Хедерлез

06.05.2016 г.

 С ПРАЗДНИКОМ ХЕДЕРЛЕЗ!

3 IMG_1536 а

        Праздник Хедерлез – это праздник начала весны, начала нового цикла жизни, он считается началом нового скотоводческого года. Отмечается 23 апреля или 6 мая (по новому стилю). Считается, что в этот день на земле встретились пророки Хидр и Ильяс (Илия). Хидр, называемый также аль-Хадир, аль-Хидр, Хызыр (тат), является одним из четырёх «бессмертных», наряду с Исой, Ильясом и Идрисом. Название праздника связано со слиянием имен этих двух пророков.

Мифологический персонаж Хызр связан с водными источниками и выступает в качестве дарителя изобилия, удачи, покровителя добрых людей и тружеников. Ещё его называют ангелом-покровителем, исполняющим заветные мечты и праведные желания человека. В езидской религии Хидр Наби (Хыдыр Наби) – это ангел, восседающий верхом на белом волшебном коне. Писатель и этнограф Амине Авдал пишет: «Хыдырнаби был исторической личностью, воином, греком по национальности….»

Хадр – символ доступа к божественной тайне (гайб). Он обладатель мудрости (хикма) и вдохновения, дарующий святость, покровитель тех, кто идёт мистическим путём. Он то, кто может привести к бессмертию, нарушая связь с материальным миром.

Приход Хадра (зелёный) сопровождается зелёным цветом, соединением эмоционального жёлтого (иман) и синего цвета интеллекта (икан), раскрывающем сущность, скрытую в теле и уме, и производит обновление жизни и воскрешение. Он считается наставником и советником многих пророков.

Хадир, аль-Хадир, аль-Хидр в мусульманской мифологии образ, вобравший в себя черты самых разных мифологических персонажей доисламского Ближнего Востока. Мусульмане считают его покровителем путешествующих по морю. В Индии его почитают как духа речных вод и колодцев. В Средней Азии он в образе старца одаривает счастьем тех, кто его увидит.

Часто его имя появляется в различных легендах. Одна из них связана с Александром Македонским:

«Пробираясь через горы Памира, Александр узнал от горцев, что высоко в горах есть источник воды, дарующий бессмертие. Желая вкусить волшебный напиток, Александр отправил к нему своего лучшего воина по имени Хызр. Творец благоволил к Хызру и источник ему открывается. Хызр окунается в живую воду, напивается сам и наполняет водой сосуд для Александра, но не суждено было ему отпить этой воды – по пути сосуд разбился».

В представлении простого народа, Хызр – это мудрый весёлый старец, приносящий удачу, радость и покой. Многие считают, что его можно встретить три раза в жизни. Его особая примета – отсутствие фаланги большого пальца.

Ильяс – это арабская форма имени иудейского пророка Илии, который признан пророком и в исламе. По легенде, когда он появился на свет, всё вокруг осветилось ярким сиянием. Ильяс обладал неординарными способностями. Существует легенда  о том, что Аллах избавил его от потребности в пище и воде, наделил его качествами ангела, дал ему способность – пребывать на небесах, как ангел и на земле, как человеку. Поэтому люди призывают к нему, когда им нужна помощь.

В книге «Мусир аль-гарам» («Побуждающий к любви (к Богу)) имам аль-Яфиги, рассказывает, что бессмертные пророки Иса и Идрис находятся на небе, а святой Ильяс и святой Хизр находятся на земле. Святой Хизр находится в море, а святой Ильяс – на суше. А вот в Иране и Средней Азии их функции меняются – Ильяс покровитель мореплавателей, а Хизр – покровитель суши.

Советский востоковед академик В.В. Бартольд писал: «С Ильёй (Ильясом) Хызр иногда выступает братом, иногда сливается в одно лицо Хадерильяс, иногда упоминаются рядом». Считается, что они путешествуют по всему миру, являясь людям в образе святых или пророков.

По свидетельству Ибн Аббаса, каждый день Арафа (во время Хаджа) Хидр и Ильяс встречаются на горе Арафат, а в Мине бреют друг другу головы. После этого они обмениваются волосами, читают дуа и расходятся.

