часть их культуры. По-другому и быть не могло, потому что сама земля сохраняла и передавала потребности земные новым людям, пришедшим на землю скифов (одежда, еда, культура и многое другое). Кроме этого, можно предположить, что новые племена, опираясь в рамках переходов или обмена опытом с местным населением на те успехи, которые были прежде развернуты скифами формировали и что-то своё.

 

Говоря о скифах, нельзя исключать такой факт, что в то время, когда скифы по требованию времени и всей земной природы уходили в прошлое не случайно на побережье КАРБУН, сохранили своего рода послание, известное как Малая Скифия. Именно в Малой Скифии произошло одно из последних и довольно больших смешений узов из Китая, Индии и Тибета со скифами или скифами-узами, которые довольно долго жили на побережье КАРБУН в Малой Скифии. При желании можно найти множество свидетельств того, что примерно к 200 годам скифы, совсем потеряли былую мощь из-за постоянных войн с соседями и болезней. Скифам было все тяжелее и тяжелее защищаться от агрессии соседствующих народов и в их безопасности в последующие годы сыграли огромную роль узы (новые группы узов, пришедшие с разных сторон). Возможно, эта роль была переходом скифов, как и многих народов древнего времени, в новое состояние, в режим духовной жизни, то есть, по существу, на определённом отрезке времени, отработав заданное природой, скифы ушли на покой, чтобы новые народы, рождённые новым временем, через войны, насилие и жизнь участвовали в следующих этапах развития цивилизации.

 

В одном из таких переходов было заложено рождение гагаузского народа. Как это было на самом деле скрыто временем, но разве возможно полностью уничтожить то, что лежит в генетической памяти народа? Узы, Скифы, как и многие народы, смешиваясь, могли менять своё название. Многие историки берут за основу названия народа имя избранного им вождя, возможно, это связано с тем, что у них нет других пояснений.

 

Для них всё очень просто – ОГУЗ-хан, собрав 24 тюркских племени, дал рождение огузам (при этом они забывают о том, что он отступился от своих предков узов). Во время правления ОГУЗ-хана другой отступник СЕЛЬДЖУК дал посыл к рождению сельджуков и так далее. Есть семья, отец, мать, рождены дети, внуки и правнуки. После многих поколений о предках сохраняется лишь то, что является продолжением как одной семьи, так и всего народа. Если в пути роста одной семьи происходит смешение с другими, то через время может остаться только то, что принесет большую пользу.

 

На интернет-страничке, посвящённой летописному городу Тумащ (Киевская земля) предоставлена достаточно интересная информация.

Автор пишет: «Непонятности».

 

«Местные жители называют городище «Торч» (М.П.Кучера). Очень уж созвучно с летописным Торческом. Однако, Рыбаков отождествляет с Торческом городище в с. Шарки, а Раппопорт уверен, что городище в Старых Безрадичах – именно Тумащ. С ним также согласен и П.П.Толочко».

Городище в районе с. Городное преосв. Филарет (Гумилевский), Харьковский и Ахтырский архиепископ, доктор богословия (1805-1866) у «Історико-статистичному описі Харківської єпархії» в конце 1850-х гг. тоже называет Торчиновым, городом князя Торков (Фил. ІІІ, 210-250). Причём, лет на 150 ранее, чем поспорили академики Б.А.Рыбаков и П.А.Раппопорт.

Не раз ещё в истории и археологии я встречал подобные названия с покорневой основой «ТОР». Не говоря уже о сохранившихся до наших дней названиях населённых пунктов и рек в Харьковской, Донецкой, других областях Украины, России, включая даже Закарпатье и Грузию, претендующие ныне на отдельную историю».

 

В этом сообщении, как и во многих других о торках-узах, прослеживается мысль об «одной известной цивилизации древних Торков –узов (иногда учтиво торпеи, др.-русск. търци, търкы (Пов. врем. лет под 1096 г.), они же или их предки и потомки, этносы и народы  – шумеры, скифы, сарматы, венеты, гунны, кельты, трипольцы, массагеты, аланы, тюрки, печенеги, половцы, черкасы, казаки и др., т.е., славяно-арийское население планеты в общем или выделенные историками народы, сложившие нынешний славянский этнос), о существовании которого официальная история даже замалчивает («Торческого периода не было, так как этот народ недолго кочевал по донским и приднепровским степям»)), издревле строили свои родовые поселения, окружая двумя валами, напоминающими сверху проекцию геометрического ТОРа и одноимённую букову древнего АлфаВита».

