06.05.2024г
ХЕДЕРЛЕЗ
6 мая, в день Святого великомученика Георгия гагаузы отмечают один из своих главных праздников – Хедерлез. Праздник начала весны, начала нового цикла жизни. Перед праздником нужно провести в доме уборку, украсить его. Праздновать Хедерлез принято на природе у воды.
В этот день перед рассветом мужчины, впервые после зимы, выгоняют скот на пастбища. Девушки рано утром умываются росой, потому что роса, в которой отражаются первые солнечные лучи, становится волшебной и приносит счастье.
Этот день считался одним из самых больших праздников в году, празднование которого в XIX веке длилось три дня. Отнесение начала годичного цикла к первой половине мая связано с периодичностью скотоводческого хозяйства, с появлением первой зелени и перегоном скота на летние пастбища. В этот день заключались и расторгались различные договоры и в первую очередь между хозяевами скота и пастухами.
Св. Георгий также считался покровителем крупного и мелкого рогатого скота. Основными компонентами праздника «Хедерлез» у гагаузов являются обряды и обычаи, связанные с ритуальным жертвоприношением животного (курбан) от первого приплода (в честь умерших предков), со скотоводством, водой и растительностью (сбор целебных трав, промывание глаз, ног, рук росой «чтобы не болели», обход мужчинами полей с целью определить степень созревания зерновых). Согласно традиции, ягнёнка закалывают в специальном месте. Кровью делали детям кресты на лбу, щеках, подбородке, а также на дверях дома, чтобы предохраниться от «нечистой силы» (тылсымов), которая могла навредить человеку и хозяйству вообще (отнять «ману» (удойность) у молочного скота). Жертвенного ягненка целиком запекали в печи, предварительно заполнив брюшную полость пшеничной крупой (булгур) позднее рисом. Общественную трапезу зачастую устраивали на церковном дворе или отдельно на каждой улице.
Данные обычаи связаны с воззрениями о том, что природа накануне дня св. Георгия приобретала магическую силу. При этом отсутствует обрядовый фольклор, связанный с именем св. Георгия, что позволяет предположить, что праздник “Хедерлез” у предков гагаузов в древности не связывался с именем св. Георгия.
Празднование Хедерлеза свидетельствует об уникальных культурных традициях и верованиях гагаузов. Этот праздник продолжает играть важную роль в сохранении и передаче их наследия будущим поколениям.
Обряды, связанные язычеством, с поклонением силам природы, очень органично перешли в традиции на День Святого Георгия. В традициях Византийской империи существует легендарная связь между Георгием Победоносцем и святыми воинами – Феодором Стратилатом и Феодором Тироном. В русских духовных стихотворных произведениях Феодор – это отец Егория (Георгия Победоносца). В немецкой средневековой поэме Феодор назван братом святого Георгия.
Святого Георгия изображают поражающим Змия, хотя при этом описывают как воина, поражающего Дракона. Стоит заметить, что Змий — это отрицательный персонаж и его можно отличить по количеству лап, у змия их четыре. Дракон – это персонаж положительный и у него две лапы.
Сохранилась легенда, в которой описывается подвиг Святого Георгия, спасающего девушку, которую должен был поглотить страшный Змий. Святой не убивает змия, а начертав на земле знамение Христово, говорит: «Во имя Иисуса Христа, сына Божия, покорись, жестокий зверь, и ступай вслед за мною». Подломились колени у страшного змия. Святой Георгий велел девушке снять свой пояс, привязать его змию и вести в город. Она это сделала, и пошел за ней змий покорный, как овца на закланье.
Святой Георгий покровитель воинов, земледельцев, пастухов, а в некоторых странах – путешественников. Многие гагаузы путешествуют, часто не по своей воле, каждый из них мечтает о мире, спокойствии и теплоте родного очага, но при этом в душе они остаются воинами, готовыми в любую минуту встать на защиту своей родины.
Михайлова С.