О гагаузах

“Самый лучший друг гагаузов – сами гагаузы. Самый страшный враг гагаузов – сами гагаузы”.


Мина Кёся (1933-1999 г.)

Жизни путь прямой ведя,

                                                                                  Друг, не обходи преград:

                                                                   Убегая от дождя,

Попадёшь, гляди, под град.

                 Мина Кёся

КёсяЗнаток и собиратель фольклора, один из авторов знакового для гагаузской литературы сборника «Буджакские голоса», общественный деятель и настоящий бешалминец, от рождения до смерти. Мина Кёся и Дмитрий Карачобан – не только односельчане, но и ровесники. Когда им исполнилось 15 лет, два юных бешалминца в поисках романтики отправились в Харьков, чтобы поступить на завод. Кёся любил рассказывать об этом путешествии. Не обнаружив в тяжёлом фабричном труде никакой романтики, друзья вернулись домой. Отслужив в армии, Кёся поступил в Кагульское педагогическое училище, на гагаузское отделение. Поскольку Мина был самый старшим на курсе, ему поручили выпускать стенгазету. Так и пошло – общественная активность и ответственность всегда отличала Кёсю.

подробнее>>


ДЕПОРТАЦИИ 1949 ГОДА ИЗ МССР КОСНУЛИСЬ И ГАГАУЗОВ

Предлагаем вашему вниманию интервью с г-жой Драган (Татарогло) Стефанидой Ивановной, 1941 г.р., из с. Копчак, Чадыр-Лунгского р-на:

Стефанида Ивановна, расскажите, пожалуйста, где и когда Вы родились, кто были Ваши родители. Расскажите о Ваших братьях, сестрах?

Родилась я в Копчаке, именно на этой территории. Здесь стоял домик моего отца. Это был глинобитный домик, состоявший из двух комнат – комната вправо, комната влево, между ними коридорчик. Небольшая кухонька, напротив погребок. Дом был крыт камышом. В этом доме выросли шестеро детей.  Отца звали Татарогло Иван Кириллович, а маму – Татарогло Варвара Антоновна. Самая старшая моя сестра Василиса, 1926 г.р., затем брат Кирилл, 1928 г.р., дальше сестра Мария, 1933 г.р., сестра Аня, 1935 г.р. Потом идет брат Иван, не помню какого года, разница у него с Аней 2 года, кажется, была. Потом в 1941году родилась я, и в 1944 году родился самый младший братик, но он годик прожил, умер от тифа.

подробнее>>


КОММЕНТАРИИ К СТАТЬЕ “ДЕПОРТАЦИИ 1949 ГОДА ИЗ МССР КОСНУЛИСЬ И ГАГАУЗОВ”

В первую очередь хочется сказать огромное спасибо Алексею Тулбуре за то, что он нашел, по сути, уникальную женщину Драган (Татарогло) Стефаниду Ивановну, которая, рассказывая о своей жизни, открыла нам кусочек истории гагаузского народа. Своим рассказом она невольно подтвердила связь гагаузов с Алтайским краем и его жителями. Хочется ещё раз обратить ваше внимание на некоторые моменты.

Она говорит:

«…Мама иногда приходила и говорила: «Ой, ты знаешь, какие-то люди есть, некоторые слова которых сходны с нашими». Потом я узнала, что это были горноалтайцы (го́рно-алта́йские языки́ — группа родственных тюркских языков, традиционно именуемых «алтайским языком» – а.т.). Сходство в языке, оказывается, есть….»

подробнее>>


САМОСОЗНАНИЕ ГАГАУЗСКОГО НАРОДА

Поговорим о самосознании гагаузского народа

    Есть необходимость обратить внимание на главу № 7 книги «Гагаузы в мире и мир гагаузов» том 1, в частности на вопрос формирования самосознания гагаузов в далёком прошлом и на то, что этой проблемой занимались гагаузы болгарского, румынского и другого происхождения. Частично повторяясь, хочется приблизить читателей к более правильному пониманию сложностей возникающих между гагаузами.