 

Алфавит

 

Как удобно одному умнику не известного рода происхождения сказать о том, что периода узов–тороков не было и все с легкостью поверили и, возможно, набросились на автора.

 

Этому есть свои пояснения, которые говорят о том, что Торки-узы на территории Украины в далёком прошлом были. Если предположить, что на бывших землях скифов не было узов, то могли быть другие народы, что теперь их тоже нужно исключать из страниц неизвестной истории или их нужно поставить впереди всех, а других вообще стереть?

 

Этот же автор продолжает свою мысль о том, «что в народе сохранились названия, типа, “ТОР-чиново городище”, “ТОР-чиково городище”, “ТОР-ское городище”, “ТОР-ч”, “ТОР-ческ”, “ТОР-ец”, “ТОР-ез”, ТОР-унь”, “ТОРокань”. Да сколько ещё встречается подобной топонимики, не счесть: Томаторкань, Тмуторокань, Хавторокань, Торчиново городище, село Торское – Харьковщина, урочище Торч, Торчин, река Торчанка (приток Уши), село Торчица на реке Торчице, село Торчевский степак, Торчицкое взгорье (Киевщина), город Торчин на Волыни, село Торчицы – в Черной Руси, город Торков (в Подолии), город Торческ в Поросье, в Галицкой земле – Торки (Пермыш. повет), Торки (Сокальский повет), Торчиновичи (Самборский повет), Истороп Великий, Торукань, Торжок, Торопец, Чорторийск, Евпатория, Тор, ныне Славянск Донецкой области, сёла – Торец, Торки, Торкив, Торецьке, Торчино, -Батор, реки Тор, Торча, Сухой Торец,  Кривой Торец, Казенный Торец, Большой Выстороп, Малый Истороп, Торч, Торський шлях вдоль реки Тетлиги, местность Торкин, Торческий Степок, местные растения Торица, Торичка и т.п.»

 

Обращаясь к древней мифологии и ведическим писаниям, например: «Тор стоит на защите Мидгарда, земной обители людей, и защищает Асгард – небесную обитель богов, некогда бывшую городом, стоящим среди древней прародины Ариев»; «Тор (Донар – Донская земля) – бог-громовержец, покровитель воинства торков». Но вал, а тем более, двойной вал и стоит на защите древних городов и городищ! ПодковоОбразная, в том числе, многоярусная, террасовая структура – разрезанный (неполный) ТОР – один из видов построек, где до полного ТОРа дополняла, например, река, гора, высокий холм или другие естественные преграды и искусственные сооружения.

 

Все городища с ТОРообразной архитектурой можно назвать “тор-чиновыми”? Где “чин” – чинить, делать, строить.

Или к цивилизации (эпохе, периоду) ТОРКОВ – можно отнести весь период, когда строились геометрически тороидальные поселения – отороченные валами капитальные торговые городища с императором империи торов и губернаторами всех губерний на торах со сторожами для охраны периметров территорий? Лишь потом (или вокруг) появлялись отторженные в сторону за второй вал, которые мы знаем как чуть ли ни вторичные, беззащитные посторонние селища – хуТОРа (или Хаты У (вокруг) ТОРа). И это не тавтология! Я воспользовался лишь генетикой словообразования, потерянной в веках и забытой в дебрях «общепринятой» истории».

 

Конечно, современному человеку сложно спустится с 10 этажа и реально осознать сущность жизни в те далёкие времена, а значит, и осознать истину.

В(е)лесова книга (1/3). Дощечка 1. вотсще оупамятохом добля наша стары часы, да iдемо камо невесте. А такось мы зремо воспять, а рщемо же бо есьмы стыдiхомся Наве, Праве (i) Яве знатi а оба поло Торла ведете а доумiтi.

