Праздник

01.03.2021г

ДЕНЬ БАБЫ МАРТЫ

В народе воспринимался как первый день весны и назывался по-разному: 1 Марта, Баба Марта, Святая Евдокия. В большинстве гагаузских сел эту дату отмечали в честь Бабы Марты, а в некоторых селах Комратского района – в честь «Бабы Докии» (с. Чок-Майдан). Согласно же православным святцам в этот день чествовали Преподобную мученицу Евдокию. Первого марта детям и девушкам повязывали на кисть или шею красную и белую шерстяные ниточки, которые носили до прилета первых птиц (ласточек или аистов). Такие же ниточки навешивали  на шею домашним животным и ветви плодовых деревьев. Подвешивали к стрехе дома кусок красной ткани или красный пояс, «чтобы солнце светило ярче». В основе мартовских обычаев лежит увеличение солнечной активности с помощью красной материи. Традиция ношения мартениц, мэрцишоров широко распространена у народов Балкано-Дунайского региона. Красный цвет ассоциируется с очищающим пламенем, с огнем, в котором сгорает зло. У многих ин-доевропейских народов красный цвет, как цвет огня, играет защитную роль. Предметы красного цвета – тряпочки, ниточки наделялись магическими свойствами. Красная шерстяная нить широко используется в лечебной обрядности. Белый цвет – символ чистоты, у многих народов – символ жизни. Символика белого цвета связана с его противопоставлением черному. При этом белый цвет имеет положительное значение и подчеркивает праздничность. Магический смысл мартениц как оберегов уже забылся, теперь их дарят друг другу, поздравляя с приходом весны.

Археологические раскопки в Румынии доказывают, что амулеты, наподобие современного мэрцишора, существовали ещё около 8 тыс. лет назад, в Древней Фракии. Тогда они делались в форме двух маленьких камешков, раскрашенных в белый и красный цвет, носившихся на шее. Впервые мэрцишор был упомянут Иордаке Голеску. Фольклорист Симон Флоря Мариан писал, что в Молдове и Буковине мэрцишор состоял из золотой или серебряной монеты на красно-белой нити, которую дети носили на шее. Девушки тоже носили мэрцишор на груди, как ожерелье, первые 12 дней весны, а потом вплетали его в волосы до прилёта аистов или до цветения первых деревьев. Тогда красно-белая нить привязывалась к дереву, а на монету покупали каш (вид овечьей брынзы).
Михайлова С.