Уникальный вид спорта-борьба

   С уважением ко всему современному спорту отметим, что традиционные виды борьбы и единоборства народов мира – это особые успехи человечества.

В настоящее время существует более 500 видов традиционной  борьбы народов мира. На протяжении длительного времени каждый народ по-своему обосновал и открыл технические описания своих стилей борьбы. Традиционная национальная борьба каждого народа формировалась, как на основе взаимообмена, так и с учётом этнографических, антропологических, религиозных и других факторов жизнедеятельности человека, в том числе сложных условий выживания. Какими были истинные причины возникновения борьбы и единоборств во всем человечестве не установлено, но при этом у каждого народа есть своя легенда или версия, подлинная же история потеряна в переходах разных эпох.

Для общего представления уникальности этих направлений спорта кратко рассмотрим некоторые виды борьбы: вольная борьба, Самбо, гагаузский гюреш и Гюрешта народа узы. Можно предположить, что во всех видах борьбы и единоборств время от времени происходил свободный обмен знаниями, так же нельзя исключать контрольных перехватов отдельных частей, как стиля, так и приёмов во всем человечестве. Так устроена природа человека, с одной стороны, свободный обмен знаниями во всех областях жизни, а с другой, воровство, насилие или обман.

Одной из важных причин развития всех видов борьбы и единоборств, кроме культурного роста человечества, можно считать войны. Что и как было в далёком прошлом, например, тысячу лет до нашей эры или последнее тысячелетие нашей в рамках развития национальных видов борьбы и единоборств доподлинно сложно установить. История многих народов стерта или уничтожена. Традиционные виды борьбы и единоборства были практически у всех народов (круче, лучше это вопрос десятый) потому что первично все они были сформированы для развития человека. Через легенды и сказки передавались не только культура, общая структура народных видов борьбы и единоборств, но и знания, как о природе, так и об устройстве организма человека.

За последние столетия произошло много изменений в реальности событий далекого прошлого, не только в истории многих народов, но и в такой уникальной сфере спорта, как национальные виды борьбы и единоборства.

Например, происхождение волной борьбы берёт своё начало от старых Британских стилей.  Из исторических источников известно, что в XVIII веке в Англии была борьба, в которой борцам разрешались захваты за ноги и приёмы с использованием ног. На международной спортивной арене вольная борьба появилась позже греко-римской (французской) борьбы. Родиной вольной борьбы считается Ланкашир. Затем она появилась в США и получила название Кэтч-борьба.

В США вольная борьба стала развиваться по двум направлениям: собственно борьба и борьба профессиональная. Спортивная вольная борьба, культивировалась главным образом в колледжах и университетах США (в России её называли «вольно-американской любительской борьбой»). Правила международной вольной борьбы сходны именно с этим видом борьбы. В 1904 году вольная борьба была впервые включена в программу Летних Олимпийских игр в Сент-Луисе (США).

Тысячи людей с помощью борьбы прикоснулись к таинствам своего тела и красоте исполнения приёмов, они не просто порадовали миллионы людей по всей планете, но и многим из них дали стимул для развития своих личных борцовских качеств.

Могла ли в США вольная борьба возникнуть случайно? Скорее всего, нет. Причинами могли быть, как жизненная необходимость в оздоровлении нации, так и требование природы. Наверняка американцы хотели через традиционные виды борьбы не только дать здоровье своему народу, но и наладить взаимоотношения между народами разных государств.

Примерно в 1920  годы, когда молодое советское государство остро нуждалось в социальном институте, обеспечивающем его защиту, сплачивающем активных членов общества, а также способном стать эффективным инструментом социализации огромного количества беспризорных и безнадзорных детей и подростков возникло САМБО.

Известно, что с самого начала самбо развивалось в двух направлениях: как массовый вид спорта и как эффективное средство подготовки кадров для органов охраны правопорядка. С 1923 года в Московском спортивном обществе «Динамо» В.А. Спиридонов культивирует специфическую прикладную дисциплину — «самозащита» («самоз»). На базе «Динамо» происходило изучение различных единоборств, в том числе национальных видов борьбы народов мира, бокса и других ударных техник. Данное направление было закрытым и предназначалось исключительно для подготовки спецподразделений.