Некоторые считают, что  название Хедерлез имеет арабское происхождение, но сказать однозначно, откуда этот праздник появился у гагаузов сложно. Возможно, он использовался ещё на Балканах, что косвенно подтверждает наличие скотоводческого календаря и земледельческой обрядности. Обряды, связанные с почитанием языческого божества, черты которого вобрал в себя в христианстве Святой Георгий, а в мусульманстве Святой Хыдыр (Хызр), были широко распространены у многих народов Юго-Восточной Европы, Малой и Средней Азии. Этимологически мусульманский термин Хедерлез обозначает «День пророка Ильи» или «день Хызыр Ильяса».

У тюркских народов Хедерлез считается одним из самых больших праздников в году, в прошлом его праздновали три дня.

В первой половине мая, с появлением первой зелени,  скот перегоняли на летние пастбища. В этот день заключались и расторгались различные договора и, в первую очередь, между хозяевами скота и пастухами.

3 IMG_0791 а

Под влиянием христианства, древний языческий праздник был приурочен ко дню Святого Георгия, который считается покровителем крупного и мелкого рогатого скота. Однако если обратиться к истории его жизни, то сложно найти даже намёк на то, что он занимался сельским хозяйством, а тем более скотоводством. Культ Святого Георгия засвидетельствован с IV века. Годы его жизни с 284 до 303. В двадцать лет, при правлении императора Диоклетиана в Никомедии (римской империи), со смирением, он принял мученическую смерть во имя Христа. Его пытали восемь дней, затем обезглавили. Это произошло 23 апреля 303 года, В Великую пятницу. Он был воином, принявшим христианство и пострадавшим за него.

У гагаузов отсутствует обрядовый фольклор, связанный с именем Святого Георгия, поэтому можно предположить, что праздник Хедерлез, до уничтожения христианского гагаузского государства УЗЫ-ДЕВЛЕТ-КАРБУН в 1417 году, не был связан с ним.

Как бы там ни было, разделённые судьбой, разбросанные по разным странам и впитавшие культуру тех мест, где им пришлось жить, греческие, болгарские, македонские, бразильские и гагаузы АТО Гагаузия, оставив очень многое на родной земле, сохранили традиции праздника Хедерлез до наших дней.

В день празднования Хедерлез исполняется особый обряд жертвоприношения. В жертву приносится ягнёнок или баран, обязательно мужского пола, от первого приплода (в честь умерших предков), без каких-либо изъянов, что должно означать безгрешность жертвы. Из ягнёнка готовят специальное блюдо «курбан». Кровью делали детям кресты на лбу, щеках, подбородке, а также на дверях дома, чтобы предохранить его от нечистой силы, которая могла навредить человеку и хозяйству, например, отнять удойность у молочного скота. Жертвенного ягнёнка целиком запекали в печи, предварительно заполнив брюшную полость пшеничной крупой, а позднее рисом. Устраивали общую трапезу на церковном дворе или на улице.

Есть ягненка нужно было тоже определённым образом  – при еде нельзя ломать костей, чтобы не нанести физических увечий овцам. Обязательно использовалась кровь и кости животного в особых ритуалах для увеличения плодородия.

Праздновать принято у воды – символа жизни. Нужно в этот день промыть росой глаза, омыть руки и ноги, чтобы не болели. Ещё в Хедерлез собирали целебные травы, потому что природа приобретала особую магическую силу.

3 IMG_1408 а

Молодёжь разводила костёр и прыгала через него. В этот день обязательно сбываются желания, только их нужно записать на небольшом клочке бумаги и бросить в реку или море.

Важной частью праздника считаются – качание на качелях (чтобы работа была лёгкой) и спортивные состязания по борьбе (как символ борьбы лета и зимы).

Ещё 6 мая отмечают День рождения Будды. Праздник проходит обязательно в белых одеждах и сопровождается благодетельными поступками, потому что добрые дела в этот день оказывают сильное влияние на судьбу человека.

В Болгарии этот день считается Днем храбрости – профессиональный праздник всех, кто служит или служил в Вооружённых силах  Болгарии.

Михайлова С.