Межрегиональная общественная организация

Союз гагаузов

ВСЕМ МИРА И ИСПОЛНЕНИЯ МЕЧТЫ

ПРЯЛКА

Сергиев Посад – прялка (Забытые ремесла)

Согласно Словарю символов, нить символизирует нить жизни, человеческую судьбу, которая прядется и ткется волшебными силами; единение, последовательность, то, что связывает вселенную воедино, и из чего соткана вселенная. Символика соединяющей нити присуща как макрокосму, так и микрокосму, событиям жизни отдельного человека. Нить, проходящая сквозь сферу жемчужины или драгоценного камня, является axis mundi и вместе с округлой формой бусины символизирует цикл проявлений.

Нить – это символ длительности и связи, непрерывности во времени и пространстве, единение, последовательность; связь с основой; связь малого с великим; любовь, принятие; дорога к знанию, мечте, Нить Ариадны, стремление познать неведомое… Ариадна – змея, посвященная богине Земли. Давая герою Тесею клубок ниток, она даёт ему солнечные лучи, благодаря которым он и выходит из подземного мрачного Лабиринта.

В русской и европейской мифологиях образы богинь судьбы часто связывались с образом нити, прялки, веретена. В народе женщины-рукодельницы, имеющие дело с полотном и нитью, также наделялись пониманием тайной природы вещей и умело использовали свое знание.

При помощи нити издавна воздействовали на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь». Судьба человека воспринималась как нить, выпряденная на прялке божеством, и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества и т.п.

Колесо прялки стало колесом времени (или же понимание цикличности процессов в природе оказалось просто объяснить посредством вращающегося колеса) – рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета. Узоры на прялке связывали человеческую жизнь с мифическим актом ткачества мироздания.

В восточнославянской культуре центральная часть прялки, с которой соприкасалась кудель, часто украшалась знаками-символами солнца и суточного круговорота. Колесо крутится – жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится.

Время в мифологии осмыслялось как конкретная предметная стихия – кудель на прялке, челнок или ткань на станке богов. Если на нити (читай – на прямом течении силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других – наоборот, свидетельствовать о наведении порчи.

В дале­ком про­шлом, когда роды на дому были явле­нием обы­ден­ным, ново­рож­ден­ную девочку про­но­сили под сво­дами ткац­кого станка либо воз­ла­гали пупо­вину на ста­нок, чтобы она в буду­щем была тру­до­лю­би­вой, усид­чи­вой и не лени­лась.

Суще­ство­вало также пове­рье, что в то время, когда мастера, изго­тав­ли­вав­шие ткац­кий ста­нок на заказ, рас­пи­ли­вали основу для его закладки, жен­щина, кото­рая впо­след­ствии будет рабо­тать за этим стан­ком, должна быть непре­менно в платке. Иначе она либо поте­ряет волосы, либо овдо­веет.

В ноябре 1948 года в селе Тирас­поль, позже пере­име­но­ван­ном в город Чадыр-Лунга, была создана пер­вая в исто­рии этой мест­но­сти артель по про­из­вод­ству ков­ров. Она назы­ва­лась по фами­лии осно­ва­теля – «Артель Димит­рова» . Станки были само­дель­ными, дере­вян­ными, а в работ­ни­цах чис­ли­лись в основ­ном взрос­лые жен­щины и ста­рухи. Худож­ни­ков при артели не было, поэтому рисунки для своих изде­лий они при­ду­мы­вали сами и выши­вали их на меш­ко­вине.

Тогда в артели рабо­тало всего 20 ков­ров­щиц.

Ковры у гагау­зов не были пред­ме­том купли-продажи. Рас­про­стра­не­ние ков­ро­де­лия обу­слов­ли­ва­лось древ­ней тра­ди­цией, обя­зы­вав­шей каж­дую неве­сту иметь в при­да­ном ковры соб­ствен­ного про­из­вод­ства. Это должно было сви­де­тель­ство­вать о тру­до­лю­бии, тер­пе­нии и усид­чи­во­сти девушки. Вот почему каж­дую девочку с ран­ней юно­сти непре­менно обучали ткац­кому реме­слу.