Межрегиональная общественная организация

Союз гагаузов

ВСЕМ МИРА И ИСПОЛНЕНИЯ МЕЧТЫ

ПАСХА

                                                                                            Квилинкова Е.Н.

 

Пасха (Паскелля) считается большим религиозным и народным праздником. Дата празднования Пасхи определяется по лунному календарю (после наступления первого весеннего полнолуния в период апреля – мая). Ко дню Пасхи производили в доме все ремонтные работы: покраску, побелку, глиной обмазывали полы в домах. Детям покупали что-либо из одежды.

На пасхальное богослужение в церквях собиралось много людей. В полночь прихожане вместе с духовенством совершали крестный ход вокруг церкви. Свечу с пасхальной заутрени “окунмуш атеш” несли зажженной домой, как и в Чистый четверг, и давали подержать всем домочадцам. Ею зажигали фитиль в лампадке, а также венчальные свечи. После пасхального богослужения совершали обряд причастия и освящали обрядовый хлеб, яйца, свиное сало (от паралича) и семена мака (с. Бешгёз). В церкви и дома, родственники и соседи обменивались поздравлениями и обрядовой едой (пасхой и яйцами).

В некоторых гагаузских селах (Авдарма, Чок-Майдан, Дезгинджа, Баурчи, Джолтай) на Пасху дети ходили из дома в дом, поздравляли домочадцев с праздником Воскресения Христа и целовали им руку. Данный обычай называется “Ходить с красным яйцом”. Поздравления произносили на славянском и гагаузском языках. Детей одаривали крашеными яйцами и сладостями. В с. Чок-Майдан дети ходили с палочкой, разукрашенной цветной бумагой, как на Новый Год в обряде Сурваки, что объясняется трансформацией обряда.

На Пасху, как и на Новый год, семейные пары приходили в гости к матери невесты, а молодожены – к посаженым родителям. Уже на втором году замужества посаженых родителей приходила поздравлять с подарками только женщина, которую в ответ также одаривали подарками. Данный обычай исполнялся в с. Бешалма и Баурчи еще лет 20 назад. Обычай, в котором именно женщине отводилась роль поздравителя посаженых родителей с праздником Воскресения Христа, вероятно, связан с библейским сюжетом, в котором Мария извещает людей о воскресении Иисуса Христа. В настоящее время к посаженым родителям в гости приходят оба супруга.

Важную часть пасхальных праздников составляли молодежные развлечения: танцы (хоро, жок) и состязания по борьбе (гюреш) (с. Конгаз, с. Дезгинджа, г. Чадыр-Лунга, с. Копчак, г. Вулкэнешть), которые повторялись каждое воскресенье, вплоть до праздника Хедерлез. Для победителя учреждался специальный приз – баран, петух, деньги. На такие праздники собирались жители нескольких сел.

Излюбленным занятием детей и молодежи на Пасху являлось катание с горок крашеных яиц, а также обычай биться крашеными яйцами.

Об истории празднования Пасхи. Первую Пасху праздновали древние Иудеи за 1500 лет до Рождества Христова. Тогда это был праздник освобождения евреев от египетского плена (слово “Песах” значило “исход, избавление”). Христианскую Пасху, Новозаветную, апостолы установили скоро после крестной смерти и воскресения Иисуса Христа.

Сначала христианскую Пасху праздновали одновременно с иудейской, в день приготовления евреями пасхального агнца. Пасхальная жертва стала олицетворять Иисуса Христа, пожертвовавшего собой ради человечества.

Во II веке к Пасхе, которую посвящали смерти Спасителя, добавили второй праздник – Пасху в честь его воскресения. И только в V веке на Вселенских Соборах отцы Церкви окончательно утвердили сроки, обряды и каноны Пасхи. Они установили, что христианская Пасха – это праздник Воскресения Христова. Ее обязательно празднуют отдельно от иудейской, в первое воскресенье после полнолуния, которое следует за мартовским равноденствием 21 марта. У православных церквей Пасха приходится на период с 22 марта / 4 апреля по 23 апреля / 6 мая. Поэтому христианская Пасха осталась праздником, дату которого нужно исчислять каждый год. По ней определяют даты других переходящих праздников.

В пасхальной обрядности яйцо занимает важное место. Красное яйцо – символ воскресения, символ Пасхи. Есть предание о том, что обычай красить яйца появился благодаря разговору Марии Магдалины с римским императором Теберием. Она подала ему яйцо с возгласом: “Христос воскрес!”.

Император засомневался, что смертный человек может воскреснуть из мертвых. “В это также трудно поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!”.

И в тот же момент белое яйцо стало алым.

В христианской религии яйцо получило новое символическое значение. Как из яйца возникает новая жизнь, так мир заново родился после Воскресения Христова. Красный цвет не только говорит о радости воскресения и о возрождении рода человеческого, но еще и напоминает о крови, которую Христос пролил на кресте, искупая грехи человечества.

Сначала яйца красили только в красный цвет, но позднее стали раскрашивать во всевозможные цвета и даже разрисовать их (писанки).

Доктор истории Елизавета Квилинкова