 

«ГОРОДИЩЕ — остатки древнего укреплённого поселения. На территории Восточной Европы такие поселения повсеместно появлялись в раннем железном веке (приблизительно в нач. 1 тыс. до н. э.) и существовали до (познего, авт.) средневековья. Как правило, устраивались на высоких площадках, на мысах при слиянии рек или оврагов. В ранний период защиту поселения обеспечивали подрезанные склоны естественных всхолмлений. Несколько позже возникли сложные по своей конфигурации искусственные укрепления в виде валов и рвов (одного или нескольких), изолировавших внутреннее жилое пространство от прилегавшей местности. Дополнительной защитой служил частокол по гребню вала. В 1 тыс. н. э. рядом с укреплёнными поселениями возникали открытые поселения — т. н. селища, жители которых в минуту опасности могли укрыться за стенами городка. Нередко на площадке Городища (майдане, авт.) устраивались языческие святилища. В целом данный тип поселения свойствен как дославянскому (скифскому, балтскому, финскому) населению, так и славянам. В эпоху Древней Руси некоторые Городища становились важным элементом городской топографической структуры (Киев, Смоленск, Витебск и др.)».  (Российский гуманитарный энциклопедический словарь).

«Тор, торус, вал, один из классических греческих архитектурных обломов. Тор строится по дугам окружности или более сложным кривым».            (БСЭ).

«Торное место – место, где много народу, езды, ходьбы, где трутся, толпятся, бойкое место. Где торно, там и просторно». (Толковый словарь живого великорусского языка Владимира Даля).

 

Что значит «торить пути дороги»? Скорее всего, узы получили дополнительное название из-за того, что они практически все время были в пути, занимая все новые и новые территории земли.

 

Современный толковый словарь русского языка Ефремовой: «ТОРИТЬ – что (тереть), прокладывать борозду, тропу, дорожку; протолочить, протоптать; пролагать частым и многим гнетом, боем, накатом, ходьбой. Дороженьки не тори (куда не след), худой славы не клади. Торить тес, выхаживать, прострагивать бороздки. Тореной, торной дороги туда не проложено. В саду дорожки торят, укатывают, или прокладывают и убивают. Торить по прихожим, порога торить, обивать, отаптывать, ходить и ждать, добиваясь чего. Тореные борозды, от наносного валуна, трением выбитые, проносными льдами. Торная жен., сущ., сев. торная дорога, битая, езжалая, укатанная сильной ездой. Чем больше ездить, тем торней дорожка. Где торно, там и просторно. (Даль).

 

ТОРИ́ТЬ, торю, торишь, ·несовер., что (·обл. ). То же, что проторять. Торить дорожку. (Ушаков).

 

Дороги – тороки опоясывали ленточками весь торс тороидальной по геометрической форме (шар, торло) земли ТерРа.

А Макс Фасмер с его “этимологией” явно затягивает в кабалу иудаистской торы: “наставлять, внушать”.

 

«Гениальный язык – наследник языка первопредков создателей сохранил для Грамотных и мыслящих истинные значения множества прекрасных слов и выражений. Тороватые пращуры одарили язык богато.

Строить, делать, чинить торы – торчиновы городища и хутора, значит: торить дороги на путях и сообщениях. Дороги и назывались торными, тореными, проторенными при наличии через определенные расстояния (повторяемость) городов с тороидальной архитектурой перимет(о)ров – отороченных валами с торными торговыми местами на юру, к которым можно было неторопясь проехать и где можно было торонить ся и спокойно отдохнуть, поторговать на торжище. Где торно, там и просторно».

 

«С древних пор в Меотиде, в царстве Казар, в Томаторкани и теперь у Днепра эти казачьи предки много веков сожительствовали и смешивались со Славянами. Поэтому славянский язык закрепился и среди них, а Черкасами в русских актах называли Казаков до XIX в.

Плано Карпини и Рубрукис упоминают Торцессов в числе народов, завоеванных Батыем, но в границах Золотой Орды Черкасы этого рода известны как Ордынские Казаки. Процессы их метисации приметили антропологи в обнаруженных костяках из степных погребений, а о торжестве среди Торков-узов славянского языка говорит один из первых русских историков Н. М. Карамзин. Он уверен, что имя Казаков “в России древнее Батыева нашествия и принадлежало Торкам-узам и Берендеям, которые обитали на берегах Днепра, ниже Киева. Там находим и первые жилища малороссийских Казаков. Торки-узы и Берендеи назывались Черкасами. Казаки тоже. Вспомним Касогов, обитавших, по нашим летописцам, между Каспийским и Черным морем; вспомним и страну Казахию, полагаемую Императором Константином Багрянородным в сих же местах”. “Столько обстоятельств вместе заставляют думать, что Торки-узы и Берендеи, называясь Черкасами, назывались и Козаками”. Дальше он считает их народами славянизированными: “Они под именем Козаков составляли один народ, который сделался совершенно Русским, тем легче, что предки их с десятого века, обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими”. Конечно, эти выводы были правильными только в отношении языка и религии, а не родового происхождения или быта. В этом смысле они Русскими не стали».

