ГАГАУЗКИЙ ЯЗЫК
Драгой Ф.Г.
Гагау́зский язы́к — язык гагаузов, относится к тюркским языкам. В настоящее время распространён на территории Молдавии (Автономная республика Гагаузия), в Одесской области Украины, а также незначительными ареалами — на территории среднеазиатских республик Казахстан и Узбекистан. Численность говорящих на Гагаузском языке в мире — около 250 000 тыс. человек.
Выделяются два основных диалекта гагаузского языка — чадырлунгско-комратский (центральный) и вулканештский (южный), имеются также смешанные и переходные говоры. Общепризнано, что гагаузский язык принадлежит к огузской подгруппе тюркских языков. Так же считается, что ближайший ему родственный язык — турецкий. Тем не менее, в отличие от турок-мусульман, гагаузы исповедуют православие (как и чуваши, алтайцы, хакасы, шорцы, якуты).
Выдвигались гипотезы о происхождении гагаузского языка от печенежского, огузского, куманского. Косвенные подтверждения этому обычно ищутся в истории, этнографии и фольклоре гагаузов. Как известно, в XI веке кочевые тюрки-огузы были оттеснены половцами (или куманами, или кипчаками) в Подунавье. Далее данные о них теряются. Вместе с тем известно, что гагаузы переселились на территорию Российской империи в конце XVIII — начале XIX столетия. Язык имеет ряд балканских черт, в частности, наличие гласной среднего ряда близкой болгарской «ъ» и молдавской «ă».
Первоначально в гагаузском языке использовался греческий алфавит.
В 1957 году была создана гагаузская письменность на основе кириллицы (существовавшие до этого алфавиты использовались эпизодически).
В 1996 г. на территории Республики Молдова окончательно переведена на латиницу, модернизированную по турецкому образцу (с добавлением дополнительных букв Ä и Ţ для обозначения специфических звуков).
Современный гагаузский алфавит:
А а Ä ä B b C c Ç ç D d Е е F f
G g H h I ı İ i J j K k L l M m
N n O o Ö ö Р р R r S s Ş ş T t
Ţ ţ U u Ü ü V v Y y Z z
Некоторые интересные факты:
Востоковед Т. Ковальски из Университета в Краковии, изучавший турецкие диалекты, установил, что гагаузский язык является самостоятельным и состоящим из трех слоев:
– архаический лингвистический уровень (печенеги, узы, куманы), берущий свое начало в XIII веке;
– уровень, взятый из южно-турецкого языка (XIII-XIV века), диалект, используемый в Сирии;
– уровень, исходящий из османского турецкого языка.
Такой теории придерживается большинство учёных. В своей работе «На каких языках говорят в мире?» Л. Уальд и Е. Слэйв поместили гагаузский язык в группу тюркских языков и предоставили следующую классификацию: языки тюркской группы делятся на две ветви – востока и запада.
Западная ветвь включает следующие группы: болгарский, огузский, кыпчакский и карлукский.
В болгарскую группу входят языки: старо болгарский, хазарский и современный язык чувашей.
В огузскую группу входят подгруппы: огузо-туркменский, огузо-болгарский и огузо-селджюкский.
– Подгруппа огузо-туркменского языка включает в себя старый язык огузов и современные туркменский и трухманский языки.
– Подгруппа огузо-болгарских языков включает старые языки печенегов и узов, а также и современный гагаузский язык.
– Огузо-селджюкская подгруппа захватывает селджюкский и староосманский языки, а также современные турецкий и азербайджанский.
В группу кыпчакских языков входят следующие подгруппы:
– кыпчако-куманский (старый язык куманов и современные языки караимский, кумыкский, карачаево-балкарский и язык крымских татар),
– кыпчако-болгарский (язык Золотой Орды и современные татарский и башкирский языки),
– кыпчако-ногайский (ногайский, каракалпакский, казахский).
В группу карлукских языков входят подгруппы:
– карлуко-уйгурский (старый язык уйгуров) и
– карлуко-хорезмикский (язык Белой Орды, нагатайский, старо узбекский, а также современные узбекский и уйгурский).
Гагаузоведы Молдовы придерживаются мнения, что гагаузский язык является самым близким в язык огузов (УЗОВ). Николас Поп в своей работе Introduction to Altaic Linguistics представил следующую классификацию тюркских языков:
- Якутский;
- Северо-восточная группа или тувинско-хагасская: тувинский, карагасский, хакасский, уйгуро-урянский, шорский, чулымский, тубинский;
- Северо-западная группа или кыпчакская: алтайский, башкирский, каракалпакский, кабардино-балкарский, караимский, казахский, киргизский, кумыкский, ногайский, татарский в регионе Волги, Сибири, Крыма и Добруджи;
- Юго-восточная группа или чагатайская: узбекский, уйгурский, саларский, карлукский;
- Юго-западная группа или огузская: турецкий, азербайджанский, туркменский, гагаузский.
В основу данной классификации тюркских языков положены определенные различительные признаки, относящиеся к фонетике, морфологии и лексике. Названия вышеназванных групп тюркских языков, таких как огузская, кыпчакская, карлукская, даны по названиям некоторых древних и средневековых тюркских племен (огузы или гузы, узы, кыпчаки, карлуки), известным по письменным источникам. Все эти племена, а кроме них более 20 тюркских племён, в последствие вошедших в гагаузский народ, опираясь на свои корни, имея общие основы языка, трансформировали отдельные его элементы для лучшего взаимопонимания.
