Потомок узов Огуз-хан

«Огуз-хан, также Огуз-каган (туркм. Oguzhan) — легендарный герой-прародитель потомков огузских племён (туркмены,азербайджанцы, турки), и уйгуров. С XIX века обычно используется как чисто литературный персонаж.

Некоторые исследователи-востоковеды (Иакинф (Бичурин), Ф. Хирт) отождествляют Огуз-хана с реальным историческим лицом — хуннским шаньюем Модэ».

Во многих исторических сообщениях вместо узы пишут огузы и наоборот. Правильно ли это? В принципиальной основе узы и огузы  по происхождению имеют единое древо, но имеют и множество различий.

При этом многие востоковеды не указывают на то, что до рождения Огуз-хана, огузов не было, а были узы. В легендах, отражающих до исламское представление об Огуз-хане, чаще всего упоминаются только имена его детей. Эти имена сохранились до настоящего времени. Но с небольшими искажениями, например, вместо ГЁК – КЁК – небо, ТАГ- гора, ТЕНИЗ-ДЕНИЗ – море. Эти слова понятны на современном гагаузском языке. Подобные искажения пронизывают всю историю гагаузского народа.

Попробуем проанализировать некоторые факты из истории огузов.

«С 6-го века Огузы были одними из Тюркских членов в Кок-Тюркском (гёк-тюркском) Каганате».

Обратим внимание на некоторое вроде бы не значительное искажение. С 6-го века Огузы, здесь должно быть УЗЫ, были одними из Тюркских членов в Кок-Тюркском, вместо слова ГЁК (гёк-тюркском). КОК означает запах. Узы становясь Огузами теряют по меньшей мере 500 лет жизни первого тысячелетия от Рождества Христова и не просто 500 лет жизни народа узы, а целый период и многих других народов, оказавшихся рядом с узами в это время. Кто решил выбросить на историческую обочину судьбу предков многих племён и народов? И кому это было нужно?

Современному обществу известно как писали историю одних народов в угоду другим, закладывая ложь и определённую политическую позицию. Можно представить, что стирая 500 лет жизни узов или любого другого народа, дальше выстраивают лживую историю, способную разрушить представление о своём народе у целого поколения. Способен ли современник понять, где правда, а где ложь?

«Часть тюркских племён, входивших в гёк-тюркское ханство с 6-го века, в период смут, начавшийся в 630 г., объединились между собой в союз, в результате чего создали девяти-огузское “ханство” в районе рек Толга и Селенга».

Может девяти узыских ханств, если это не так, то по какой причине узы вдруг стали огузами? В отдельных сообщениях, прикрывая этот момент истории говорят о древних огузах, видимо, чтобы не говорить узы-гузы?

«Огузы , побеждённые Ильтеришем в 682 году (война на коровьем озере) были в таком статусе. Монумент (балбал) правителя огузского государства Баз-кагана, погибшего в этом сражении, был после поставлен у могилы Ильтериша-кагана».

Здесь так же вместо огузы следует понимать узы и если слова «бал-бал» означает «мёд-мёд», то слово БАЗ от слова БОЗ-каган или освещающий эти события человек далёк от понимания современного гагаузского языка.

«682 Обеспокоенные продвижением Кутлуга огузы, жившие по берегам Селенги, предприняли попытку сотрудничества с китайцами и китанами». Здесь так же КАТЛУГ–огузы это, скорее всего узы.
«682 Наступление, совершенное по совету Тоньюкука на берегу Коровьего озера было удачным и устранило огузскую опасность.
В 6-9 века Огузы: жили в районе реки Селенга
».

Не огузы, а узы. Обратим внимание на переход с 6 на 9 век. Этим как бы случайно обходится период рождения Огуз-хана 700 г. Вместо этого предлагается легенда.

«Доисламские представления об Огуз-хане найдены в уйгурской рукописи XV века «Огуз-наме». Согласно легенде, Огуз-хан был зачат его матерью от световых лучей. Он родился уже богатырём и почти сразу сразил чудовище-единорога. Внешность Огуз-хана описывается так: «ноги его… подобны ногам быка, поясница — пояснице волка, плечи — подобны плечам соболя, а грудь — груди медведя.

716 г. Восстание Девяти огузов и смерть Капаган кагана.
716 г. Куль-тегин совершил 5 походов на огузов, в четырёх из них участвовал и Бильге».
В это время огузы ещё узы.

