Международная научная конференция «Православие и идентичность гагаузов»

7-8 ноября 2008 года,

Комрат-Чадыр-Лунга,

 

Безымянный1

Международная научная конференция

началась с… церковного скандала,

однако далее  – все пошло по плану.

Л.Добров,

член Оргкомитета по подготовке и проведению научной конференции

редактор газеты «Гагауз Йери»

Организаторы конференции заранее спланировали, что 7 ноября в 8.00 часов, перед началом работы конференции,  все служители церквей Гагаузии проведут богослужение в комратском Кафедральном Соборе св.Ионна с обязательным участием епископа Комратско-Кагульской Епархии владыки Анатолия.

Однако, как утверждают очевидцы событий, владыке Анатолию не понравился тот факт, что настоятель Собора архимандрид Илиан не выставил Кафедру для высокого гостя и тот решил  второй раз отлучить отца Илиана от  нагрудного Креста  (запрет на богослужение).

Пять лет назад подобный случай произошел с этими же действующими лицами, но тогда примар Комрата К.Таушанжи, поддержанный многочисленными прихожанами комратского Собора, волевым методом  смог добиться того, чтобы владыка Анатолий вернул Крест о.Илиану.

В настоящее время на стороне настоятеля комратского Собора опять же сплотились большинство прихожан, поддерживаемые местными властями, но, по всему видать, «униженный и оскорбленный» долгим неповиновением о.Илиана, владыка Анатолий на сей раз попытается, что называется, «стоять до конца».

Этот конфликт никак нельзя назвать «национальным», ибо настоятель комратского Собора о.Илиан по национальности молдаванин, но служит в городе около 20 лет и пользуется у жителей огромным авторитетом. Более того, его личные стремления добиваться «большей независимости» от Кишиневской митрополии всегда вызывало уважения также и у местной политической элиты. Одним словом, молдаванин  о.Илиан неожиданно для Кишинева стал «гагаузским сепаратистом». Многие помнят, когда в  день провозглашения Гагаузской республики, 19 августа 1990, года о.Илиан, выступая перед депутатами всех уровней, БЛАГОСЛАВИЛ весь гагаузский народ на САМОПРОВОЗГЛАШЕНИЕ, напомнив тогда всем присутствующим, что этот день 19 августа является большим церковным праздником у православных христиан – день Преображения Господня.

«Особое поведение» о.Илиана редко поддерживалось священнослужителями гагаузских приходов, и, как правило, почти  все они (то ли из-за ревности, то ли по другой причине)  были на стороне владыки Анатолия, беспрекословно подчиняясь церковной суббординации и молчаливо осуждая поведения  «комратского  бунтаря», который, не являясь гагаузом по национальности, в то же время имеет смелость числиться авторитетом для жителей столицы Гагаузии.

Всем  в автономии  (и не только!) известно, что  с  КОМРАТСКИМИ   РЕВОЛЮЦИОНЕРАМИ – хоть с политическими, хоть с экономическими, хоть с духовными, – ЛУЧШЕ  НЕ  ШУТИТЬ, поэтому до сих пор никто из гагаузских церковнослужителей  открыто не осмеливался  «катить бочку» на о,Илиана.

Однако теперь все может резко измениться.

Вероятно теперь на очередной  церковной   «сходке» будет сделана попытка СИЛОЙ сместить о.Илиана,  и выдворить его с революционного Комрата, чтобы  затем поставить на его место какого-нибудь ОЧЕНЬ ПОСЛУШНОГО, вероятно – УМНОГО, но совершенно БЕЗВОЛЬНОГО проповедника, с тем дальним прицелом, чтобы по приказу из политического Кишинева ПРОДОЛЖАТЬ  УНИЧТОЖАТЬ  НЕЗАВИСИМОЕ  МЫШЛЕНИЕ  КОМРАТЧАН, как это делалось всеми  без исключения политическими лидерами Молдовы и Румынии на протяжении последних 70-90 лет.

Но парадоксы всех революций заключаются именно в том, что очень часто по велению Всевышнего, «последняя капля ДАВЛЕНИЯ  или  НАГЛОСТИ»   переполняла  ту  ЧАШУ ВСЕОБЩЕГО  ТЕРПЕНИЯ, после которого начиналась Великая Французская революция 1789-94 гг., декабрьская 1989 года революция в Румынии, когда был смещен диктатор Н.Чаушеску, а также другие всеочищающие революции в мире.

Надо полагать, что если в Комрате властям до сих пор не удалось добиться  от руководства Молдовы выполнения всех статей Закона «Об особом правовом статусе Гагауз Йери», до сих пор у нас нет своих квот в парламенте Молдовы, представительства  во  всех структурах исполнительной власти Молдовы, наличие своих политических партий, наличие собственной Гагаузской Епархии, а не Кагульско-Комратской, что имеем сейчас,  передача Комратского университета в ведение властей автономии, введение гагаузских национальных  школ в автономии и многое другое, то именно теперь, после «небольшой революции»  вокруг НЕУГОДНОГО властям Кишинева о.Илиана, появляется  огромная возможность, накануне парламентских  выборов в Молдове,  поставить вопрос  РЕБРОМ:  ИЛИ так..,  ИЛИ вот так…

Другого выхода у народа и властей Гагаузии нет.

Другой выход – это продолжение бардака, продолжение диктатуры Кишинева, безпредельшина  в политике,  в экономике, в национальной культуре  и, как выяснилось в день открытия Международной научной конференции в Комрате, также и в церковной жизни.

…Однако далее  – все пошло по плану.

 Каких бы движений не совершали политики и церковники Кишинева по отношению к Гагаузии, тем не менее  7-8 ноября 2008 года в Гагаузии  (Комрат и Чадыр-Лунга) прошла научная конференция по вопросу поиска истоков православия у гагаузов.

Идея проведения подобной конференции по православию гагаузов принадлежит большому патриоту своего народа и любителю истории Дмитрию Гаргалык, по профессии инженер-электрик, проживает с семьей в Кишиневе, но родом из села Авдарма.

Открыл конференцию Башкан Гагаузии М.Формузал, у которого в этот день было день рождение (исполнилось 48 лет) и гагаузские священнослужители хором пропели в честь именинника православную ЗДРАВНИЦУ “на многая лета”.

От имени Комратского университета с приветственным словом выступила проректор по учебной работе, доктор И.Банкова.

Присутствовали гости из России, Украины и Греции (греческая делегация была самая многочисленная – около 25 человек)

О поднимаемых проблемах на конференции  достаточно убедительно можно было узнать из розданной всем участникам конференции ПРОГРАММЫ, где были указаны темы и авторы  докладов