Межрегиональная общественная организация

Союз гагаузов

ВСЕМ МИРА И ИСПОЛНЕНИЯ МЕЧТЫ

27.05.2023г 

КАРАЧОБАН (КАРА ЧОБАН) ДМИТРИЙ НИКОЛАЕВИЧ (1933-1986гг)

Добром и нежностью влекомый,
Я по родной земле шагал.
Не обижал я незнакомых,
И близких мне не обижал.
Не избегал в дороге риска.
Старался и цветов не мять.
А если вдруг склонялся низко,
То, чтобы птицам не мешать.
Дмитрий Кара Чобан

Дмитрий Карачобан родился 27-го мая 1933г в семье крестьянина-бедняка в селе Бешалма Кагульского уезда Бессарабии (сейчас АТО Гагаузия в Молдавии). Он был единственным ребёнком в семье.

В 1947г. в родном селе окончил 6 классов, а в 1948г. в школе-интернате с. Конгаз — 7-й класс. Первая книга, которую он прочитал на русском языке была «Станционный смотритель». В раннем возрасте Дмитрий Николаевич принял решение уехать из родных мест. В 1950-52 годах в г. Харькове работал рабочим строительного участка № 2, а затем и рабочим льдопункта на станции Харьков-Сортировочная. Там же в 1951-52 учебном году окончил 8-й класс вечерней школы рабочей молодежи. Вместе с Мина Кёся отправился на учебу в Харьковский строительный техникум, откуда позже ушёл служить на Дальний Восток.

В 1952-55 годах служил в рядах Советской Армии на Дальнем Востоке, откуда привез своему отцу скрипку.  Из-за нужды свою он продал. В армии Дмитрий научился играть на скрипке и начал понемногу рисовать.
После армии поехал в Кишинев, сдал экзамены в Республиканское художественное училище им. И. Е. Репина на живописное отделение, проучился там 1,5 года (1955-57гг.) и бросил. «Стал ловить себя на мысли, что откладываю кисть и лезу в карман за записной книжкой. Составил расписание, сколько страниц каждый день нужно читать, чтобы пройти программу 9-го и 10-го классов и стал заниматься» — говорил Дм. Карачобан. Летом 1957г. в Комратской школе № 3 экстерном сдал экзамены за 9-й и 10-й классы.

1959 год стал поворотным в судьбе Дмитрия Карачобан. Он поступил в Литинститут и стихи молодого бешалминца опубликовали в сборнике, открывшем эпоху профессиональной литературы — «Буджактан сесляр» («Буджакские голоса»).

В 1958-64гг. учился на заочном отделении Литературного института им. А. М. Горького в г. Москве и работал в Бешалминской ср. школе единоличным преподавателем младших классов, преподавателем рисования, черчения, гагаузского языка.

Он писал стихи, занимался скульптурой. В мае 1962г. в г. Чадыр-Лунга открылась персональная выставка скульптур Карачобана, в которой было представлено 35 работ. Продлилась выставка 1,5 месяца. Многие из этих работ автор разбил собственноручно: «я испытываю радость от того, что сознаю, насколько это несовершенно, насколько следующий этап работы должен быть плодотворнее».

В 1963г., был напечатан первый авторский поэтический сборник Д. Карачобан на гагаузском языке — «Илк лаф» («Первое слово») — это была дипломная работа Дм. Карачобана.

Его стихотворения были включены в учебники и школьные программы по изучению гагаузского языка. «Великое дело – способность удивляться, тем удивительнее и неожиданнее раскрылся этот сельский учитель на последних курсах института. Оказалось, что Карачобан уже несколько лет гонорары и большую часть заработка тратит на кинопленку, химикаты, запчасти к киноаппарату, на многое другое, без чего немыслимо кинолюбительство, что он — и оператор, и монтажер, и ведущий актер, и, наконец, первый директор студии «Бешалма-фильм», выпустившей с десяток художественных картин, в которых показывал пустынные степи вокруг гагаузских сел, одинокие акации, беленькие хатки, пыльные, широкие большаки, — все это представлено так, как не могли показать опытные и профессиональные кинохроникеры. Нельзя было не залюбоваться, как этот низкорослый, замкнутый студент загорался, когда рассказывал о новых планах и новых замыслах, как он был преисполнен вдохновенной любви к землякам, готов был им служить денно и нощно…» (А. Дементьев «Расти, акация» жур. «Москва» № 2, 1966г.)

