18.04.2025г
КРУГЛЫЙ СТОЛ
«ВО ИМЯ ОТЕЧЕСТВА:
СЛУЖБА, ПОДВИГ, ИСТОРИЯ»
16 апреля 2025г в Московском доме национальностей состоялся круглый стол «Во имя Отечества: служба, подвиг, история» в рамках проекта «Межнациональные отношения в истории Российского государства». В работе приняли участие представители научно-экспертного сообщества, профессорско-преподавательского состава столичных вузов, национальных общественных объединений и национально-культурных автономий, региональных землячеств города Москвы, СМИ, студенты и приглашённые гости.
Со вступительной речью выступила Татьяна Дмитриевна Вокуева, председатель Представительства МОД «Русь Печорская» в Москве. Она рассказала о деятельности возглавляемой организации в рамках сохранения памяти об участниках боевых действий, а также отметила важность родовой преемственности защитников Родины.
Тематика выступлений была посвящена актуальности патриотического воспитания молодёжи и необходимости сохранения исторической памяти. Участники мероприятия обсудили вклад представителей различных народов России в защиту Родины и сохранение традиционных духовно-нравственных ценностей.
Одним из ключевых моментов мероприятия стала презентация серии книг «Танки Победы: исторический путеводитель (танки-памятники и памятники танкистам)», представленная Алексеем Ивановичем Овчинниковым. Книги освещают важные аспекты истории танкового дела в России и увековечивают память о героях войн.
Перед началом круглого стола, президент «Союза гагаузов» Драгой Ф.Г. вручил директору ГБУ «Московский дом национальностей» Ануфриенко Сергею Сергеевичу книгу «Путь к Великой Победе». Сборник включает в себя статьи видных военачальников и научных деятелей А.И. Карманова, В.Н. Лобова, В.А. Еремина, В.Н. Бирюкова, В.С. Маслюка, А.В. Терентьева, В.И. Резниченко, А.А. Зацаринного, В.С. Хохлова, А.Н. Титова, В.А. Турсунова, М.Р. Алиева, С.Н. Першуткина, Ф. Г. Драгой о подвиге народа, победившего фашизм своей героической самоотверженностью, профессиональной подготовкой и военной смекалкой. Сборник выпущен к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне и 100-летию Военно-научного общества Центрального Дома Российской Армии Российской Федерации.
В завершение мероприятия состоялась концертно-поэтическая программа «Во имя жизни на Земле», подготовленная при участии РОО «Землячество Коми» и Представительства МОД «Русь Печорская» в Москве. Творческие номера были посвящены теме патриотизма и героизма.
Доклад Ф.Г. Драгой
«Гагаузы в Русском мире»
«Каждое слово в названии круглого стола объединило все народы Советского союза и в настоящее время объединяет народы России. В этой основе можно и нужно сказать, что гагаузы в истории русского мира наравне со всеми народами заняли своё место. На протяжении столетий было разное: хорошее и плохое и, для того чтобы распознать истину нужно начать с того момента, когда русский мир стал спасителем гагаузов.
С учетом того, что происходит в современном мире и того, что нынешние поколение, в том числе гагаузы, вынуждены участвовать, порой молча и покорно, в переписывании истории, кратко прикоснёмся к судьбоносным событиям прошлого.
Начнём с того, что началом переселения гагаузов в Бессарабию считается успешные действие России в войне с турками 1768-1774 годов. Так же считается, что во время русско-турецкой войны, крупный молдавский земледелец боярин Иордаке Блаш в 1770 году поселил в своих имениях группу гагаузов. На самом деле задолго до этого, гагаузы с татарами, ногайцами дружно жили на Буджакской земле в Вулканештах с 1440 годов, а позже и в других поселениях задолго до известных фактов о массовых переселениях. В церковных хранилищах найдено сообщение о том, что село Конгаз существовало уже с начала 1700 годов. Этих гагаузов, во время массового переселения, Скарлат Стурдза (молдавский боярин, переселившийся со своей многочисленной семьёй в Россию после Ясского мира 1791 г.) называл ЕСКИ ГАГАУЗСЗЛАР — старые гагаузы. И к ним приписал русинов-руснаков коренных жителей Буджака-Бессарабии, как переселенцев без права на земли, на которых они уже жили.
В истории России зафиксировано, что массовое переселение гагаузов в Бессарабию началось с 1812 года. В это время территория Бессарабии окончательно отошли к России и с этого времени Россия встала на защиту гагаузского народа и не только гагаузов пришедших с Балканского полуострова, но и всех тех гагаузов, которые ранее по разным причинам считали Русский мир для себя родным. Для большинства гагаузов до этих событий и грядущие десятилетия Россия стала родным Отечеством и соответственно во имя Отечества все с любовью несли свою службу на благо единства и взаимоуважения. Несмотря на то, что в жизни народа были разные порой жёсткие испытания, гагаузы с той поры и до настоящего времени стояли и стоят на страже Русского мира.
