Обряды

ПРАЗДНИК РОЖДЕСТВА У ГАГАУЗОВ

   Праздник Рождества (25 декабря / 7 января) у гагаузов называется по-разному: Kolada, Koladi, Krecun, Kracun. Гагаузы празднуют Рождество по юлианскому календарю, т.е. по старому стилю – 7 января. Праздник Рождества Христова был приурочен церковью ко дню зимнего солнцестояния.

Кратко отмечу некоторые моменты, связанные с историей и распространением народных названий праздника Рождества. Термины Коляда, Коледа, Колада и производные от него используются у всех славянских народов для обозначения праздника Рождества. Колядка, колядование обозначают обрядовые песни у народов индоевропейской языковой семьи, исполнявшиеся на Рождество. По-видимому, эти термины происходят от латинского слова Calendae (календы – в римском календаре отмечались первые числа месяцев, приходящиеся на время, близкое к полнолунию).

подробнее>>


КАК ГАГАУЗЫ ЗИМУ ПРОВОЖАЮТ (ПРАЗДНОВАНИЕ МАСЛЕНИЦЫ У ГАГАУЗОВ)

   Масленица – один из наиболее веселых “переходных” праздников от зимы к весне широко отмечавшийся гагаузами, как и многими европейскими народами. Это один из крупных дохристианских праздников, который не был приурочен к христианскому празднику. В масленичной обрядности, в которой отражена идея прощания с зимой, сочетаются языческие и христианские элементы.

Великому посту предшествуют мясные (Et horucu) и сырные заговены (Piinir aftasi), на которых происходило “прощание” с мясной и молочной пищей. В течение масленичной недели (последняя неделя перед постом) употребляли только молочную пищу: различного рода пресные слоеные пироги с творогом, голубцы, яйца вареные и жареные.

подробнее>>


ВЕСЕННИЕ ПОМИНАЛЬНЫЕ ОБРЯДЫ

   Одним из критериев оценки культурного уровня народа является его отношение к умершим предкам. Почтительное отношение к предкам и умершим вообще является залогом правильного воспитания молодого поколения и позволит сохранить невидимую нить, связывающую прошлое с настоящим и будущим. В народном календаре имелись специальные дни, когда совершали общественное поминовение умерших, т.е. поминали всех умерших.

Поминальная обрядность является наиболее консервативной частью духовной культуры народа, что объясняется страхом перед неизвестностью, перед “миром иным”. В основе поминальной обрядности лежат древние языческие представления загробном мире, о душе. Воззрения о том, что загробная жизнь является продолжением земной жизни, были широко распространены у индоевропейских народов, в основе которых лежат обычаи “кормления” и “согревания предков”, тесно связанные с представлениями о влиянии умерших на благополучие живых. Больше всего праздников, связанных с поминовением умерших приходится именно на весенний период, так как весной закладывается основа будущего урожая, т.е. благополучие крестьянского хозяйства в целом. С помощью различных магических действий и одариваний в честь умерших живые стремились заручиться их поддержкой.

подробнее>>


ХЕДЕРЛЕЗ

   У гагаузов сохранилось традиционное название праздника в честь св. Георгия “Hederlez” (реже “ay Yorgi”, “ay Gцrgi” — 23 апреля/6 мая), в котором прослеживаются черты древней скотоводческой традиции. Этот день считался одним из самых больших праздников в году, празднование которого в XIX веке длилось три дня. Отнесение начала годичного цикла к первой половине мая связано с периодичностью скотоводческого хозяйства, с появлением первой зелени и перегоном скота на летние пастбища. В этот день заключались и расторгались различные договоры и в первую очередь между хозяевами скота и пастухами. Св. Георгий также считался покровителем крупного и мелкого рогатого скота.

подробнее>>


 «КАСЫМ» – НАЧАЛО ЗИМЫ

  Согласно народному календарю, праздник Kaсым – день Св. Димитрия (Aй Димитри) (26 октября / 8 ноября) считался началом зимы и по значению приравнивался к празднику Хедерлез (день Св. Георгия), который обозначал начало летнего скотоводческого сезона. Однако он праздновался уже не столь пышно как Хедерлез, так как знаменовал собой начало подготовки к тяжелому в хозяйственном отношении времени года – зиме. Деление года на две половины свидетельствует о существенном проявлении глубокой скотоводческой традиции в мировоззрении народа.

В праздник Касым хозяева производили расчет с пастухами и другими работниками за летний сезон и нанимали их на новый срок. К этому времени завершали осенний сев озимых.

подробнее>>


РОЛЬ МАСОК, РЯЖЕНЬЯ, ОДАРИВАНИЙ И ЖЕРТВОВАНИЙ В ГАГАУЗСКОЙ КАЛЕНДАРНОЙ ОБРЯДНОСТИ

  Составной частью каждого праздника являются одаривания и жертвования. Несмотря на то, что они претерпели в процессе эволюции значительные изменения, тем не менее, у гагаузов во многом сохранилась их функциональная значимость. Маски и ряженье широко используются не только в календарной обрядности, но и в семейной. И хотя в настоящее время обрядовые действия с масками и ряженьем утратили свое прежнее магическое значение и превратились в развлекательные действия, тем не менее, они имеют древние корни и непосредственно связаны с одариванием и жертвованием.

В этой статье мы попытаемся раскрыть функциональную направленность обычаев и обрядов, связанных с использованием масок и ряженья в календарной обрядности, а также с одариванием и жертвованием.

Важное место в гагаузской календарной обрядности занимают маски и ряженье. Обычаи, связанные с ряженьем, у гагаузов приурочены главным образом к святочно-новогоднему циклу. Использование различных масок и ряженья в этот период характерно для всех народов Европы.

подробнее>>


КОЛЯДКИ

Традиции колядования насчитывают не одно десятилетие, в них отражается трудолюбие и гостеприимство гагаузского народа, в них принято вкладывать все самые добрые пожелания в адрес хозяина и хозяйки дома:

hey hey

stih