«В результате похода, вынужденно совершенного в 715 г. каганом на племена огузов, были убиты их животные. В 716 г. одно из огузских племен – байырку – было жестоко подавлено.

Мудрец Тоньюкук вместе с Илтериш каганом убили очень много китайцев на юге, китаев на востоке, огузов на севере.
Борьба огузов продолжалась с прежней силой. Даже в год, когда было потеряно много животных из-за засухи, Бильге был в походе. Уч-огузы (3 Огузов = Карлуки), наступавшие на Отюкен были отбиты. Огузы, начавшие наступление, договорившись с татарами, потерпели поражение в войне под Агу, в результате чего массы огузов покинули страну и отошли к границам
Китая (717-718)». В это время огузы ещё узы.

«В тюркской истории есть и другие примеры когда “народ”, поддерживавший в свое время династию, начал борьбу с нею. Сопротивление карлуков Кара-ханам, туркменов-седжукским султанам, борьба султана Санджара, который сам был огузом, с непокорными огузами…есть множество примеров такого рода. 775 г. Ибнуль-Эсир указывает, что во времена халифа эль-Мехди (775-785 гг.) огузы пришли в окрестности Мавераннахра».

«В это время огузы уже могли быть, потому что уже была Огузская держава (750 г). Историки, взяв за основу огузов практически приписали им все ранние успехи и проблемы Узов, их предков.
Члены “огузского союза”, причем в большом количестве, переселились из района Орхон сначала в окрестности Талас, а потом на Сыр-Дарью. Принимая во внимание то, что в 11 веке язык сырдарьинских огузов отличался от языка восточных тюрок словами и приношением, предполагается, что это переселение произошло раньше 9-го века
.
820 г. Предполагается, что упомянутое в Аль-табери нападение девяти огузов на Ушрусану (между Сырдарьей и Самаркандом) в 820-821 гг. связано с огузами».

Если Огузы это те же узы, то с кем все-таки это было связано?
«900 г. В первой половине 10 века огузы проживали в степях Сырдарьи, в находящихся в ее окрестностях городах Караджук (Фараб) и Сайрам. Согласно исламским географам (Аль-Балхи, Истахри, Ибн-Хавкал) и Худулюль-Алему, огузская территория распространялась до Каспийского моря на западе (поэтому полуостров на востоке этого моря получил тюркское название Манкишлак) до города Гюргенч на юге, до находящихся на его северо-западе селений Джит и Баратекин (на юге Аральского озера), до севера Бухары в Мавераннахре, до города Сабран, что у подножья гор Караджук, и половину степи, простилавшейся от Каспийского моря до гор Караджук, называли “огузской степью” (Мафазуль-Гузия)».

Здесь следует понимать, что Огузы это всего лишь часть потомков узов. При этом узы в это время ещё жили на разных  территориях.
«975 г. согласно информации, данной Худудуль-Алемом (последняя четверть 10-го века), страна карлуков, что граничит с ягмаями и огузами на востоке, с тохсулами, чигиламина и девятью огузами на севере».

Если карлуки это те же узы, то кем были для них Огузы?
«9-11 вв. Узлари (одна из ветвей огузов) переместились с севера Каспийского моря в восточную Европу и на Балканы».

Склонение слова узы на УЗЛРАИ ни чего не меняет, но говоря о том, что узы это лишь ветвь огузов совершается подмена, потому что узы предки Огузов.
«10-ый в. Огузы перекочевали из Орхонской долины на берега реки Сейхун».

А может быть, это были узы, потому что огузское государство в 1050 году было уничтожено.

«1209 г. Господство уйгур, упоминаемых в исламских источниках как “девять огузев” фактически прекратилось».

В отдельных сообщениях есть утверждение о том, что уйгуры это те же узы (одна из их ветвей).

Дополнение: 

«Огуры – братья огузов-узов. Наверно от раннего разделения (позже всего до 3 в. до н.э.) (см. выше «Распространение тюрок») язык их потерпел некоторые фонетические изменения. Наиболее ярким отличием является изменение буквы – З в основном тюркском на – Р в огурском диалекте. Вообще-то так как «огуз» прямо означает «тюркские общины», то привлекает внимание и разница в названиях этих общин, одна из которых осталась на востоке и использовала звук – З, а другая после отделения от них стала использовать вместо него звук – Р:

Союзы огурских общин состоят из 5-огуз, 6-огуз, 9-огуз, 10-огуз и 30-огуз».