Служба
С начала 1800 по 1900 годы православные тюрки гагаузы Бессарабии (Буджака) с любовью и взаимностью ко всем созданным условиям и законам того времени, традиционным ценностям, стали верны всем сердцем и душой.
За сто лет переселенцы, прежде жившие в разных уголках, селах, городах Добруджы, Болгарии, Румынии и др. стран, благодаря Русскому миру, стали единой духовно-нравственной силой православия, традиционных ценностей, как никогда ранее, стали едины. При этом многие гагаузы за сто лет успели в полной основе окунуться в военные традиции и на себе прочувствовать силу духа Русского мира. Гагаузы не просто стали служить в вооружённых силах Царской Армии, но и вступили в казачество. Некоторые в своё время стали атаманами и служили в Царской Армии до революции 1917 года. Например, братья рода воинов КИРЯК из Вулканешт, служили в личной охране царя. До революции в большем был мир и согласие между всеми людьми на Буджакской земле. В это же время вредители этого мира, приверженцы румынской идеологии мечтали разрушить достигнутое.
Первое восстание гагаузов в Комрате против власти
В 1906 году в Комрате было организовано восстание с требованиями решения ряда вопросов и, как главное, создание Комратской республики. Она была создана и просуществовала 5 дней. По существу, это первое разделение гагаузов Бессарабии на тех, кто был доволен Русским миром и тех кто хотел чего-то другого.
Это разделение стало ещё сильнее после Революции с 1917 года. появились в русском мире такие понятие как красные и белые. В Бессарабии люди, вольно или невольно, так же разделились. При этом, по устно переданным сообщениям, большинство было просто за русский мир. Не успела эта беда в полную силу распространиться на Молдову, Бессарабию пришла другая беда.
В 1918 году Румыния оккупировала Бессарабию, Молдову
На заседании «Сфатул Цэрий» (органа государственной власти в Бессарабии, созданного 21 ноября (4 декабря) 1917 года и провозгласившего Молдавскую Народную Республику) 25—26 ноября 1918 года, при отсутствии кворума, всего 36-ю голосами, было принято решение «о безусловном присоединении Бессарабии к Румынии», ликвидировавшее все условия Акта от 27 марта 1918 года. Следующие 22 года Бессарабия входила в состав Румынии. Присоединение Бессарабии к Румынии никогда не признавалась Советским правительством.
В итоге за 22 года румынской оккупации Бессарабия вышла на первое место в Европе по смертности населения, её покинуло свыше 500 тысяч человек. Румыния ввела для молдавских крестьян невиданную для Европы того времени практику — трехдневную барщину. Румынская оккупация закончилась июне 1940 году, когда Бессарабию заняли советские войска. К этому времени в составе СССР уже 16 лет существовала Молдавская автономная республика (МАССР), созданная на землях Украинской ССР и Левобережной полосы Днестра (современное Приднестровье).
Румыны не только жестко давили все народы Молдавии, Бессарабии, но и делили людей на своих и чужих. Одних заставляли вступать в румынскую армию на службу, другую — в трудовую армию. А остальное население от детей до стариков заставляли бесплатно работать на полях. С первых дней оккупации в каждом селе и в городах были протесты и восстания. Их жёстко подавляли, было много убитых. Это положение в дальнейшем сыграло не только на разделение гагаузов на разные группы, но и внесло в сознание многих панику, люди из желания выслужиться перед румынами стали всех и себя убеждать в том, что румыны пришли навсегда.
За 22 года оккупации многие пройдя через ад, мучения ради своих детей, а порой и ради спасения собственной жизни, подчинились румынской власти. Среди гагаузов были разные и те, кто сохранял верность русскому миру и боролся, и те, кто прислуживал от безысходности или по иным причинам, доносил на других ради выживания или жажды наживы. Историки об этих событиях передали не совсем однозначные сообщения. Одни утверждают, что гагаузы во время оккупации поделились 50 на 50 — одни за русский мир, другие за румын. Сегодня не важно, 50 на 50 или огромная часть гагаузов, служила румынской армии, важно другое, от них остались их потомки и, возможно, неосознанно, продолжают вредить собственному народу. Следует понимать, что те гагаузы, которые служили в румынской армии, на генетическом уровне передали своим потомкам, память гагауза-предателя, вредителя. Сегодня в Гагаузии, в России и в Москве, даже иногда не осознавая, они вредят своему же народу. Всё хорошее для них хуже некуда, нужно, чтобы было плохо.