 

(Московский Летописный Свод под годом 1152).

Некоторые исторические факты:

985 год. Большой поход объединённых русско-торческих полков против Волжской Булгарией и Хазарии.

«1064—1065 — Гарольд Годвинсон терпит кораблекрушение на берегу Понтье. Он попадает в плен к Вильгельму Нормандскому и вынужден принести ему клятву. Война Вильгельма с Конаном Бретонским. Помолвка Гарольда с Аделиной, дочерью Вильгельма.

 

Создание графства Португалия.

Торки опустошили Македонию и дошли до Константинополя, где разгромлены.

Вторжение Али Арслана в Грузию.

Уцелевшие торки вернулись на Русь.

1064—1067 — Император Китая Ин-цзун».

 

«В 1153 году Ярослав Осмомысл воевал с Изяславом Мстиславичем, вел. кн Киевским, из-за городов, захваченных на Волыни его отцом, которых Ярослав не хотел возвращать. Бой у Теребовля был нерешителен, но Изяслав отступил, не отобрав у Ярослава спорные города. В 1158 году у Ярослава произошла ссора с Изяславом Давидовичем, сидевшим в Киеве, из-за изгнанного галицкого князя, Ивана Ростиславича Берладника, двоюродного брата Ярослава, которого Изяслав поддерживал в его стремлении вернуть утраченные галицкие волости. В союзе с другими князьями, при поддержке короля венгерского и князей польских, Ярослав требовал от Изяслава выдачи Берладника, но напрасно. Изяслав, видя беду, примирился с Ольговичами черниговскими и расстроил союз, но потом, подстрекаемый Берладником, которого приглашали княжить недовольные Ярославом галичане, вместе с половцами, торками   и берендеями пошёл на Ярослава. Последний, с союзным князем Мстиславом Изяславичем волынским, заперся в Белгороде. Вскоре, вследствие измены берендеев, Изяслав должен был бежать от Белгорода. Ярослав и Мстислав отдали киевский стол Ростиславу Мстиславичу (1159). Иван Берладник умер в изгнании на чужбине, и Ярослав до самой смерти без соперников владел галицкой землей, пользуясь большим значением среди тогдашних русских князей. Дружины его участвовали в походах против половцев и он был грозою этих кочевников».

 

История русской армии

 

«Иногда на службу нанимались иностранцы. Чаще всего это были норманны, печенеги, потом половцы, венгры, берендеи, торки-узы, поляки, прибалты, изредка даже болгары, сербы и немцы».

 

История Мариуполя в досоветский период

 

«Торки (1030 — 1060 годы, появились в Приазовье из Приаралья под давлением половцев, позже теми же половцами были изганы в Византию, Иран, Кавказ, Киевскую Русь, где со временем ассимилировалсь) в Приазовье малочисленные (ближайшее на реке Казённый Торец) — захоронения воинов вместе с лошадью, статуи, кумган (горшочек для ритуальных омовений)».

 

Бендеры

 

«Первые поселения на месте Бендер возникли примерно во II веке до н. э.. В III—IV веках здесь проживали племена Черняховской культуры — фракийцы, позднее скифы, бастарны и другие. С конца V—начала VI веков на территории Днестровско-Прутского междуречья расселяются славянские племена. В последующие века эти земли стали проходным коридором для кочевых племён половцев, печенегов, торков – узов. С середины XIII века по 1345 год регион находился под господством монголо-татар, вынужденных покинуть Днестровско-Прутское междуречье под давлением Венгрии, достигшей в то время пика своего могущества. В 1359 году местное население поднимает восстание против венгерского господства и создаёт Молдавское княжество во главе с господарём Богданом I из Марамуреша».

 

«В киевском Софийском соборе имеется настенная надпись XI века, в которой упоминается «Тятькюш, попин беловежский». Она содержит, кроме славянских, и тюркские слова; из неё мы узнаём, что среди тюркских жителей Саркела были христиане и христианские священники, а поминальные надписи у них допускалось делать не на церковнославянском, а на родном языке. В 1103 Владимир Мономах забрал с собой на Русь печенегов и торков-узов. Они составляли гарнизон Белой Вежи до тех пор, пока половцы в 1117 не разорили город, и он был покинут жителями».

