Праздники

КАЛЕНДАРНЫЕ ПРАЗДНИКИ И ОБРЯДЫ ГАГАУЗОВ

    Праздники (уortu günü / yortu – праздничный день), которые составляют важную часть народного календаря, выполняли функцию указателя рубежей, связанных с хозяйственной деятельностью людей, а также регламентировали время отдыха и развлечений.

Для традиционного мировоззрения гагаузов характерно использование двух календарей (скотоводческого и земледельческого) с разными сферами применения. В основе представлений народа о времени лежит, с одной стороны, циклическое восприятие времени – двуцикличное деление года (лето – зима) в котором рубежами являлись праздники Hederlez (начало лета) и Kasım (начало зимы). В конце XIX – начале XX вв. гагаузы особо отмечали эти праздники, что свидетельствует о сохранении древних представлений о двуцикличном делении года.

подробнее>>


 ПАСХА

   Пасха (Паскелля) считается большим религиозным и народным праздником. Дата празднования Пасхи определяется по лунному календарю (после наступления первого весеннего полнолуния в период апреля – мая). Ко дню Пасхи производили в доме все ремонтные работы: покраску, побелку, глиной обмазывали полы в домах. Детям покупали что-либо из одежды.

На пасхальное богослужение в церквях собиралось много людей. В полночь прихожане вместе с духовенством совершали крестный ход вокруг церкви. Свечу с пасхальной заутрени “окунмуш атеш” несли зажженной домой, как и в Чистый четверг, и давали подержать всем домочадцам. Ею зажигали фитиль в лампадке, а также венчальные свечи. После пасхального богослужения совершали обряд причастия и освящали обрядовый хлеб, яйца, свиное сало (от паралича) и семена мака (с. Бешгёз). В церкви и дома, родственники и соседи обменивались поздравлениями и обрядовой едой (пасхой и яйцами).

подробнее>>


ЛАЗАРИ – ДЕВИЧИЙ ПРАЗДНИК

   В традиционной культуре любого народа есть обычаи и обряды, которые являются наследием прошлых эпох. В древности человек не только наблюдал смену природных циклов, но и использовал различные магические средства для того, чтобы воздействовать на ход природных явлений, т.е. пытался ритуально закрепить непонятные ему, но так необходимые для жизни природные процессы (возрождение природы и обновление жизни).

Одним из интересных весенних обычаев, широко распространенный у гагаузов и сохранившийся до наших дней (с.Баурчи, с.Бешалма, с.Конгаз), является обычай “лазари”, исполнявшийся в лазареву субботу (предпоследняя суббота перед Пасхой, накануне Вербного воскресенья). Основу лазарской обрядности составляют обычаи, с целью способствовать процессу возрождения природы. Обычай лазари, языческий по происхождению, был формально прикреплен к христианскому празднику воскрешения Христом Лазаря, но ничего общего с христианским праздником не имеет кроме некоторого сходства в названии обряда и в припеве песни.

подробнее>>


ХЕДЕРЛЕЗ – 6 МАЯ

   Предки оставили нам в наследство обычаи и традиции, обогащающие и очищающие наши души. Одним из самых ярких и главных праздников у гагаузов, идущих из глубины веков, является – Хедерлез – День Святого Георгия. Это праздник обновления природы, символизирующий победу лета над зимой, начало нового хозяйственного года, открытие сезона выпаса домашнего скота. В Георгиев день воздерживаются от любого вида работ, кроме ухода за скотом. Предки считали, что это защитит домашних животных от различных напастей и будет способствовать плодовитости. Существовало ещё много традиций и обрядов, связанных с этим праздником. Одним из основных обрядов Хедерлез были песнопения, поэтому в настоящее время празднование Хедерлез на территории Гагаузии связано с проведение фольклорных фестивалей.

КАСЫМ – 8 НОЯБРЯ

   Сравниться с праздником Хедерлез по значимости может разве что осенний «Касым». Собственно эти два праздника тесно взаимосвязаны: первый открывает сезон выпаса домашнего скота, а второй – его закрывает.

8 ноября гагаузы отмечают один из самых любимых праздников – Касым – День Святого Дмитрия. Данный праздник символизирует завершение уборки урожая, окончание летнего сезона и начало зимы. Прекрасный праздник Касым  – в этот день хозяева рассчитывались с пастухами и другими ратниками за летний сезон. К этому сроку завершался осенний сев озимых.

На праздник Касым хозяева, имевшие большое количество овец, совершали жертвоприношение животных (курбан) с целью обеспечения здоровья и сохранность домашнего скота на период зимы.

Гагаузский народ мало что сохранил от своего кочевого степного прошлого: пожалуй, лишь два этих праздника. Тем они и ценны.