Дмитрий Николаевич любил читать свои тексты вслух и делал это блестяще.  В его стихах живут обычаи и обряды, знакомые многим с самого раннего детства. Многие стихи из книги «Первое слово» стали народными песнями, например, стихотворение «Пусть не придут к нам войны». В 1966 году вышел его сборник рассказов «Алчак сачак алтында». С 1968 по 1972 гг. вышло пять сборников стихов, в которых поэт исследует глубину внутреннего мира человека. В 1968г. – вышел сборник стихов «Йаныклык», в 1969г. – «Байылмак». Его лучший поэтический сборник на русском языке — «Азбука открытий», был издан уже после смерти.

Проза Д. Кара Чобан сохраняет лучшие качества его поэзии, простоту и ясность. Его подход в литературе сродни А.П. Чехову требовательностью к себе, и взглядом на человека. Его родная стихия – диалог, потому что в нём звучат неповторимые и, к сожалению, очень часто недоступные для перевода реплики, словечки, фольклорные новеллы.

Дмитрий Николаевич говорил: «Я каждый день пишу по строчке или нахожу верное слово и вкладываю в один из конвертов. Когда материала набирается достаточно, пишу рассказ… Можно думать одновременно над 24 рассказами

Он был талантлив во многих областях искусства. В начале 60-х он начал снимать фильмы о бешалминской жизни, не только документальные, но и игровые короткометражки. Сценарист, режиссер, актер, он создал более 20 фильмов под общим названием «Гагаузские новеллы». Он сам писал сценарии, сам был режиссером, оператором, монтажером. Играли в фильмах его односельчане. С их помощью Кара-Чобан воссоздал на экране народные обычаи гагаузов. В некоторых игровых короткометражках снялся сам, проявив еще один дар — драматического актера. В 1967 году в Кишиневе в Доме кино проходит кинофестиваль. Из 30 работ 8 были отправлены на московский фестиваль. Фильм «Бешалма вчера и сегодня» Дмитрия Кара Чобана получила вторую премию.

Одним из проявлений его творческого дара была живопись. Он писал картины с юных лет и до самой смерти. Особенно хорошо у него получались портреты.  Необходимо отметить, что отношение к своему творчеству у Дмитрия Николаевича было очень самокритичным.

В 1965 –1966гг. Дмитрий Николаевич работал библиотекарем в Бешалме. Он много времени проводил в архивах и читальных залах Москвы, Ленинграда, в своем селе собирал документы. Собирал материалы по гагаузской истории.

Идея создания сельского историко-этнографического музея в Бешалме пришла к учителю местной школы Дмитрию Николаевичу Карачобану после знакомства и общения с гагаузоведом Л. А. Покровской, отец которой в советское время работал заместителем директора по научной работе Музея истории религии АН СССР.  На фото слева направо: Д.Н. Карачобан, И.В. Топал, Л.А. Покровская, З.Н. Карачобан, И.А. Дьячук, Д.И. Савастин.

30 лет Дмитрий Николаевич собирал по крупицам этнографические материалы. Собрав богатейшую коллекцию, он создал в Бешалме первый в мире историко-этнографический музей. Музей открылся в 1966 году. Д.Н. Карачобан был там директором, фотографом и оператором, скульптором, художником, научным и музейным работником. Он часто говорил, что надо вносить свою долю в общую, мировую культуру.