 

«В XI в. часть огузов–узов продвинулась на юг, в Персию, часть — на запад, в Средиземноморье, а остальные, пройдя через юг Руси, расселились на Балканах. Западная часть огузов находилась в вассальной зависимости от хазар, последние иногда использовали гузов против печенегов, иногда сами с ними воевали. В 968—969 г. гузы или как их называли торки-узы действуя в союзе c киевскими князьями разгромили Хазарские города Итиль и Семендер. Этот момент считается концом независимого хазарского государства».

 

Кочевники и Русь. Торкины, торки.

 

«Русские княжества находились по отношению к Полю как бы в вассальной зависимости. Об этом свидетельствуют и княжеские браки. Удельные князья женятся на принцессах Турандот, и, скрепив таким образом союз со степными владыками, расширяют свои земли в Руси. Эти браки означали долгосрочный воинский союз. Род, выдавший девицу, обязан был относиться к князю как к родственнику, не нападал на его княжество, а при случае защищал. Те же самые обязательства принимал на себя и русский «зять». Теркины, т. е. родственники по женской линии, пользуются у тюрков особыми привилегиями и правами. Они считались ближе, чем родственники по мужской линии. И эта традиция сохранилась до позднейших времен. По свидетельству Гродекова, казахи кочевали обществами одного рода, допуская в свои аулы из других родов лишь родственников по женской линии, т. е. торкинов или бедняков, нанимающихся в работники.

 

Народ, к которому принадлежит жена, по-тюркски – «торкин». Слово, вовлеченное в русскую грамматическую эволюцию, переразложилось – торки, так называют летописи кочевое племя, самоназванием которого было – узы (ед. число «торкин», «торчин». Окончание тюркского слова совпало с русским суффиксом ринадлежности – ин).

 

Впервые торки упоминаются в «Повести временных лет», под 985 годом, когда Владимир Святославич со своим дядей Добрьшей пошел против волжских болгар. «А торки берегомъ приводе на конихъ». Здесь не говорится, что русские князья и их торки участвуют в совместных действиях впервые.

 

Далее по летописи торки помогают отражать печенегов, потом половцев.

 

В конце XII века летопись упоминает «Торцького князя» Кунтувды (1), которого арестовал Святослав Bcеволодич (двоюродный брат князя Игоря) по ложному доносу. За него вступились другие русские князья, как за человека храброго и преданного Руси. Вступились и степные родственники, которые в отместку за обиду Куятувдыя совершают набег на киевское княжество. Кунтувдый переходит на службу к Рюрику, и тот дает ему город Дверень, по реке Рось, – «русской земли для».

 

Есть многочисленные доказательства тому, что кочевники прочно оседали на территории Киевского государства. Об этом ясно говорит и топонимика: Торчиново городище, село Торское – Харьковщина, урочище Торч, Торчин, река Торчанка (приток Уши), село Торчица на реке Торчице, село Торчевский степак, река Торча, Торчицкое взгорье (Киевщина), город Торчин на Волыни, село Торчицы – в Черной Руси, город Торчин, город Торков (в Подолии), в Галицкой земле – Торки (Пермыш. повет), Торки (Сокальский повет), Торчиновичи (Самборский повет),

 

Город Торческ в Поросье в истории военных столкновении князей удельного периода играет роль центра, к которому тянулись другие торкские поселения. Торки жили не только в тех городах, которые сохраняют их имя в своих названиях. Они вероятно составляли значительный элемент в смешанном населении многих южнорусских городов и поселений».

 

Степные соседи Древней Руси: этнические процессы и общественное развитие. ГЕ. С.алкина

 

«Торки (гузы средневековых источников) известны в степях Северного Причерноморья еще в начале Х в. Арабский географ ал-Масуди упоминает гузов на Нижнем Дону и побережье Черного моря, описывая события 910-х гг. (11) Согласно ал-Масуди, зимой гузы по льду переходили Дон и нападали на хазар. В 985 г. торки, по свидетельству «Повести временных лет», были союзниками Владимира Святославича против волжско-камских булгар. Но, очевидно, это были отдельные племена. Массовая миграция началась несколько позже.

