20.02.2023г
МАСЛЕНИЦА ИЛИ СЫРНАЯ НЕДЕЛЯ У ГАГАУЗОВ
Масленица в гагаузской обрядности занимает почетное место. В течение всей масленичной недели гагаузы едят молочные продукты, яйца, готовят всевозможные мучные изделия, главным образом, слоеные сырные пироги.
Основными элементами масленичной обрядности являются: обрядовая трапеза, обряд прощения, обрядовые костры, верховая езда (состязания), катанье на санях, всеобщее веселье, в основе которых лежит очистительно-предохранительная магия и элементы культа предков.
Обильное угощение на Масленицу, а также всеобщее веселье, которому придавалось большое значение, связано с магией первого дня (т. е. как встретишь первый день Нового года, так и проведешь весь год). На «сырной» неделе ездили в гости к родственникам на санях, телегах, в зависимости от погодных условий, а холостые парни ездили верхом на лошадях.
Масленица у гагаузов считалась женским праздником, так как значительную часть масленичной недели отмечали в основном женщины. В среду, четверг и субботу на сырной неделе, после обеда, несколько женщин собирались в одном доме с различными женскими работами (шитьем, пряденьем и т. д.). Вечером, из собранных сообща продуктов, они устраивали застолье.
В некоторых гагаузских селах, например в селе Джолтай в масленичной обрядности имели место ряженые, а также использовались маски, например, осла. Две женщины, накрытые шкурой, изображали осла, а другая — наездницу. У одной из женщин, накрытой шкурой, в руках была бутылка с водой, которой она поливала окружающих, вызывая тем самым веселый смех. Следует отметить, что в целом ряженье на Масленицу у гагаузов Бессарабии имело ограниченное распространение, в отличие от многих европейских народов, у которых широко использовалось ряженье и маски различных животных.
Самым важным днем Масленицы было прощеное воскресенье, которое называлось так потому, что в этот день было принято просить прощение за все обиды (грехи) у родственников, соседей и знакомых. Обычай общественного раскаяния у гагаузов назывался prost olmak. Согласно народному обычаю, в этот день семейные пары приходили в гости к родственникам и кумовьям, у которых просили прощение и целовали руку. Посаженые родители одаривали своих приемных детей свечей, вареным яйцом и платком. Свеча символизировала увеличение светового дня и тепла (т. е. приближение весны), а яйцо являлось символом возрождавшейся жизни, которое характерно для природы весной.
Важной частью масленичной обрядности являлись обрядовые костры, которые зажигались возле каждого дома. Через костер должны были обязательно перепрыгнуть все члены семьи. Детей проносили над костром на руках. На более высоких возвышенностях молодежь разжигала большие костры, перепрыгивание через которые сопровождалось криками «Уллю брати» или «Март ичери – пюриля дышары» (Весна в дом – блохи на улицу), значение которых гагаузы и сами не понимали. Согласно народному поверью, масленичные костры «отгоняют нечистую силу».
В масленичную субботу было принято посещать могилы умерших родственников на которых разжигали огни (с. Чок-Майдан), целью которых было «согреть землю» и «пробудить» умерших родственников, которые содействовали бы процессу возрождения природы.
Масленичную обрядность у гагаузов можно классифицировать как праздник прощания с зимой, в основе которой лежат древние воззрения о борьбе весны с зимой. Однако у гагаузов отсутствуют обряды, связанные с сжиганием соломенного чучела, символизирующего зиму. Обычай общественного раскаяния и обрядовые костры имеют место в некоторых гагаузских селах и в настоящее время.
Михайлова София