Огузская группа, к которой относится и гагаузский язык, названа так потому, что предками азербайджанцев, гагаузов, турок, туркмен, халаджей и хорасанцев считаются огузские племена, упоминающиеся впервые в древнетюркских (орхоно-енисейских) памятниках рунического письма (VII-VIII веков), затем – в памятниках уйгурского и арабского письма (IX-XII веков), а также в Византийских рукописях X-XI веков.
Некоторые сведения о языке огузских племен имеются в фундаментальном тюркоязычном словаре филолога XI в. Махмуда аль-Кашгари “Divan-u lugat-it-T?rk” («Собрание тюркских языков»), написанном в 1072-1074 гг. Словарь Махмуда Кашгарского содержит тюркские слова, выражения и стихи из народных песен тюркских племен Средней Азии (особенно уйгуров) с переводом и толкованием на арабском языке. Единственная рукопись словаря Махмуда Кашгарского датированная 1266 годом, хранится в Стамбуле.
В тюркологии считается, что наречия (или диалекты) огузских племен IX-XI веков явились языком-основой для развившихся позже следующих языков: туркменского языка в Средней Азии, языка балканских тюрков – узов, и печенегов (на основе которых, по-видимому, образовался современный гагаузский язык), азербайджанского языка в Азербайджане и Иране, турецкого языка в Турции и других странах (развившегося из сельджукского и староосманского языков).
Письменных памятников на огузском языке-основе не имеется. Он может быть отчасти восстановлен только путем сравнительно-исторического исследования тюркоязычных письменных памятников и современных тюркских языков с их диалектами.
Учитывая ранее (X-XI вв.) отделение части огузских племён от основной массы среднеазиатских огузов и длительное формирование гагаузского разговорного языка на Балканском полуострове в XII-XVIII вв., следовало бы выделить современный гагаузский язык из западно-огузской подгруппы как особый, «балкано-огузский» тюркский язык.
Желание отдельных ученых выделить на Балканах огузскую группу, возникает скорое всего из-за того, что гагаузский язык существенно отличается от языков всех перечисленных тюркских племён. Основная причина скрыта в том, что база языка заложена на Балканах, ветвью народа УЗЫ.
В одном из общедоступных источников XV века кратко упоминаются потомки племени kanga-guz, а скорее всего, имелось в виду название ГАНГАУЗ, ветвь УЗЫ, откуда они пришли на Балканы время или ряд подмен скрыло. Слово ГАНГАУЗЫ (КАНГАУЗЫ) – УЗЫ постепенно было спрятано в более сильном звуке этих земель – ГАГАУЗЫ (скорее всего это время и отмечено как самоназвание гагаузского народа). При этом необходимо отметить, что сам язык, привнесённый на Балканы ветвью узы в новом своём воплощении, защищал глубинную сущность духа гагаузского народа.
Другие группы ветви народа УЗЫ, пришедшие из Алтая и других уголков мира на много позже в начале 1000 годов, язык предков частично смешали с языком других родственных тюркских племён. Это положение дел, как и другие вопросы жизнедеятельности человека в то время, не помешали объединению со своими соплеменниками. Признав силу защиты слова «ГАГАУЗ», все группы ветви УЗЫ, половцы, печенеги, куманы, скорее всего, впустили или пригласили тюркские племена бывшего ОГУЗСКОГО государства, оказавшиеся в это время на Балканах, войти в гагаузский народ и стать его частью.
В конце XVIII – начале XIX веков большая часть гагаузов вместе с частью болгар, греков, албанцев, сербов, валахов переселилась из Османской Империи в южную Бессарабию (Буджакская степь), вошедшую в состав России с 1812 г. В это время гагаузский язык, несмотря на все сложности, сохранялся, как было отпущено предками, ветвью народа УЗЫ. Меньшая часть гагаузов тех, кто остался в Болгарии (в основном, в районе Варны), где гагаузские говоры постепенно сильно сблизились с соседними говорами турецкого населения северо-восточной Болгарии.
Гагаузы, живущие уже более двух столетий в Буджаке, сохранили не только свой самобытный разговорный язык, но и дух истинной связи с прямыми предками – ветвью народа УЗЫ. Именно на его основе в настоящее время создают гагаузский письменный и литературный язык.
Установлено, что Балканские тюркские племена, гаджалы, тозлуки, герловцы, кысылбаши, юруки, караманли, сургучи пользовались южным диалектом (настоящим греческим» «приморским»).
Центральный диалект, в прошлом принадлежал «болгарским» гагаузам. К вышесказанному добавим такой факт, что исследования многократно запутанной истории, языка, этногенеза гагаузов ещё только начинаются.
У многих гагаузов, особенно в последние десятилетия, возникает вполне законный вопрос о родстве гагаузского и русского языков. Гагаузы и русские на протяжении многих столетий используют схожие по звучанию слова, но несущие разную смысловую нагрузку. Эти слова на подсознательном уровне направляют мысль многих на выяснение вопроса о происхождении гагаузов и гагаузского языка. В глубинах подсознания, в психике человека эти вопросы выполняют важное действие связи с особыми силами природы.
Гагаузы пользуются русским языком, находясь в других странах и при этом, реально чувствуют себя русскоязычным народом. С учётом всего происходящего в мире, гагаузы ощущают неочевидность того, что новым поколениям гагаузов в настоящее время природой отпущена большая возможность само реализоваться в разных направлениях науки, общекультурных ценностях всего современного общества. При этом подсознательно опираясь на духовные труды предков, дух гагаузского народа, им удаётся не только сохранять свои обычаи, культурные ценности, но и делать новые шаги для достойного признания в мире.
вернуться в ЯЗЫК