Собирал он архивные документы о том, кто такие гагаузы, как они оказались в буджакских степях, чем занимались, как жили, во что одевались, какие готовили блюда. В то время Дмитрия Николаевича легче было застать в дороге, нежели дома. Он путешествовал, собирая «ценности» для музея. Заходил буквально ко всем. Любой предмет старины будил в нем неистовую радость. Но не все люди просто так отдавали свои вещи. Тогда Кара Чобан расплачивался собственными деньгами — нередко последними в семейном бюджете. Упреки жены вызывали в нем огромное удивление: «Это же для музея, Зина!» И Зинаида Николаевна отступала, хотя семья, в которой росли двое детей, действительно очень нуждалась. Зинаида Николаевна была родом из села Конгаз. Она сумела стать депутатом сельсовета и была заведующей 8 детсадов Конгазского района. Для своего времени она была довольно успешной женщиной, но выйдя замуж оставила карьеру и посвятила себя семье, став единомышленником Дмитрия Николаевича.

Впоследствии и жена стала его единомышленником. Вот интересный пример. Чтобы выставить для обозрения старинную одежду гагаузов, нужны были манекены. Денег на них не было. Тогда Кара Чобан растопил огарки свечей и воском облепил супругу. Было горячо, но она терпела. Так получился необходимый для музея инвентарь.

Ей первой он показывал свои рисунки, читал свои произведения. Она оказала большую поддержку во всех начинаниях и поисках.

Его стихотворение «Оолум, оолум», положено на оригинальную музыку. Принято считать, что музыка народная. На самом деле, музыку к стихотворению «Оолум, оолум» придумала жена Дм. Карачобана, Зинаида. Зимними вечерами, она любила вязать, сидя около печки и напевать эту песню.

В 1982 г., когда музей вел фундаментальную работу по изучению не только материальной, но и духовной культуры гагаузов, а также вел активную массово-просветительскую деятельность, имея относительно хорошую материально-техническую базу и кадровый состав, последовало неожиданное увольнение Д. Н. Кара Чобана по собственному желанию с занимаемой должности директора музея. Затем музей был закрыт, а после ремонта превращен в музей села Бешалма и местного колхоза с понижением статуса до филиала Комратского историко-краеведческого музея.

Дмитрий Кара Чобан, переживая за своё детище, написал письмо Председателю Президиума Верховного Совета:

«МОСКВА, КРЕМЛЬ
Генеральному секретарю ЦК КПСС,
Председателю Президиума Верховного
Совета СССР
товарищу Андропову Юрию Владимировичу

ОСТАНОВИТЕ БЕЗУМИЕ

Наши печать, радио, телевидение ежедневно информируют общество об ужасающих фактах многоликого безумия, происходящего в мире капитала. Среди них и такие чудовищные явления как шовинизм, дискриминация народов и племен, культурный садизм.

Мы, советские люди, выросли в глубоком убеждении, что такие явления чужды нашему обществу и не могут иметь в нем места. “Народов-националистов не было, нет и быть не может”. Этот тезис лежит в основе марксистско-ленинского учения по национальному вопросу.

Культуры всех народов БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ — гениальное явление, чистый родник, поивший и сохранивший все поколения морально здоровыми и дружественными друг к другу.

Высоко и интернационально творчество деятелей культуры всех народов нашей страны, чья культура, в буквальном смысле, была спасена Советской властью…

И вот сегодня я приношу на суд партии почти неправдоподобную историю, которую нельзя назвать иначе, как драматической.

Гагаузы – тюркоязычный народ, который в силу исторических условий не имел своей письменности. Четверть века назад письменность для него все же была введена. Рождались скромные количеством первые литературные произведения, первые лингвистические, фольклорные и этнографические исследования молодых ученых.

Молодая письменная культура имела лишь два скромных жизненных стимула: ЛИТЕРАТУРНУЮ СТРАНИЧКУ, выпускающуюся с трудом один раз в месяц, так как не имела даже одной штатной единицы, ИСТОРИКО-ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ, показывающий всему миру величие ленинской национальной политики, воплощенной в жизнь.