 

На рубеже I – II тыс. н.э. гузы возглавляли мощное племенное объединение в Приаралье и положили начало движению тюркских племен на запад в XI в., которое проходило по двум направлениям: южному и северному. Первое известно как движение сельджуков и шло через Среднюю Азию, Иран и Малую Азию. Северное же шло через Восточную Европу, и его участники известны русским летописям как торки. С частью присоединившихся к ним печенегов торки разбили оставшиеся печенежские силы, изрядно подорванные междоусобицами, став отныне непосредственными соседями Руси.

 

В 1055 г. русские войска разбили северную часть гузского союза. В 1060 г. торки, решив избежать столкновения с силами князя Всеволода Ярославича, ушли в степь. В конце XI в. торки были практически вытеснены половцами. Часть торков в поисках защиты от половецкой опасности стала вассалами Киевской Руси и была расселена на южных и юго-восточных границах Древнерусского государства.

 

Оставшиеся в южнорусских степях печенеги влились в племенной союз торков.

 

С 1140-х гг. летописцам известен племенной союз черных клобуков (торков) со столицей в городе Торческ».

 

Печенеги, тюрки и берендеи на Руси

 

«Интересовались судьбою Печенегов и Торков в пределах истории русских княжеств, главным образом Киевского, в Венгрии — преимущественно в рамках мадьярской истории; В. Г. Васильевский проследил судьбу Печенегов в первое время их проникновения в Византию, К. Иречек — отыскивал следы Печенегов и Узов на Балканах и у Дуная. Однако полной, общей истории судеб Печенегов, Торков и Берендеев (последними занимались менее всего; их следы в Угрии, например, совсем не были собраны) на всем обширном пространстве их рассеяния от границ Суздальского и Рязанского княжеств на верховьях Волги и Оки до западной границы Угрии по рекам Лайте, Рабе и Вагу и до балканского пограничья Византийской империи — мы все еще не имеем. Единственной известной попыткой более широкого обозрения судеб этих тюркских народов является труд мадьярского ученого Иштвана Дьяр-фаша «История Яс-Кунов»; но вторая глава II тома этого труда «Печенеги-Куны», несамостоятельная и некритическая и рассматривающая главным образом время независимости Печенегов и Торков, лишь очень поверхностно касается Печенегов в Византии, немного подробнее останавливается на судьбах их в Угрии и совершенно перестает следить за ними на Руси.

 

В действительности же история расселения тюркских народов на территории соседних с ними оседлых государств и особенно вопрос о поселении их на пограничьях этих государств имеют полное право быть выделенными в специальную тему и изучаться на всем огромном пространстве от Дальнего Востока до Центральной Европы — на всем пути прохождения и соприкосновения Тюрков с оседлыми культурами8. Станет тогда особенно наглядна общность явлений, связанных с этими поселениями. Ибо такие «черноклобуцкие» — по терминологии русской летописи — поселения существовали и на границе Китая по р. Хуан-хо в VII веке9, и в Средней Азии на пограничье саманидской Персии в Х в.10 и, наконец, в Руси, Византии и Угрии Х—XIII вв. Сравнения помогут нам уяснить организацию этих поселений, далекую от ясности, если брать каждое государство в отдельности».

 

 Заключение:

 

Скорей всего найдутся те, кто не согласится с материалом, изложенным в статье и это нормально, если информация вызывает эмоции отрицательные или положительные, значит, она заставляет задуматься. Возможно, кто-то из гагаузов будет отстаивать своё право на принадлежность к глупым, необразованным, порабощённым предкам и это их право. Я же выбираю другой путь – мои предки были настоящими воинами, мудрыми, сильными, способными творить добро и создавать жизнь, учить и понимать природу. Мне есть чем гордиться.

 

Истина — это та бессмертная сила, которая живет в каждом из нас и которая способна поддержать и привести к исполнению мечты, только мечты у всех разные.

 

Тем же, кто почувствует в этой статье зерно истины, хочу сказать, что выходом из многовековой информационной блокировки сознания станут статьи «Связь времён». Внимательно изучая, предложенную информацию, можно понять, что её цель заставить задуматься и найти правду. Новые поколения должны знать свою историю и с уважением принять волю предков узов, неслучайно породнившихся со многими племенами, вошедшими в этногенез гагаузов.

26 апреля 2024

НОВОСТНАЯ РАССЫЛКА

Будьте в курсе наших последних новостей, подпишитесь и получайте уведомление о новостях сайта.

НАШИ КОНТАКТЫ

телефон +7 (499) 409-41-65

E-mail: soiuzgagauzov@mail.ru