Забота

«Забота, то есть внимание к другим, – это основа хорошей жизни, основа хорошего общества».

                                                                                       Конфуций

 «ЗАБОТА – активность, направленная на достижение блага кого-либо или чего-либо. Среди объектов заботы называют мир в целом, окружающую среду, животных, общественные институты. В качестве особого предмета заботы выступает отношение человека к самому себе и к другим людям.

М. Хайдеггер анализировал заботу в терминах онтологии и описал ее как онтологически-экзистенциальную характеристику человека: человек порожден заботой и через неё осуществляет свое бытие в окружающем мире и событие с другими. М. Фуко считал принцип «заботы о себе» древним мотивом греческой культуры, который, начиная с философии Сократа, обретает строгую определенность как требование заботы о совершенствовании собственной души. Последнее с необходимостью предполагает исполнение обязанностей по отношению к другим.

В античной философии тема заботы как особого отношения между людьми возникает главным образом в контексте рассуждений о поддержании и укреплении единства человеческого рода, основанных на достоинстве каждого его члена. Согласно Цицерону, «узы между людьми» поддерживаются а) справедливостью; б) готовностью творить добро (добротой, щедростью).

В христианской этике заботливое отношение к ближнему как милосердная любовь (лат. caritas), которая характеризуется «самопожертвованием, самопреданностью и самозабвением», составляет ее фундаментальное нормативное и ценностное содержание. Существенное отличие милосердного отношения от дружеской любви-привязанности состоит в требовании его опосредования абсолютным идеалом — любовью к Богу, свободной от низших, своекорыстных компонентов и выражающей религиозно-нравственное совершенствование человека в его любви к ближнему, которая универсализуется и распространяется на все человечество, включая врагов».

Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.