Самбо относительно молодой, но достаточно популярный вид спорта. Специалисты считают его синтезом многих национальных видов борьбы, не только нашей страны, но и других народов мира. Оно располагает огромным арсеналом приёмов защиты и нападения (насчитывается около пяти тысяч приёмов). Традиции самбо уходят корнями в культуру народов России, в народные виды борьбы. Самбо включает лучшие практики национальных единоборств: кулачного боя, русской, грузинской, татарской,   казахской, узбекской борьбы; финско-французской, вольно-американской, английской борьбы ланкаширского и кемберлендского стилей, швейцарской, японского дзюдо, сумо и других видов единоборств.

В настоящее время, совершено очевидно, что вольная борьба США и Русское САМБО были проектами нравственно-духовного развития, как  граждан своих стран,  так и вообще человека по всему миру. Скорее всего, авторам этих двух школ было известно что-то поясняющее основу физического развития человека, ими двигало желание получить  соответствие  единства воинского духа  своего народа и единства всего общества.

Гагаузский народ, переживая в настоящее время тяжелейшие социальные проблемы, смог не только принять Американскую вольную борьбу, но и приобщить к ней молодежь и добиться хороших результатов. Многие занимаются самбо и другими видами единоборств. Гагаузы  достойно   принимают участие в соревнованиях, занимая в отдельных видах первые места.

Народные виды борьбы и единоборства признаны уникальным явлением человеческой культуры, нет сомнения, что они  возникли практически в каждом народе еще в период первобытнообщинного строя. У гагаузов в далёком прошлом, ещё во времена жизни народа узы (основного этнического компонента гагаузов) на Алтае, Урале, в Китае, Индии, Тибете и других уголках мира была своя борьба, известная в настоящее время как Гюреш. В истории народа УЗЫ кроме борьбы гюреш было своё воинское искусство, о котором в разных исторических источниках сохранилась очень скудная информация.

Что известно о гагаузском Гюреш в настоящее время? Поверхностно касаясь этого вопроса, отметим, что гагаузский ГЮРЕШ состоит из двух видов: борьбы на поясах и вольный стиль.

Гагаузский ГЮРЕШ  практически ничем не отличается от турецкой борьбы ЯГЛЫ-ГЮРЕШ (масленой борьбы). Это может быть связано с их единой этнической основой и с тем, что знакомство с этим видом борьбы произошло через предков гагаузов народ узы (огузы).

На определенном историческом этапе турки и гагаузы  имели довольно тесный взаимообмен не только в борьбе гюреш, но и в воинском искусстве, принесённом им общим предком. Основа гагаузского гюреш, технические описания стиля и правил сохранена узами. А турки через столетия после этих событий, отделившись от огузов стали тюрками–сельджуками, а позже от них уже были рождены племена турок. У сельджуков-турок через столетия сохранилась основа борьбы Гюреш от огузов. Однако техническое обоснование, как и правила, были скорректированы под себя, с одной стороны, чтоб отличаться от врагов огузов, а с другой, желанием достичь большего успеха в развитии особых качеств своих борцов.

По происхождению гагаузы и турки имеют общие корни от узов, как и многие народы тюркского мира. Народы, впитавшие борьбу гюреш на протяжении длительного времени дали ей свои названия, на том языке, который они формировали столетиями. Все они в большей или меньшей степени опирались на один источник, сохраняя логику и цель –  развитие тела человека. При этом борьба гюреш и яглы-гюреш, сохранившись практически без изменений, в тоже время приобрели множество отличий.

В одном из общедоступных источников есть сообщение о том, что борьба Гюреш до начала 14 века сохранялась в том виде как её представили  основатели и была основным элементом воинского воспитания в османской армии. В те времена, когда в османской империи в Бурсе была учреждена первая школа по обучению воинским искусствам и борьбе ГЮРЕШЧИЛЕР – ТЭККЕСИ, произошел отрыв от первоисточника огузов, Тюрков-сельджуков и соответственно от  гюрешта  узов. В истории турков есть сообщение и о том, что в 1300 г в г. Эдирнэ  было основано второе учебное заведение по борьбе и воинскому искусству. Возможно, именно в это время утвердилась основа борьбы – ЯГЛЫ-ГЮРЕШ. Своих борцов они назвали ПЕХЛИВАН, слово персидского происхождения и означает богатырь. И только к 16 веку ПЕХЛИВАН стали называть Гюреш. Этот термин начал использоваться во времена Сулеймана Великолепного, по турецкой версии, он сам лично оказывал покровительство борьбе ГЮРЕШ.

