ХЕДЕРЛЕЗ – 6 МАЯ
Предки оставили нам в наследство обычаи и традиции, обогащающие и очищающие наши души. Одним из самых ярких и главных праздников у гагаузов, идущих из глубины веков, является – Хедерлез – День Святого Георгия. Это праздник обновления природы, символизирующий победу лета над зимой, начало нового хозяйственного года, открытие сезона выпаса домашнего скота. В Георгиев день воздерживаются от любого вида работ, кроме ухода за скотом. Предки считали, что это защитит домашних животных от различных напастей и будет способствовать плодовитости. Существовало ещё много традиций и обрядов, связанных с этим праздником. Одним из основных обрядов Хедерлез были песнопения, поэтому в настоящее время празднование Хедерлез на территории Гагаузии связано с проведение фольклорных фестивалей.
Обряды, связанные с почитанием языческого божества, черты которого в христианстве вобрал в себя св. Георгий, а в мусульманстве св. Хыдыр / Хызр, были широко распространены у многих народов Юго-Восточной Европы, Малой и Средней Азии. Этимологически мусульманский термин Хедерлез обозначает “…‘день пророка Ильи‘ … день Хызыр Ильяса”. Мифологический персонаж Хызр связан с водными источниками и выступает в качестве дарителя изобилия, удачи, покровителя добрых людей, тружеников.
“Hdrellez” у турок и празднование в честь Хыдыра у туркмен также связано с днем 6 мая, с жертвоприношением барана, с поминовением умерших. У мусульманских народов Кавказа обряды, связанные с почитанием св. Хыдыра в основном были приурочены к празднику Навруз или совершались в период молотьбы.
Основными компонентами праздника “Хедерлез” у гагаузов являются обряды и обычаи, связанные с ритуальным жертвоприношением животного (курбан) от первого приплода (в честь умерших предков), со скотоводством, водой и растительностью (сбор целебных трав, промывание глаз, ног, рук росой “чтобы не болели”, обход мужчинами полей с целью определить степень созревания зерновых). Данные обычаи связаны с воззрениями о том, что природа накануне дня св. Георгия приобретала магическую силу.
Центральным моментом праздника было заклание жертвенного ягненка (обязательно мужского пола) и приготовление из него специального блюда — “курбан”. Кровью делали детям кресты на лбу, щеках, подбородке, а также на дверях дома, чтобы предохраниться от “нечистой силы” (cad), которая могла навредить человеку и хозяйству вообще (отнять “ману” (удойность) у молочного скота). Древний обычай приготовления “курбана” наиболее полно сохранился у гагаузов именно в праздник “Хедерлез”. Жертвенного ягненка целиком запекали в печи, предварительно заполнив брюшную полость пшеничной крупой (bulgur) позднее рисом. Общественную трапезу зачастую устраивали на церковном дворе или отдельно на каждой улице.
У болгар “курбан с булгуром” имеет региональное распространение, но в основном используется “вареный курбан” (мясо сваренное в воде). Приготовление из мяса жертвенного животного обрядового блюда с крупой известно у некоторых тюркоязычных народов Средней Азии и Казахстана, у которых оно использовалось в поминальной обрядности.
Ритуал “поедания” жертвенного ягненка обставлялся различными запретами: при еде нельзя было ломать костей, чтобы не “нанести физических увечий овцам”. Данный запрет связан с воззрениями о возрождении и размножении жертвенного животного. К архаическим элементам также относится использование костей и крови жертвенного животного, в основе которых лежит контактная магия для увеличения плодородия земли, скота и людей.
Важной частью праздника “Хедерлез” были качания на качелях (“чтобы летом работа была легка”) и спортивные состязания по борьбе, которые являются пережитками культа умерших и, вероятно, символизировали борьбу лета с зимой. В праздник “Хедерлез” подводили некоторые итоги за прошедший год (детей взвешивали и измеряли им рост, сравнивая эти данные с предыдущим годом), а также гадали об урожае, о семейном счастье.
Особенностью гагаузской обрядности праздника “Хедерлез” является отсутствие некоторых элементов, составляющих важную часть георгиевской обрядности у народов Балкано-Карпатского региона (болгар, албанцев, румын, молдован, народов Югославии): многочисленных обычаев, связанных с первым доением овец (украшение зеленью сосудов для доения, загонов для овец и т. д.) и обрядовым выгоном скота на пастбище, с употреблением первых молочных продуктов (свежеприготовленной брынзы или сырого молока). Отсутствует также обрядовый фольклор, связанный с именем св. Георгия, что позволяет предположить, что праздник “Хедерлез” у предков гагаузов в древности не связывался с именем св. Георгия.
Отсутствие в обрядности праздника “Хедерлез” у гагаузов некоторых обычаев, связанных со скотоводством и растительностью, распространенных у народов Балкано-Карпатского региона, в какой-то степени объясняется их утерей или забвением. Однако ответ о наличии или отсутствии тех или иных элементов в обрядности этого дня, на наш взгляд, следует искать в этнической специфике гагаузов. Вероятно, обычаи с зеленой растительностью в большей степени характерны для земледельческих народов и связаны с праздником “первой зелени”, а обычаи с ритуальным употреблением первых молочных продуктов имеют, по мнению болгарского этнографа Т. Колевой, балканское происхождение и связаны с культом богини Кибелы и балканской дославянской пастушеской культурой. Следует отметить, что отсутствие обрядов, связанных с растительностью, обрядовыми огнями, первым доением и выгоном скота характерны также для восточной Болгарии (где довольно значителен тюркский элемент) и для турок.
Таким образом, праздник “Хедерлез” у гагаузов включает в себя обычаи и обряды, связанные со скотоводческой традицией древних тюрок (в которых проявляются пережитки культа предков, культа дикой природы) и с аграрной обрядностью народов Балкано-Карпатского региона.