4. Храм Воскресения Христова или Храм «Спас-на-крови»

  1 марта 1881 года бомба, брошенная народовольцем Игнатием Гриневицким, повернула колесо истории России. Не стало императора, в значительной мере отразившего надежды передовых русских людей, русской интеллигенции.

В память о мученической смерти императора Александра II на месте его убийства построили храм. Он был освящён при его внуке как храм Спаса на крови.

Храм выделяется живописным силуэтом, ярким многоцветным убранством и своими древнерусскими формами составляет резкий и неожиданный контраст с окружающей его архитектурой. Шатёр церкви возносится на высоту 81 метр. Это девятиглавый храм, вмещающий 1600 человек.

Храм Спас-на-крови был возведён в 1883-1907 годах. Живописные композиции из мозаики создавались в мастерской Александра и Владимира Фроловых по оригиналам художников Виктора Васнецова, Николая Бруни и др. Внутри храма мозаика сплошь покрывает стены, столбы и своды. В отделке интерьера использована богатейшая коллекция самоцветов. Над бережно воссозданным местом ранения Александра II установлена шатровая сень. Для иконостаса выполнены иконы по эскизам Нестерова и Васнецова – “Богоматерь с Младенцем” и “Спаситель”.

Хотя храм увековечил трагическое событие в истории России, девятиглавое здание поражает своей яркой, пёстрой красотой. На фоне строгой архитектуры Северной столицы оно кажется яркой расписной  игрушкой. Прослеживается сходство собора с храмом Василия Блаженного в Москве.

Даже до революции в соборе Воскресения Христова не проводились регулярные службы, если только они не были связаны с именем Александра II. Храм был в ведении Министерства внутренних дел, и потому был закрыт для свободного посещения, вход осуществлялся только по пропускам.

В 1930 году он был закрыт, а уже через год встал вопрос о разборке собора. В 1938 году этот вопрос был решён положительно, от разрушения храм спасло только начало Великой Отечественной войны.
Во время блокады в Спасе на Крови располагался морг, куда свозились погибшие жители города.

Одно время храм был известен под именем «Спаса на картошке»: в его помещениях в военные годы устроили хранилище овощей. Позже собор служил складом декораций Малого оперного театра, сейчас это Михайловский театр.

Лишь с конца 60-х храм, уже находившийся в аварийном состоянии, был взят под охрану и преобразован в музей (филиал Исаакиевского собора). Начатые в 70-е годы восстановительные работы продолжались вплоть до 1997 года. В результате была проделана работа, по объёму сопоставимая с той, что изначально стояла перед архитекторами и строителями.

Храм очень много лет реставрировался, в народе говорили, что леса будут стоять до тех пор, пока стоит советская власть. Возможно, что это совпадение, но леса разобрали незадолго до августовских событий в Москве в 1991 году.

19 августа 1997 года (то есть ровно через 90 лет после освящения) музей-памятник «Спас на Крови» был открыт для посещения.

Ризница Храма Спас-на-крови. Выставка камней.

В 1907-м архитектор Парланд, возводивший собор Воскресения Христова на Крови, построил и часовню-ризницу, которая была освящена 27 апреля 1908 года. Храм Спас-на-крови был мемориальным, поэтому вся Россия посылала будущему храму пожертвования: картины на библейские сюжеты, иконы, церковные предметы, даже фамильные драгоценности и столовое серебро. Ризница предназначалась для хранения всех этих даров, которые «в память человеческого очень важного патриотического чувства» было решено не продавать ради финансирования строительства, а оставить «для обозрения всех желающих».

Ризницы были первыми музеями на Руси – в кремлях, при соборах, в них хранились ценности. Великие князья, уходя в поход, оставляли в них свои вещи. Они именовались тогда древлехранилищами.

В советские годы часовня-ризница была, что называется, перепрофилирована, здесь размещалась Вторая механизированная колонна Севзапрыбпрома. Затем – реставрационные мастерские, которые обслуживали Спас-на-Крови во время его долгого восстановления. Возвращение ризницы в свою ипостась произошло в 1996-м, когда за год до открытия возрождённого храма здесь начала работу выставка «Император Александр Второй». Эта выставка работала по 2004 год, затем здесь решено было сделать Музей камня.

Директору Николаю Бурову была представлена модель Исаакиевского собора из янтаря совершенно удивительное произведение. Модель показывает не сегодняшний вид храма, а тот вариант Монферрана, который остался невоплощённым, в нем гораздо больше скульптур и собор окружает невысокая ограда в форме креста.

Модель Исаакиевского собора в центре ризницы («как в дарохранительнице») окружена иконами из янтаря – это икона cв. Николая, cв. Георгия Победоносеца и Царственные Страстотерпцы. Иконы, как и модель собора выполнены художником Александром Крыловым, который работал над воссозданием Янтарной комнаты и деревянной модели Исаакиевского собора.

jantar_isaakiy_1_resizeа1Muzkam_resize

Материал подготовлен Михайловой С. (10.01.2014 г)