Но в судьбе младописьменной культуры в последние годы произошли крайне тяжелые события.

Совершенно беспричинно вдруг была изъята литературная страничка. Сделано это было самым непристойным образом, негласно, без уведомления деятелей культуры.

Это событие потрясло и травмировало чувства и сознание советских людей, которые ясно осознали: вырван единственный тоненький корень жизни культуры.

Дальше произошло неимоверное. Обращение гордых за свою социалистическую Родину молодых представителей народа к партии и правительству в республике было прозвано “национализмом”.

 Невольно думалось о величайших нелепостях на пути культурного развития человечества. Сознание говорило: “окажись в этой ситуации Блок, Маяковский, Фадеев, Шолохов, они, вне всякого сомнения, были бы так же опорочены самым незадачливым, нелепым образом”.

Не верилось парадоксу. Тем не менее он происходил. В Министерстве культуры Молдавской республики было созвано даже заседание коллегии для обсуждения “возникшего” национализма, хотя в среде народа никогда никому не было знакомо подобное чувство.

Безумие не остановилось на полпути. Выдуманное вдруг “зло” решено было перенести даже на музей. Стали слышаться реплики в адрес материалов о писателях и ученых: “Зачем вы их выставили? Какое вы имели право отражать историю и культуру всего народа?”

После 16 лет существования этого памятника культуры, символа Советской дружбы народов, было приказано снять все материалы с его стендов. Было совершенно ясно, что это — ни что иное, как следующий немыслимый антикультурный акт.

Я, отдавший все свои физические, духовные силы, средства семьи на создание музея, содержание в нем первых сотрудников, не будучи в состоянии разрушить созданное, оказался вне стен музея.

И разрушение состоялось. Стенды сняты, витрины разобраны. Музей превращен в филиал районного музея, без права иметь отныне директора, заведующего, защитника своих фондов, без права отражать в дальнейшем историю, материальную культуру, фольклор, литературу, искусство народности.

Теперь весь материал, не входящий в историю собственного села, будет, безусловно, распущен по миру, распылен по музеям и частным рукам. Все это будет осуществлено с явной целью — не оставить каких-либо вещественных доказательств о существовавшей сокровищнице культуры.

Беспричинное изъятие крохотной литературной странички и запрещение экспонирования в музее предметов материальной и духовной культуры народа — беспрецедентный, п р е с т у п н ы й по своему характеру акт, совершенный тенденциозно, вопреки многотысячному восхищенному мнению советских людей, деятелей партии и правительства, научно-культурных институтов, печати, радио, телевидению страны.

Находясь в крайнем отчаянии, убедительно прошу:
— аннулировать решение о разрушении Бешалминского историко-этнографического музея, как культурного очага, отражающего историю, быт, культурное наследие и новую, счастливую жизнь гагаузской народности в братской семье народов СССР;
— рассмотреть вопрос о предоставлении молодой письменной культуре печатного органа небольшого формата.

30.07.1983 г. ДМИТРИЙ КАРА-ЧОБАН,

село Бешалма член Союза писателей СССР

Комратский район, Молдавия».

Рабочее состояние музея с 1982 по 1984 г. поддерживали Ф. В. Язаджи, В. Д. Хохлов и С. П. Кара. Они в разные периоды исполняли должность заведующего музеем. При новом заведующем музеем — историке, педагоге, поэте Михаиле Васильевиче Кёся — произошли серьезные изменения в положительную сторону: с мая 1988 г. музей стал носить имя своего основателя — Д. Н. Кара Чобана, а год спустя восстановил свою самостоятельность.