В июне 1941 года Румыния, ставшая союзницей гитлеровской Германии, вместе с войсками Третьего Рейха напала на СССР и уже к середине июля оккупировала всю Бессарабию. Как и в предшествующие 20 лет, в Бессарабии снова стала проводиться жесткая политика румынизации.
Например, историк С.С. Булгар в книге «Конгаз» в главе «Конгазцы в румынской армии», передал что «В период Второй мировой войны в румынской армии служили десятки жителей Конгаза».
Такое понятие как «десятками» переданное историком С.С. Булгар указывает на то, что за два десятка лет, это было огромная часть населения Буджака. Более того С.С. Булгар по Конгазу раскрыл даже имена и фамилии тех, кто фанатично служили румынам. Что и как было в других селах, городах в настоящее время сложно сказать. Однако можно с уверенностью отметить, что румыны никого не жалели и издевались над всеми (гагаузов за людей не считали). Именно в это время на Буджакской земле у гагаузов появились не просто доносчики, а целые рода предателей и вредителей своему же миру.
И если задаться вопросом сколько гагаузов служили в румынской армии, с учётом сообщений разных историков, то ответ самый простой — многие. А такое понятие как «огромная часть гагаузов» на службе румынам связано с соотношением проживающих на тот момент в Бессарабии и количеством служивших. Если в семье не было того, кто мог служить, то в лучшем случае забирали всех в трудовую армии. За непослушание могли убить, забрать дом поселив там жандармов, оставить семью прислугой или просто выгнать на улицу.
В преддверии Великой Отечественной Войны румыны в Молдавии, Бессарабии собрали в свою армию 28,5 тысяч человек: молдован, болгар, гагаузов и др. Эта группировка румынской армии во время Великой Отечественной Войны сначала была на стороне фашистов против Красной Армии и воевала до августа 1944 года. (они дошли до Кавказа) и только после того, как румынская армия присоединилась к антигитлеровской коалиции, половина этой армии стала воевать на стороне Красной армии, а другая половина продолжила службу в румынской.
Подвиг
В настоящее время, без всякого сомнения все гагаузы, болгары и молдоване, вставшие на сторону Красной Армии совершили подвиг. И именно это положение после Великой Отечественной Войны стало основой доверия русского мира к православным тюркам-гагаузам. В первые послевоенные годы самых активных вредителей и тех, кто фанатично служил румынам против своего же народа, Советская власть депортировала, некоторые сами убежали в Румынию. Как начало нового этапа развития уже в Советском Союзе, гагаузы не только получили свою письменность в 1957 году на основе кириллицы, но и равную основу участия в жизни всех народов Советского Союза. За несколько десятилетий, впервые после утраты своего государства на Балканах в 1419 году известного ныне под названием Добруджа (Малая Скифия), в системе образования Советского союза были рождены учёные, эксперты в разных областях науки. По существу, был дан старт на достойное участие и жизни не только русского мира, но и всей современной цивилизации.
История
Попытка нынешних поколений в угоду своему удобству, переписать историю — это преступление против русского мира и против своего народа. Как и вредительство равное румынской идеологии, которая в полную мощь была развёрнута во время оккупации Бессарабии. Это состояние нынешних поколений связано с тем, что за последние столетия множество учёных развернули 30 и более версий происхождения гагаузского народа. В настоящее время эта беда, на уровне самосознания, для многих не оставила шанса осознать, где подмены, а где истина. Возможно, для многих гагаузов это положение является причиной не только осознать, но и признать правду о своём настоящем прошлом. Для этих людей самое простое — опираться на своё видение и транслировать его для новых провокаций и паники среди своих соплеменников. При этом осознано отрабатывая попытку управлять ими ради своих целей и задач.
Нынешним юношам и девушкам, выходцам из Молдавии трудно найти сегодня честные ответы на свои вопросы, так как преподаватели-унионисты и фальсифицированные учебники не рассказывают им правду о настоящем прошлом, в том числе и о том, что перед молдаванами в 1941-1944гг. стоял вопрос об их национальном выживании, а потому они отважно сражались в рядах Красной Армии и в партизанских отрядах, в антифашистском подполье за то, чтобы нацистские планы геноцида не были воплощены в жизнь.
В настоящее время попытка изменить историю отрабатывается в многих странах современного мира. Этим вирусом заболели многие и, к сожалению, некоторые молодые гагаузы, не просто живущие в России, а пользующиеся всеми благами равно данными всем народам РФ.
В связи с этим и всеми вызовами коллективного запада руководством страны приняты меры. Владимир Путин утвердил состав наблюдательного совета Национального центра исторической памяти при президенте РФ. Соответствующий указ размещен на портале опубликования правовых актов. Есть уверенность в том, что совет Национального центра исторической памяти с участием всех народов РФ защитит реальную историю великой нашей родины».