Если эти события были ранее 3 века до н.э., то, скорее всего все эти союзы были узыские.

«У восточных тюрок тоже были союза, называвшиеся числом входящих в них общин. Другим отличием огурского диалекта является употребление в начале слов вместо – Й звук – Д (например: йилан-дилом и др.)». Слова йилан на узыском – означает змея, а дилан – это уже по огурски.

«Древнегреческий географ Птолемей (160-170 гг.) упомянул реку Урал (наст. название Яик было изменено русскими во втор. пол. 18 в.) , впадающую в Каспийское море) как Даих (аих), подтверждая этим, что предки булгар во 2-м в. н.э. жили в западной Сибири – в степях, протянувшихся до р.Волги.

 Другим племенем из союза кимаков были баяндыры, которые, вероятно, не были многочисленными и распространенными. Они просто входили в огузский народ. Позже в 15 в. род баяндуров Аккоюнлу создаст государство, включающее в себя восточную Анатолию и Азербайджан. Из книги «Дед Коркут», написанной в период, когда племя баяндыр входило в состав огузов, выясняется, что и баяндыры приняли такого рода организацию на уровне ханства.

Как видно из источников, страной кимаков были обширные степные пространства в восточной Сибири. Основным центром страны кимаков были берега среднего Иртыша. Границы расширялись с усилением народов союза. В записях некоторых мусульманских географов мы находим информацию о границах страны тюрок. Географ Мухаммед эль-Мукаддеси говорит, что в 10- м веке юго-западная граница проходила близ селений Сабран и Шаглджан, что в бассейне реки Сырдарьи. Из них Сабран – это селение, охранявшее границу огузов и кимаков. Шаглджан – большой и богатый поселок на границе кимаков, окружённый крепостными стенами. Ибн – Хавкал считает, что граница на западе протягивается до истоков реки Ак-Итиль. 

Один из трёх районов страны кимаков назывался «Кыркызхан», становится ясным, что к кимакам присоединилось и племя киргизов. Племя канглов, жившее по соседству с огузами и позже объединившееся с кипчаками, тоже состояло в союзе.

Кимаки говорили на тюркском языке. Если обратить внимание на остатки языка, можно выяснить, что в кимакской стране использовалось два диалекта. Большая часть населения страны вместе с соседями огузами говорила на основном тюркском языке (тюркский с использованием –Й). Часть кипчаков и имеков, проживавшая в на самом северо-западе, говорила на болгарском тюркском языке (тюркский с использованием –Č (Дж))
Кимакам было трудно сохранять большие стада животных в суровых зимних условиях своей территории. Поэтому они, в годы договорённости с огузами переходили на их сторону вместе со стадами. Местом, куда кимаки водили на зимовку лошадей было селение Ак-таг (ок-таг) недалеко от страны огузов –
узов.

Известно, что исламские торговцы заходили в далекие от основных торговых путей места нахождения некоторых тюркских племён, таких как огузы, кимаки и киргизы, устраивали там рынки. 

 Социально-политическая организация

Семьи или роды, объединяясь, образовывали племя во главе с беем (баг, бег, би), основной задачей которого было сохранять взаимопомощь, обеспечивать соблюдение прав и справедливости, при необходимости применять военную силу для защиты племени. Поэтому племя – объединение политического характера, имеющее военную силу. Его имущество и стада отличались от других (каждое из 24 огузских племён имело свою дамгу).

Частная собственность – это гарантия прав и свобод человека. Булгары в 10 в. могли даже не отдавать правителю ничего из продуктов, произведённых на их собственных участках. Хазарский каган и его приближенные не даже попытаться завладеть имуществом подданных. У огузов «беи» повышали голоса в случае некоторых чрезмерных действий хана.

Один византиец в столице европейской гуннской империи времен Аттилы говорил, что в отличии от Византии, где человек находится под давлением и законы не работают, в гуннской империи он чувствует себя свободным и живет без страха. Китайские рабы убегали в страну свободы -империю азиатских гуннов. То же делали и русские рабы; убегая в страну свободы –к тюркам за окраиной.

Имеющееся в надписях перечисление: «каган, его семья, союз племён, беи, тарханы, беи-буйруки, беи токуз-огузов…» догуз-огузов, является не классовой иерархией, а прямым перечислением от правящих в государстве до управляемых.
Аттила отдал обширную территорию своего государства до Урала под управление сына Илека»

Как известно, намного позже Урал, как и Алтай, были особыми зонами земли для узов.