Считается, что борьба яглы–гюреш вышла из воинского сословия прошлого и была популярна среди простого народа. Здесь, скорее всего, следует понимать тот факт, что речь идёт о далёких общих предках узах.  От которых сначала огузы получили знания о борьбе, а позже и сельджуки турки. Однако в действительности этот процесс был очень длинным, и время внесло в один и другой народ много своего и отличительного, в том числе и в традиционные виды борьбы двух народов турок и гагаузов. Турками было внесено многое от персидских и иранских народов. У гагаузов, после гибели государства, осталась малая часть того, что им было передано предками узами.

Касаясь возможного участия других тюркских племён в развитии борьбы гюреш, можно с уверенностью сказать, что практически все тюркские племена задолго до огузского государства занимались единой борьбой узов Гюрешта. При этом до настоящего времени никто не задался мыслью о том, кто и когда принёс борьбу Гюреш в тюркский мир и в гагаузский народ, эти страницы истории как бы потеряны. Если же обратиться к прошлому то стоит отметить, что в отличие от многих тюркских и других племён у народа узы были свои технологии не только в воинском искусстве, но и борьбе  Гюрешта и она не уступала другим практикам воинских искусств, используемых в то время. Об этом можно найти свидетельства в исторической хронике о народе узы (воинов узов).

Гюрешта в поселениях узов занимались все: мужчины,  женщины и дети. А воинским искусством разрешалось заниматься только тем, кто был призван на службу для охраны поселения или границ. В воинском искусстве узов была своя система подготовки, использовались меч, копьё и другие виды оружия того времени, но начальной и подготовительной основой была борьба Гюрешта.

Гагаузы последние 500 лет о воинском искусстве своих предков, о Гюрешта узов  ничего не знали, как и не знают в настоящее время в полной мере о своём гагаузском гюреш. Молодому поколению будет достаточно сложно представить себе недоступное прошлое и величие силы воинов узов, своих предков. Наступившее время даёт каждому возможность прикоснуться к тому, что сохранили их предки.

Гюрешта народа узы состояла из пяти видов-стилей, в их названиях сохранились как древние узыские, так и современные гагаузские слова. Каждый стиль назывался, прежде всего, словом ТЭРЗ. ТЭРЗ – с древне узыского языка переводится как стиль, направление, вид проводимых занятий.

Виды ГЮРЕШТА:

– борьба на поясах – ТЭРЗ «КУШАКТА» гюреши;

– вольный стиль  – ТЭРЗ – АЗАТТА – КУШ- гюреши;

– боевой стиль – ТЭРЗ -УРМАКТА – гюреши;

– борьба с использованием предметов (палка и др.) ТЭРЗ – СОПАСТА- гюреши;

– борьба с остановкой дыхания  ТЭРЗ – СОЛУКСУСТА- гюреши;

Первые два вида частично сохранились у гагаузов до настоящего времени в гагаузском ГЮРЕШ. Другие виды борьбы и система  подготовки воинов после гибели гагаузского государства КАРБУН были закрыты и не доступны для всех и сохранялись только у прямых потомков узов-русов.

Прямой потомок узов в 1980 годы впервые открыто заявил о воинском искусстве узов в Беларуси (Борисов, Витебск) и в России (Санкт-Петербург) открыв после долгих столетий, её название «система ТЭРЭНЗ – ПЭМА – КЭМФУТ» и доступ к её изучению, выделив из неё стиль, соответствующий времени – направление единоборств народа узы КЭМФУТ. В 1991 году  в Гагаузской народной республике за подписью председателя правительства С.М. Топал,  впервые после гибели гагаузского государства КАРБУН,  народная культура узов – гагаузов ТЭРЭНЗ – ПЭМА – КЭМФУТ получила официальное признание.

В 2001 – 2002гг в Санкт-Петербурге была сформирована Международная федерация системы гармоничного развития и совершенствования человека КЭМФУТ. На базе федерации были развернуты специальные  разделы для детей, женщин, пожилых людей, инвалидов и спортивно боевая борьба (раздел ШАНДО) для тех, кто по своей воле направлен на совершенствование воинского духа. В разделе ШАНДО в отличие от других разделов введена базовая основа подготовки ГЮРЕШТА, в таком формате как она применялась во времена узов. Этот раздел прошёл апробацию в силовых структурах и получил достойное уважение  и рецензии от экспертов с рекомендацией его применения.

Для тех, кто живёт в мире движений, не составит труда сопоставить факты и понять, что гагаузам, по наследству от народа узы, досталась то, о чем многие народы только мечтают. Вместе с тем следует выделить и такой факт: единоборства, воинское искусство узов-русов это не только их успехи, но и результат большего труда и обмена опытом сотни народов мира за многие столетия.

Что ещё хранится в кладовой гагаузского народа?