Федор Ангели: Чьи интересы защищают гагаузы? Ответ министру-румыноунионисту

ИА REGNUM  20 марта, 22:11

ЕвропаМир

Гагаузский ученый, политик и дипломат, экс-посол Молдавии в Турции Федор Ангели передал 20 марта в редакцию ИА REGNUM материал, представляющий собой ответ на статью нынешнего министра молодежи и спорта Молдавии Октавиана Цыку, опубликованную в румыноунионистской газете Timpul незадолго до назначения Цыку на должность министра. В своей статье историк-румыноунионист Цыку обвиняет гагаузов в том, что они «выступают защитниками России» в ущерб интересам Молдавии и называют себя частью Русского мира, несмотря на то, что их «исторической родиной» является страна-член НАТО Турция, а Молдавия стала «единственной страной в мире, где гагаузам предоставили автономию». «Уважаемые гагаузские сограждане, вы кто?» — обратился с вопросом к гагаузам будущий молдавский министр.

Чьи интересы защищают гагаузы?

Этот вопрос почему-то особо «волнует» приверженцев идей либерализма. «Не знаю, почему постоянно, когда вопрос касается проблем и интересов, важных для Молдавии, представители Гагаузии выступают защитниками России и кажутся очень озабоченными тем, чтобы ее интересы ни в коем случае не нарушались», — писал на страницах Timpul министр молодежи и спорта Октавиан Цыку, будучи еще политологом, число которых больше, чем гинекологов. «И поэтому я хочу спросить, уважаемые гагаузские сограждане, кто вы?» — задается вопросом страстно взволнованный главный спортсмен.

Читая эти абсурдные рассуждения, вспоминаются слова Талейрана (1754-1838 гг.). Этот выдающийся французский дипломат как-то сказал: «Целые народы пришли бы в ужас, если бы узнали, какие мелкие люди властвуют над ними». Он имел в виду людей, главным оружием которых является ложь. Опираясь на нее, они протягивают свои цепкие щупальца и стараются увлечь всех, кого им удается захватить в зловонную политическую атмосферу. Естественно, легче всего обмануть тех, кто хочет быть обманутым. А их у нас еще немало.

Но правда всегда побеждает, скажут иные. Да, но за нее приходится вести упорную борьбу, сносить удары судьбы, испытывать боль, переносить лишения.

Наш ответ министру таков. И его должны знать все: гагаузы — ярые защитники молдавской государственности, не терпящие никаких идей унионизма. Это и раздражает его приверженцев. Защищая жизненные интересы молдавского государства, гагаузы защищают и свои интересы, не противоречащие интересам абсолютного большинства молдаван, украинцев, русских, болгар и других. У них Молдавия — единственная Родина.

Гагаузы всегда будут ее верными гражданами, а куклой — никогда! Они не станут мостом, чтобы по ним ходили. Их ум — не раб чужих умов. В меру своих сил гагаузы вносят свой вклад в развитие РМ, в том числе и в области спорта. Кто может отрицать, например, возможности гагаузских борцов вольного стиля. Они не раз завоевывали высокие награды на международных соревнованиях! И в этом году на чемпионате Европы по вольной, греко-римской и жесткой борьбе (19-24 марта, Тбилиси) в составе сборной Молдавии были два представителя Гагаузии — П. Янулов и А. Романов.

Гагаузское государство «Добруджа» (1346-1417 гг.)

Гагаузия не та сила, которая может быть адвокатом России. Как показывает практика, она сама успешно защищает свои интересы. Правда, она иногда допускает ошибки в своих отношениях с народами бывших советских республик. Но это уже другая история, другая тема. Что же касается дружеского отношения гагаузов к России, то это вполне объяснимо. В чем суть?

Если бы не царская Россия, то сегодня на карте мира не было бы гагаузского этноса. На исторической родине в Добрудже гагаузов остались единицы. Их почти нет в румынской ее части. Всех ассимилировали. По политическим соображениям при переселении гагаузов из Добруджи в Буджак царские власти их записывали как болгар. Почему? Все население оккупированных балканских стран делилось по вероисповеданию: на мусульман и христиан. Если бы не поражение фашистских армий под Сталинградом, сегодня, возможно, и в Молдавии не было бы гагаузов и болгар. Фашистский генерал Антонеску намеревался их депортировать за Днестр, а их место должны были занять колонисты-румыны из Южной Добруджи и Македонии. Губернатору Бессарабии было приказано в течение одного-двух месяцев представить «свои разработки и планы по этому вопросу», — свидетельствуют архивные документы (ЦГА МССР, ф.112, оп.2, д.47, л.7).