«Западное крыло Гёк-тюркской империи – страна хазар с 630-го года находилась под управлением принца из семьи Ашина».

АШИНА это один из трёх прародителей тюркских народов и о них существует множество легенд.

«Карлукские ябгу присоединились к династии Ашина. Такие сравнительно небольшие политические образования как государства уйгуров, тугишей, огузов-ябгу, несомненно, управлялись подобным образом. Например, уйгурский хан Моенчур еще «тегином» находился во главе огузов-узов.

В больших тюркских империях администрация иностранных дел, которая вела дипломатические отношения, была одним из наиважнейших органов. В центре азиатской империи гуннов работала группа из большого числа человек, которые говорили и писали на разных языках. В столице западной Гуннской империи действовали секретари, переводчики, курье. Ответственными по исполнению решений меджлиса в отношении внешней политики табгачей были «битачины», у гёк-тюрков, тургишей и уйгуров – «битакчи» тамгачи, у огузов-узов  – туграджи. На письменные обращения ставилась официальная печать танху или кагана. Послы имели неприкосновенность до тех пор, пока не начинали шпионить.

Рашид ад Дин, при перечислении в своей книге «Джами ат-Теравих» (814 г.) 24-х огузских племен, для каждых четырех племен обозначал одну птицу в качестве «онгон» (слово «онг» означает «удача», отсюда – значение тотема).

Птицы, указанные как «онгоны» огузов, не упоминаются в списке тех же огузов, но составленном до монгол кашгарскимо Махмудом (тогда как здесь присутствуют печати, указанные у Рашид Ад Дина).

Законы и традиции

Торе – это свод обязательных традиций и обычаев. В Орхоно-енисейских записях говорится, что государство невозможно без торе. В книге Дивану-Люгати-Турк слова торе поясняется как важнейшие место в доме, диван; это слово в основном смысле употребляется как обычай, традиция. Гёкальп сообщает, что слово «торе» и «тюрок» могут иметь один корень. Согласно этому слово «тюрок» означает «соблюдающий торе». Во всех степях существует торе, образовавшееся в течение тысячи лет. Сельджуки и османцы традиции, оставшиеся от предков, называли «Огузским торе». Однако, торе состоит не только из Огузских традиций. Оно присуще всему тюрскому миру.

Согласно историческим документам, принадлежащим, гуннам, гёк-тюркам, хазарам, огузам и булгарам, тюркские мужчины, как правило, были длинноволосы и имели обычай снимать свои головные уборы в знак почтения.

Экономика 

Тюрки хоть и редко, но строили крепостные стены. такой была, например, столица гуннского танху Чичи, разрушенная китайцами в 36 г. до н.э. Кроме того, азиатскими гуннами был построен город Гу-цанг в районе Кансу. Город Итиль имел стену с четырьмя воротами. Однако тюрки, как правило, не любили окружать города стенами (слова Тонюкука), так как это не соответствовало их образу жизни.

Упомянутые выше города гёк-тюрков не являлись результатами стремления подражать «оседлой» жизни. Сначала необходимо иметь распространенное сельское хозяйство, а значит, села. Это особенно касается печенегов, огузов-узов, хазар и волжских булгар. У тюрков были города-крепости, как указанные выше.

Живыми торговыми центрами были и огузские города, построенные в 10 в., Караджук, Суткент, Алтун-тепе, Савран,Сайрам, карнак, Куркул-тепе, Джент, Сугнак, Ишкан, Чардары, Байиркум и др.

Победа мусульман с помощью карлуков в войне Талас в 751 г., окончательно отбило у Китая интерес к западной Азии. Настал период процветания во внутренней и западной Азии городов и государств уйгуров, карлуков, огузовузов. Осуществленная во времена гуннов и 1-х гёк-тюрков независимость была вновь достигнута во второй половине 9-го века политическими образованьями уйгуров в восточном Туркестане, тургишей в западном Туркестане и особенно карлуков. На западе, Хазарское ханство было важным государством.