Дмитрий Николаевич ушёл из жизни на второй день после скоропостижной смерти супруги — Зинаиды Николаевны. Он сам позвал к себе смерь. Почему? Кто знает… Они похоронены в одной могиле в селе Бешалма. Хоронили всем миром. Пришли даже те, кому при жизни он не нравился, кто завидовал или не понимал яркости ушедшего таланта. Было тихое народное горе.

Дмитрий Николаевич стал первым профессиональным гагаузским писателем. Его произведения переводили не только в Молдове (В. Измайлов, К. Шишкан, Б. Мариан), но и в Москве (В. Кузнецов, Ю. Левитанский). Подвижник культуры конца 70-х, литератор, живописец, скульптор, фольклорист, кинорежиссер и создатель историко-этнографического музея в селе Бешалма, оставаясь с виду простым провинциалом, он отличался эрудицией и образованностью.

Д.Н. Кара Чобан ушел из жизни в 1986 году, в возрасте 53 лет. Все, что он делал: писал, рисовал, ваял, создавал – это талантливо, самобытно и сделано с большой любовью. Его разносторонняя творческая личность и литературное наследие до сих пор являются предметом для изучения во всех школах и университете АТО Гагаузия. Главное в поэзии, прозе и драматургии Д. Кара Чобана — это то, что он дал свободу гагаузскому слову, вложив в него мысли и чувства народа.

Не всегда талантливых людей ценят при жизни, чаще всего чем многограннее человек, тем меньше говорят о нем хорошего. Критики редко благожелательно отзывались о творчестве Дмитрия Николаевича. Вспышки обывательского раздражения усилились, когда Кара Чобан стал писать портреты и занялся скульптурой. Говорили, что у него отсутствует техника и не хватает профессиональных навыков. А вот того, что в его художественных работах живет душа человека критики, не заметили.

Он же доказал своему народу, что ему доступны не только плуг и борозда, но и перо, и кисть. Дмитрий Николаевич был первым, за ним потянулись другие. Только превзойти Д. Кара Чобана по силе слова никто не смог.

Художественная жилка передалась его сыну. Скульптор Афанасий Дмитриевич Карачобан, создал в память об отце замечательный цикл произведений.

В 1993 г. село Бешалма как уникальный очаг гагаузской культуры было вписано Комитетом всемирного наследия ЮНЕСКО в свой периодический бюллетень (Независимая Молдова. 1993.12 окт.). После создания АТО Гагаузия в 1995г. распоряжением башкана Бешалминский историко-этнографический музей им. Д. Н. Кара Чобана был переименован в Национальный гагаузский историко-этнографический музей им. Д. Кара Чобана с прямым подчинением Управлению культуры Гагаузии.

В 1997 г. А. Д. Карачобан ушел с поста директора музея, чтобы заняться скульптурным творчеством и преподавательской деятельностью в Турции, передав бразды правления музеем старшей сестре — Людмиле Дмитриевне Марин. Во многом благодаря кипучей энергии и неиссякаемому жизненному энтузиазму Л. Д. Марин вот уже без малого двадцать лет живет и развивается музей — детище ее прославленного отца Д. Н. Карачобана.

День работника культуры Гагаузии отмечается 27 мая — в день рождения известного гагаузского поэта, основателя первого этнографического музея Дмитрия Карачобана. Этот праздник в автономии отмечают с 2018 года. В этом году деятелей сферы культуры чествовали на торжественном мероприятии в селе Кирсово. Директор национального гагаузского историко-этнографического музея им.Дмитрия Карачобан Людмила Марин была удостоена ордена Михаила Чакир. «Очень большая награда, неожиданная. К ней на протяжении многих лет шла вся моя семья, к ней шли и дошли мои коллеги, поэтому это не только моя награда, это и их награда», — сказала Людмила Марин.

Президент МОО «Союз гагаузов» в  историко-этнографическом музее им. Д. Кара Чобана: ВИДЕО

Кырбоба Иван читает стихи своего прадеда Д.Н. Кара Чобан «Доста» и  «Оолум, оолум»: ВИДЕО

Михайлова С.