Храмы Подмосковья

13.06.2016 г.

ХРАМЫ ПОДМОСКОВЬЯ

ЦЕРКОВЬ ЗНАМЕНИЯ В ДУБРОВИЦАХ

2

«… ничего подобного не встретить больше на Руси великой, ничего экстравагантнее… обаятельнее просто не выдумать!» – сказал об этом произведении искусства архитектор Сергей Маяковский в 1910 году. И он, безусловно, прав. Я видела в своей жизни множество самых разных храмов, созданных величайшими мастерами своего времени, но этот произвёл на меня неизгладимое впечатление. Фотографии не могут передать  всей полноты ощущений, потому что храм поражает своей красотой и необычностью, наполняя сердце радостью. Пройдут века, а он будет поражать всех своей уникальностью.

Храм Знамения Пресвятой Богородицы расположен в усадьбе Дубровицы Подольского района Московской области. Это уникальный памятник русской архитектуры конца XVII – начала XVIII века, он построен в стиле барокко итальянскими и русскими мастерами. Имя архитектора скрыто на страницах истории, так же как и объяснение, почему для храма был выбран такой необычный для России проект.

Храм Знамения удивителен, можно себе представить какое впечатление он производил на своих современников. Столпообразное белокаменное здание поднято на высокий цоколь и окружено галереей, декорированной белокаменным кружевом из цветов и фруктов, скульптурами святых и ангелочков, стены четырёхлепесткового яруса – бриллиантовым рустом. Храм богато украшен резьбой, скульптурой, лепкой. Его изящная восьмигранная башня увенчана не куполом, а золочёной металлической короной, а сам он словно парит в воздухе, стремясь ввысь. Его высота с крестом более 46 метров.

Считается, что Знаменская церковь заложена в 1690 году князем Борисом Алексеевичем Голицыным, воспитателем будущего государя Петра Великого. Царь поддержал строительство храма и даже повелел написать для иконостаса два образа – святых князей Бориса и Глеба и апостолов Петра и Павла. Эти иконы сохранились до наших дней.

В 1689 году князь Голицын был оклеветан окружением семнадцатилетнего царя и Пётр повелел ему удалиться к себе в имение. Уже через год, Пётр I, разобравшись с клеветниками, вернул князя в Москву и пожаловал ему боярское достоинство. В знак примирения Учителя и царственного Ученика было решено воздвигнуть этот чудный храм. Возможно, этим и объясняется отход архитекторов храма от церковных канонов, принятых при строительстве культовых сооружений того времени.

Голицын вложил в проект храма всю свою тягу к просвещению, достижениям зодчих Возрождения и увековечиванию несокрушимых монарших амбиций молодого Петра, который присутствовал на его закладке 22 июля 1690 года.

Уже через восемь лет церковь стояла во всей своей красе. Это подтверждают восторженные отзывы австрийского посланника Иоганна Корба, побывавшего в Дубровицах в 1698 году, в гостях у князя Голицына.

Храм не освящали целых пять лет. Бывший тогда патриарх Адриан отказывался это делать. Можно предположить, что всему виной был внешний вид храма – «…здесь пышная благоговейно-затейливая архитектура, в которой католическая пластика так неожиданно сплетается с традицией византийского храмоздательства        , услаждает зрение каждого…» (С.Маяковский, 1910г). А ещё завершение храма в форме царской короны противоречило всем правилам строительства православных храмов.

После смерти патриарха Андримана в 1700 году, Пётр I отменил патриаршество и церковью стал управлять Синод во главе с местоблюстителем патриаршим. Первосвященнейший митрополит Стефан согласился освятить необычную церковь. Это произошло 11 февраля (по старому стилю) 1704 года в честь иконы Знамения Пресвятой Богородицы, чудесным образом спасшей в 1170 году осаждённый суздальцами Новогород. Икона на Руси очень почитаема. С 1990 года Церковь Знамения Пресвятой Богородицы – это действующий храм.

                                                                                                      Михайлова С.