Я прочел заявления Октавиана Цыку и сердцем сокрушился: чему же вас учили в таком престижном вузе, как Ясский университет, широко известный в Европе?! Немало его выпускников стали видными деятелями Румынии. Но оказывается, не все зависит от профессионализма ученых вуза. Дело и в студентах. Историкам известно, что не Турция, как утверждает Цыку, является исторической родиной гагаузов, а Добруджа. Именно на ее территории завершился окончательный этап формирования гагаузского этноса. И произошло это с созданием гагаузского государства «Добруджа» (“Огузская держава”, «Добруджанското деспотство», «Узиеалет», узи-узы +араб. еyalet-страна, край) и принятием гагаузами христианства. Первой столицей Гагаузского государства был Балчик, а затем — Варна. В центре его красного флага был изображен белый петух — символ верности христианству, означавший гордость, отвагу и бодрость духа гагаузского народа.

Основателем государства был христианин кыпчакского происхождения Балык (Балик, Балика). Его имя носит болгарский город Балчик. Государство было создано благодаря поддержке Иоанна V Палеолога. Император Византии считал, что оно сделает болгарские власти более сговорчивыми. Болгарский историк А. Манов отмечает, что к гагаузскому государству присоединились «все другие христианизированные протоболгары и другие тюркские племена, но под общим названием „гагаузы“ (»Gagauzlar”, Ankara, 2001).

Никакого «значительного румынского населения», как пишут иные историки, здесь не было и не быть могло. Об этом свидетельствует и рыцарь Ганс (Иогани) Шильтбергер, оказавшийся в 1396 г. в османском плену под Никополем. В своих «Путевых заметках» он называет Гагаузское государство третьей Болгарией”. Его лидеры постоянно принимали участие в византийских междоусобицах. В 1346 г. по просьбе императрицы Анны Савойской на помощь ей Балик направил 1000 отборных воинов-всадников. Ими командовали его братья — Феодор (Тодор) и Добротич (по-болгарски Добротица), ставшие полководцами греческой армии.

После смерти Балика правителем Гагаузского государства стал деспот Добротич, именем которого и называется Добруджа. Его сменил (1385 г.) его сын Иванко. В 1417 г. османы захватили всю Добруджу. Тогда ими и было ликвидировано Гагаузское государство. За что? За отказ выставлять определенный контингент войск для захвата вместе с янычарами христианских государств Европы.

Гагаузы не турки, а тюрки

Не в обиду будет сказано, но «политолог» не блещет знаниями и в области этнографии, языкознания. «Гагаузы считают себя происходящими от турецких племен, то есть являются турками», — заявляет Октавиан Цыку. Когда он считает себя не молдаванином, а румыном, то это его дело. Но когда он называет гагаузов турками, то это нас серьезно раздражает. Гагаузы — не турки, а тюрки. И турки не считают гагаузов турками, а называют их гагаузами — тюрками. В наши дни зафиксировано 44 тюркских этноса (около 200 млн). Самое крупное тюркское государство с населением 80 млн человек — это Турция. Маленькой частичкой тюркского мира, одного из древнейших и многочисленных этносов, является и гагаузский народ, большая часть которого проживает в Республике Молдова. В древнетюркском языке слово «тур» (“тюрк”), зафиксированное в письменных источниках с VI века, означает силу, мощь. «Тюрок» относится ко всем тюркским этносам, а «турок» — только к жителям современной Турции. Термин «тюрк» на мировой арене имеет этнический и политический смысл.

Разобщенность тюркских племен, расселение на огромных территориях исторически привели к значительному различию в их языковых чертах, хотя в далекую старину все они говорили на двух-трех древнетюркских диалектах. Тюркские языки принято подразделять на четыре группы. Азербайджанский, гагаузский, турецкий и туркменский языки входят в юго-западную группу.

«Наряду с турками, татарами и чувашами гагаузы — единственный этнос в Европе, говорящий на исконном языке турков», — утверждает министр. И здесь все смешалось: и люди, и кони. Татарский язык входит в северо-западную или кыпчакскую группу. Еще более далек от турецкого чувашский язык, который относится к булгарской группе тюркских языков. Отмечу, что в Турции во время встреч ее руководителей с лидерами тюркского языка используется язык-посредник. Им является русский язык. Автор этих строк, будучи послом Молдавии в Турции, не раз присутствовал на подобных встречах. Когда речь идет о языках тюркских этносов, как правило, добавляется слово «тюркчеси». Например, тюрк тюркчеси — турецкий язык тюркского происхождения, гагауз тюркчеси — гагаузский язык тюркского происхождения и т.д. Антируссизм — неизлечимая болезнь некоторых политиков

