Согласно Словарю символов, нить символизирует нить жизни, человеческую судьбу, которая прядется и ткется волшебными силами; единение, последовательность, то, что связывает вселенную воедино, и из чего соткана вселенная. Символика соединяющей нити присуща как макрокосму, так и микрокосму, событиям жизни отдельного человека. Нить, проходящая сквозь сферу жемчужины или драгоценного камня, является axis mundi и вместе с округлой формой бусины символизирует цикл проявлений.
Нить – это символ длительности и связи, непрерывности во времени и пространстве, единение, последовательность; связь с основой; связь малого с великим; любовь, принятие; дорога к знанию, мечте, Нить Ариадны, стремление познать неведомое… Ариадна – змея, посвященная богине Земли. Давая герою Тесею клубок ниток, она даёт ему солнечные лучи, благодаря которым он и выходит из подземного мрачного Лабиринта.
В русской и европейской мифологиях образы богинь судьбы часто связывались с образом нити, прялки, веретена. В народе женщины-рукодельницы, имеющие дело с полотном и нитью, также наделялись пониманием тайной природы вещей и умело использовали свое знание.
При помощи нити издавна воздействовали на все сферы жизни: «какова нить, такова и жизнь». Судьба человека воспринималась как нить, выпряденная на прялке божеством, и затем оформленная (уже человеческими руками) в виде символического шитья, магического вязания, ткачества и т.п.
Колесо прялки стало колесом времени (или же понимание цикличности процессов в природе оказалось просто объяснить посредством вращающегося колеса) – рождения, жизни и смерти, а символ круга означал солнце, вечность, образы Бога и мира как точки отсчета. Узоры на прялке связывали человеческую жизнь с мифическим актом ткачества мироздания.
В восточнославянской культуре центральная часть прялки, с которой соприкасалась кудель, часто украшалась знаками-символами солнца и суточного круговорота. Колесо крутится – жизнь-нить прядется, солнышко по небу катится.
Время в мифологии осмыслялось как конкретная предметная стихия – кудель на прялке, челнок или ткань на станке богов. Если на нити (читай – на прямом течении силы/жизни/энергии) завязывался узелок, это изменяло заданное течение. В одних случаях узелки на нитях могли выступать в качестве оберегов от болезней и вреда, в других – наоборот, свидетельствовать о наведении порчи.
В далеком прошлом, когда роды на дому были явлением обыденным, новорожденную девочку проносили под сводами ткацкого станка либо возлагали пуповину на станок, чтобы она в будущем была трудолюбивой, усидчивой и не ленилась.
Существовало также поверье, что в то время, когда мастера, изготавливавшие ткацкий станок на заказ, распиливали основу для его закладки, женщина, которая впоследствии будет работать за этим станком, должна быть непременно в платке. Иначе она либо потеряет волосы, либо овдовеет.
В ноябре 1948 года в селе Тирасполь, позже переименованном в город Чадыр-Лунга, была создана первая в истории этой местности артель по производству ковров. Она называлась по фамилии основателя – «Артель Димитрова» . Станки были самодельными, деревянными, а в работницах числились в основном взрослые женщины и старухи. Художников при артели не было, поэтому рисунки для своих изделий они придумывали сами и вышивали их на мешковине.
Тогда в артели работало всего 20 ковровщиц.
Ковры у гагаузов не были предметом купли-продажи. Распространение ковроделия обусловливалось древней традицией, обязывавшей каждую невесту иметь в приданом ковры собственного производства. Это должно было свидетельствовать о трудолюбии, терпении и усидчивости девушки. Вот почему каждую девочку с ранней юности непременно обучали ткацкому ремеслу.