Тюрки огузыузы были в то же время и хорошими земледельцами. Это их качество является основной особенностью, выделяющей их из восточных тюрков (гуннов, гёк-тюрков, уйгуров, огузов). В то же время наблюдалось занятие некоторых восточных тюрков земледелием в районах, благоприятных для этого. Степи, где жили тюрки, следует отличать от пустынных степей. Территория их почти полностью покрыта травой, но имеются и участки, благоприятные для земледелия. Например, согласно китайским источникам, гунны сеяли пшеницу и просо. В одном из китайских ежегодников упоминается о том, что из-за сильных холодов у гуннов один год случился неурожай. Те же источники говорят и о гуннском сорте пшеницы и гуннской фасоли. Пользуясь результатами археологических раскопок, предполагается, что выращивание зерновых культур в Алтайских горах осуществляется как минимум с третьего тысячелетия до н.э. У гёк-тюрков каждая семья имела свой участок орошаемой и засеиваемой земли. 

Обнаружены оросительные каналы (в Башкавузе, близ реки Чулышман), созданные в Алтае в период гуннов. Канал, выходящий из реки Тото, канал Ак-тура являются признаками земледелия в Алтае. В Иволгах и Илмово, что между Селенгой и озером Байкал, были найдены железные плуги (привезенные из Китая), косы, жернова и т.д. В курганах в районе Селенги, принадлежащих гёк-тюркам, были найдены плуги и лопаты. В этот период было вырыто множество каналов. Длина канала Тото, используемого, как выяснилось, и во времена гёк-тюрков, была около 10 км. Он был построен с таким техническим учетом, что россияне в 1935 году решили использовать его. Некоторые места жительства Карлуков и Огузов орошались таким же образом.

Экономика степных государств поддерживалась не только налогами, взимаемыми с подданных стран и их подарками, но и налогами со своего народа. В империи азиатских гуннов налоги собирали особые служащие. Гёк-тюрки и огузы называли налоговых служащих «амга» (или имга), а государственную казну «аглык». Оплата производилась, скорее всего, продуктами и товаром. Хазары брали со славян один меч или одну шкурку горностая с семьи (редко деньги).

 Культура и литература

Одним из древних тюркских дестанов был об известном герое Альпер Тунге. Упомянутый в произведении поэта Фирдоуси (11 век) под именем Афрасиаб, он веками жил в памяти тюрков, в его честь устраивались пиршества «йоги», некоторые из правящих тюркских семей (Караханы, уйгуры, Сельджуки)связывали себя с ним. Другим дестаном, описывающим жизнь степных тюрков, является дестан о Манасе – «типичном герое периода Альперов». Книга «Дед Коркут», считающаяся частью древних огузских дестанов, благодаря содержащимся в ней описаниям общества степных тюрков, их организацию, социального строения, традиции и обычаи, занимает важное место в литературе.

 Религия

В мысли тюрков о Боге внимание привлекает развитие в сторону значения великого существа в материальном небе. В Орхунских надписях имеется выражение, раскрывающее одним предложением тюркскую космогонию: «Узе кек-тангри асра ягыз йир кылындыкта икин ара киши оглу кылынмыш» (Когда Богом было создано голубое небо на верху и земля внизу, между ними был создан и человек)».

Следует отметить, что перевод не совсем корректный. Ясно, что упоминаемый здесь «кек-тангри» это и есть Бог-небо (нет перевода слову УЗЕ, кек нужно понимать как ГЁК – ТАНГРИ, остальное пояснение так же несёт совсем другой смысл из узыского языка). Может быть слово УЗЕ означало, как и в настоящее время, кровную, родственную связь. И если ГЁК на современном гагаузском языке и многих других тюркских народов, означает Космос, то можем ли мы понимать под УЗЕ-ГЁК-ТАНГРИ (Тэнгри) послание предков о некой связи с Космосом или всеземное родство между людьми?

«Когда Богом было создано голубое небо наверху и земля внизу, между ними был создан и человек. Ясно, что упоминаемый здесь «кек-тангри» это и есть Бог-небо. В период гёк-тюрков небо, покрывающее землю, повелевающее всем на земле, было Богом в глазах степняка».

Известна похожая на эту вера, существовавшая у огузов в X в. Согласно сведениям Ибн Фадлана, когда огузы сталкивались с несправедливым отношением или с какой-либо неприятностью, они смотрели на небо и говорили: «Боже!». В основном тюркском веровании не было антропоморфизма. В религиозной основе  Огузов, как и их, более древних предков узов, была вера в Бога – небо ТЭНГРИ. Она на протяжении многих столетий подготовила человека к принятию православия и признания Иисуса – Христа и ту истину, которая в современном православном мире для истинного верующего не просто знание о боге, а нравственно-духовная основа, идущая из глубины души.