Традиции

02.01.2021г

ТРАДИЦИИ НА НОВЫЙ ГОД И РОЖДЕСТВО

Как рассказывается в книге «Гагаузская календарная обрядность» (Евдокия Сорочану, 2006), Новый год наиболее насыщен обрядами и различными видами ритуальных обходов. В новогодней обрядности гагаузов переплелись элементы обычаев и обрядов различных народов, населяющих южные районы Молдовы.

В канун Нового года, после полудня, мальчики в возрасте 6-13 лет ходят по домам и исполняют пастушью колядку на румынском языке «Plugumoşi». Обязательным атрибутом обряда являются колокольчики (traka), которыми колядующие звонят в момент исполнения припева колядки. Хозяйки одаривают детей, как и на Рождество, калачами, орехами, конфетами, мелкими монетами. С наступлением темноты колядуют (hêy-hêy gezerlär) взрослые ребята. Число колядующих в канун Нового года значительно меньше, чем в Сочельник, но и здесь колядки-plugumoşi разносятся по селу до поздней ночи.

Ходят на hêy-hêy группами в 4-5 человек, в дом колядующих не приглашают, колядки исполняются во дворе. Один из участников обряда читает колядку, другой дудит в бухай (инструмент, воспроизводящий рев быка), приготовленный специально для совершения данного обряда.

Что касается девочек, то их время придет 14 января: тогда они (suvrakçılar) будут обходить дома, поздравляя с наступившим Новым годом и ударяя трижды домочадцев по спине прутиками или сурваками, желая счастья, здоровья, плодородия в наступившем году. При этом хозяйки домов обрывали кусочки бумажных полосок или веточек и клали их в куриные гнезда, – чтобы куры в наступившем году хорошо неслись. Детей одаривали конфетами, домашним печеньем, бубликами, мелкими монетами, в некоторых селах — вышитыми платочками, ожерельями, браслетами.

На Новый год по селам ходят ряженые с маской козы (kapra). Ряженый надевал мешок, украшенный разноцветными бумажными полосками, на голове — маска козы с открывающейся пастью. «Козу» сопровождает музыкант, он играет на гармошке, а «коза» прыгает, щелкая деревянной пастью. Хозяева дома вкладывают в пасть мелкие монеты, благодаря, таким образом, за поздравления. Обязательным было и остается по сегодняшний день обычай посещения крестных кумовьями. Молодые кумовья несут большой калач (sinidä kolаç), на нём — курица отварная, конфеты, печенье, в руках — бутылка самогона (сейчас – водки, коньяка) и графин вина.

Молодоженов, женившихся в минувшем году, сопровождает мать жениха. Гостей обильно угощают и одаривают подарками и деньгами (в первый год дарят молодым, а затем — их детям). Обходы близких родственников молодыми парами с водкой и калачом продолжаются до Иванова дня.

С Новым годом у гагаузов связано немало поверий. Считалось, что в этот день дом должен быть убран и выметен, все дела по дому закончены, члены семьи должны вставать рано, – чтобы рано вставать весь год.

Обычно в предновогоднюю ночь и в канун Рождества постель для сна не расстилали и свет в лампе не уменьшали. Здесь просматривается момент бдения, связанный с ритуальным горением огня у южных славян. Так же, как и у болгар, существовал обычай: тому, кто чихнет за столом в канун или в первый день Нового года (Сурваков), хозяин дома обещал подарить весной первого ягненка. В настоящее время этот обычай местами сохранился, но вместо ягненка обычно обещают большой подарок.

Второй день Нового года у гагаузов известен как скотоводческий праздник (Hayvannarın günü). В этот день принято угощать во здравие крупного рогатого скота. Мужчины собирались, ели, пили, каждый старался угостить своим вином, — чтобы скот был здоровым и размножался.

Накануне поздно ночью молодые ребята (ухаживающий парень со своими товарищами) шли в дом девушки чистить стойла. Совершался обряд «Dam kürümää». Должны были они это сделать тайно, без ведома хозяина. Помогала им в этом девушка: она оставляла с вечера калитку незапертой, подсказывала ребятам, где лежат лопаты, как пройти незаметно к стойлам. Очистив хлев, ребята стучали в окна, будили хозяина и просили за свой труд вознаграждение.

На следующий день хозяин обязан был устроить konuş (гулянье, пиршество).

Этот обычай – «Dam kürümää» (буквально «чистить конюшню, хлев») — носил очистительно-магический характер, он совершался для защиты.