Е.Н. Квилинкова пояснила в материале своё видение особенностей этнической самоидентификации у различных групп гагаузов, но при этом очень аккуратно сообщила о священниках, которые практически с основания всех новых гагаузских колоний пытались исправить и настроить самосознание гагаузов на определенный уровень согласия. Первичными  были мысли об усилении единства и дружбы гагаузского народа, состоящего из многих тюркских племён и народов. При этом до настоящего времени никто не задумался о том, что священники, направляя гагаузов, сами идентифицировали себя с болгарами и румынами. Могли ли они сформировать истинные пути приобретения новых качеств самосознания у  гагаузского народа, когда многие достаточно четко осознавали свои корни? Конечно румынам-гагаузам, болгарам–гагаузам было удобно опираться на политическую силу соответствующих государств для получения различных  дивидендов, продвигая при этом личные идеи от имени гагаузского народа,  придерживая его в «темнице» неведения.

подробнее>>


КНИГА «ГАГАУЗЫ В МИРЕ И МИР ГАГАУЗОВ» ТОМ 1

Поскольку данная книга не доступна для всех гагаузов есть причина разместить некоторые из её глав на нашем сайте.

ГЛАВА 7

«БАЛКАНСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ»

В ЭТНИЧЕСКОЙ ИСТОРИИ ГАГАУЗОВ

ФОРМИРОВАНИЕ САМОСОЗНАНИЯ ГАГАУЗОВ»

(Е.Н. Квилинкова)

Особенности этнической самоидентификации у различных групп Гагаузов.

   В современный период идентификация себя только с одним этносом характерна лишь для гагаузов Молдовы и юга Украины (Одесской области), по отношению к которым в науке используется термин «бессарабские гага­узы». Для этнического самосознания гагаузов, проживающих на территориях различных государств, характерна двойная самоидентификация. Гагаузы Болгарии, Приазовья, Северного Кавказа [Субботина, 2006а, с. 245], Крыма I Казахстана официально идентифицируют себя, главным образом, с болга­рами, а гагаузы Греции – с греками (называют себя «урум», то есть греками)

подробнее>>


ГОРЬКИЕ “ПЛОДЫ” ГАГАУЗКОЙ АВТОНОМИИ

21 декабря 2012

БезымянныйВ период становления Гагаузии в 90-е годы было потрачено много сил и средств. Святой целью для сподвижников того времени было получить автономию и дать хорошее независимое будущее своим детям. Все делалось от чистого сердца. Поэтому и удалось. Много воды утекло с тех времен. Многое удалось сделать, но и многое было утеряно. 

Стало традицией каждый год празднования годовщины автономии с высокой трибуны слышать о достижениях. Да, разумеется, это нас радует. Некоторым все мало кажется. И это нормально. 

Но почему-то мы не любим говорить об утерянном. О том, что уже никак не вернешь. Но об этом говорить надо, дабы не потерять еще больше. В этой статье хочу написать об утерянном. Правда, как бы она не горька, есть правда.

подробнее>>


В. МОШКОВ “ГАГАУЗЫ БЕНДЕРСКОГО УЕЗДА” 1900 г.

«…Влияние болгар и греков на гагаузов Добруджи. Разговорный язык гагаузов близок к обыкновенному турецкому, но турецкая письменность им неизвестна; собственного богослужебного языка они также не имеют, а потому в их церквах служат либо по-болгарски, либо по-гречески, и только проповеди произносятся на турецком языке. Языком школьным являются также языки болгарский или греческий.

подробнее>>


МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ  «ПРАВОСЛАВИЕ  И ИДЕНТИЧНОСТЬ ГАГАУЗОВ»

7-8 ноября 2008 года,

Комрат-Чадыр-Лунга,

 

Безымянный1

Международная научная конференция

началась с… церковного скандала,

однако далее  – все пошло по плану.

 

Л.Добров,

член Оргкомитета по подготовке и проведению научной конференции

редактор газеты «Гагауз Йери»

подробнее>>