Не следует серьезно воспринимать и утверждения Октавиана Цыку о том, что в «межвоенный период гагаузы были самым интегрированным меньшинством в Бессарабии, они знали румынский язык и ненавидели коммунизм». Заметим, в тот период (1918-1940 гг.) в системе народного образования Бессарабии были серьезные негативные явления. И объяснялось это не только политическими моментами, но и крайне сложным экономическим положением края. В 1934-1940 гг. площадь пахотной земли сократилась на 178634 га, стадо крупного рогатого скота — на 160,6 тысячи, свиней — на 283,4 тысячи (52,1%). В Бессарабии наблюдалась хроническая безработица. Вследствие ухудшения жизненного уровня населения, большинство родителей не имело возможности дать своим детям хотя бы начальное образование. Отметим, что декрет королевского правительства о введении до 1926 г. в Бессарабии всеобщего обязательного обучения не был реализован. По утверждению Anuarul statistic al României (1936 г.), в 1935-1936 учебном году посещаемость в школах составляла 59,7 процента, а в гагаузских селах — всего 10-15 процентов. По официальным данным, в 1932-1933 учебном году начальную школу окончило всего полпроцента учащихся (один из 80). В особо катастрофическом положении находились гагаузы и болгары, для которых серьезной проблемой оставалось незнание румынского языка. Это испытывали на себе и гагаузские юноши-призывники. Им, как правило, приходилось служить в строительных батальонах. Эти факты господину министру, написавшему (если я не ошибаюсь) свой научный труд о процветании Бессарабии в период 1918-1940 гг., должны быть известны.

Правда, некоторые из гагаузов, которым удавалось получить образование, занимали высокие посты в своих государствах. К XVII в. относятся, например, корни гагаузской фамилии Катарджи, члены которой переехали в Валахию из Варны. Один из катарджийцев — Барбу Катарджи (1807-1862) был премьер-министром Румынии. Неоднократно возглавлял правительство Румынии и другой член этой династии — Ласкар Катарджи (1823-1899). Его именем названа одна из центральных улиц Ясс. И в России члены династии Катарджи занимали высокие посты. Петр Катарджи, например, стал генералом царской армии. Василий Чебанов из Комрата стал крупным ученым-историком в Турции. Он перевел на турецкий язык «Историю возвышения и упадка Османской империи» Дмитрия Кантемира.

Приверженцы унионизма только мечтают о членстве в НАТО, а гагаузы давно имели своего человека в этой организации. Им был Юрий Кыса (1921 г.р., Комрат). Будучи инженером-химиком, он 17 лет проработал в Министерстве национальной обороны Канады. Эту страну в НАТО Юрий Кыса представлял в трех ее технических комиссиях.

Подчеркнем одну закономерность. Касаясь важных и злободневных тем из жизни гагаузов, национал-патриоты неизменно допускают антирусские высказывания. Антируссизм является их неизлечимой болезнью. Их нежелание видеть существующие проблемы национально-культурного и языкового характера лет через 10-15 может дать весьма взрывоопасный эффект. Они могут расшатать стратегический баланс национальных отношений. Уже сейчас выпускники молдавских школ все хуже и хуже знают русский язык, а их сверстники из русских школ все еще не владеют хорошо государственным языком. В начале 1990-х годов именно с нежелания смотреть на ситуацию открытыми глазами и начались раздоры на Днестре. Надо не бороться с русским языком, а принять национальную программу изучения государственного языка немолдавскими этносами и обеспечить его знание ими на уровне русского языка. Политика — это не только искусство возможного, но и искусство предвидеть. Для такого маленького и слабого государства, каким является Республика Молдова, «измы» (антируссизм, антиамериканизм, антирумынизм…) очень опасны.

Тем временем национал-патриоты периодически продолжают атаки на русский язык, ничего не предпринимая, чтобы немолдавские этносы изучали государственный язык. Еще не закончились, например, торжества по случаю открытия филиала Российского центра науки и культуры в столице Гагаузской автономии Комрате, как крайне правые стали кричать: «Не руководство РМ, а Москва контролирует Гагаузию, где русскому языку дается зеленый свет». Дается по желанию самих гагаузов, которые хотели бы, чтобы власти обеспечили им такой же уровень знания государственного языка. А как он называется, должны определить сами молдаване. Язык А. С. Пушкина широко открыл гагаузам двери в мир образования и науки, искусства и литературы. Да и политики. И никто не в состоянии его отнять у них! Значение русского языка в духовном развитии и молдаван не так давно воспевали молдавские поэты. Вот строки из стихотворения «Limba rusă» (“Русский язык” — прим. ИА REGNUM) Агнессы Рошки:

«Он мир открыл для всех,

Кто обладает речью,

Он красочней цветов,

Он, как легенда, вечен.

Из века в век он шел,

Как друг, к моей Молдове…”.

Напомним политикам библейское изречение: «Во всех делах твоих помни о конце». А пока они смотрят, но не видят, слушают, но не слышат.