С Днём Пасхи!

01.05.2016 г.

С ПРАЗДНИКОМ ПАСХИ!

  В 2016 году празднование Пасхи выпало на первое мая. Исторически христианская Пасха происходит от иудейской – праздника выхода еврейского народа из рабства у египетских фараонов. Само слово «пасха» – арамейский вариант еврейского слова «песах» (происхождение, пощада).

По Священному Писанию – Бог дал возможность всем, кто пожелает избежать гибели самим и спасти жизнь своих детей. Для этого им нужно было выполнить определённые им действия – семья или несколько семей должны были собраться в доме, заколоть ягненка (агнца) и обмазать его кровью косяки дверей этого дома. Кровь это знак для Ангела-губителя. Он не трогал дома, где поверили Богу и готовы были следовать за ним, в домах, не поверивших Слову Божьему, семьи оплакивали своих погибших первенцев.

Смерть прошла мимо, «проходить мимо» на древнееврейском языке звучит как «пейсах». От этого слова и произошло название праздника. Чтобы люди не забыли уроков исхода, Господь повелел праздновать «Пасху» каждый год, в один и тот же день.

Пасхальный агнец евреев является прообразом Иисуса Христа и именно поэтому в священном писании Христос именуется агнцем Божьим, агнцем пасхальным.

День празднования Пасхи непостоянен. Шумеры, вавилоняне, иудеи, финикийцы, древние греки считали время по лунному календарю. Это был праздник жертвоприношения – чудесно родившиеся всходы растений, достигшие зрелости приносились в жертву, то есть пожинались, чтобы своей смертью обеспечить жизнь людям. Будучи «похороненными» зерна чудесным образов воскресали, давая новые всходы.

В состав первых христианских общин входили не только иудеи, но и язычники, поклонники различных восточных и греко-римских божеств, населявших римскую империю. Они вносили в христианство свои языческие обряды.

В начале II века христиане стали отмечать день распятия Христа в дни иудейской Пасхи. В это время евреи вели ожесточённую борьбу с Римской империей за независимость, их восстания жестоко подавлялись. Христиане воспринимались как выходцы из еврейской секты. Они унаследовали многие иудейские традиции, праздники, обряды, законы. Как результат – они повергались гонению и жестоко уничтожались. Празднование Пасхи было еще одним объединяющим признаком. Епископ Рима, Сикстус, желая сохранить свою паству и защитить её от гонений, начал «реформирование» богослужебной системы. Он настаивал на праздновании не распятия, а воскресения Иисуса Христа и переносе дня празднования Пасхи с четырнадцатого нисана, который приходился каждый год на разные дни недели, на воскресенье. Так христиане будут отличаться от иудеев и не будут преследоваться римскими властями. Кроме этого, воскресенье в языческой Римской империи было всеобщим праздником – Днём божества Солнца, а значит, новообращенным из язычников, будет легче принять новую веру. Они будут, как и прежде, поклоняться в воскресные дни, только другому, настоящему Богу. Вслед за Пасхой была перенесена на воскресенье и еженедельная Суббота, День Господень, установленный в Законе Божьем.

Так христианство приспособилось к окружающему языческому миру и замаскировалось в нём, приняв и растворив в себе языческие обычаи. Это всегда осуждалось Богом и приводило Божий народ к отступничеству, падениям и деградации…

Христиане сначала праздновали две пасхи – пасху страданий и пасху воскресенья. В дальнейшем два праздника слились в один многодневный, который существует и в наши дни. Пасха страданий отнесена на страстную неделю, а пасха воскресенья – на светлое воскресенье.

Во второй половине II века между христианскими церквями разгорелся длительный спор по вопросу о дне празднования пасхи. Окончательное решение было принято первым вселенским собором Никейского в 325 году и основывалось на «апостольских преданиях», которые указывали на то, что пасху следует праздновать после весеннего равноденствия и не в один час с иудеями, а в первое воскресенье после первого весеннего равноденствия и полнолуния. Так пасха получила блуждающую дату празднования, которая смещается в пределах 35 дней от 22 марта до 25 апреля, по старому стилю.

В 341 году в Антихонии состоялся поместный собор, который постановил: « Всех дерзающих нарушить определение Никейского собора о дне празднования пасхи отлучить от церкви».

На Руси страстная неделя и пасха слились с древне славянским многодневным весенним праздником, основным содержанием которого было чествование духов предков, жертвоприношения полевым и растительным божествам, очистительные магические обряды. Их первоначальное значение забылось, православная церковь дала им своё объяснение и трактование. Так яйцо, окрашивание которого обязательно в Пасху, в глазах древних славян, с его способностью превращаться в птицу, было наполнено таинственным смыслом. Люди видели в нём подтверждение своей веры в возможность перевоплощения, а его таинственной силе стали приписывать способность переходить на всё к чему оно прикасалось.

Сегодня, как и в далёкие времена мы празднуем Светлое Христово Воскресенье, называемое Пасхой. Освещаем пасхальный сдобный кулич и крашенные яйца.

Называть кулич пасхой, как и храм церковью (церковь это и есть собор, собрание) по сути, неверно, но так уже сложилось. В Ветхом Завете пасхой назывался закалываемый агнец, который предшествовал жертве Христа Агнца Божия. Агнца пасхального вкушали с опресноками (пресными лепешками) и горькими травами. Происхождение пасхального кулича скорее языческое, чем христианское. Кулич, как высокий хлеб, являет собой известный языческий символ бога плодородия Фалосса.

К Пасхе можно относиться по-разному, но сегодня она может значить для каждого из нас гораздо больше, чем просто участие в традиционных обрядах. Она может значить спасение от греха, который несёт разрушение, запустение и смерть.

НОВОСТИ ИКОНАЯ не всегда бываю верен,
как терпишь, Боже, Ты меня?
Ты мне не закрываешь двери,
прощаешь всё, всегда любя.

Мне стыдно, Боже, пред Тобою,
я всей душой Тебя люблю,
но трудно справиться с собою
и трудно плоть смирить свою.

Я падаю без сил порою
и кажется – уже не встать,
но тут же чувствую – со мною
Твоя все так же благодать.

А значит – мне сдаваться рано,
встаю, и дальше в путь иду.
В Твоих, Господь, глубоких ранах,
я нахожу свою судьбу.

 

Воскресение Христа. К. А. Штейбен. 1843–1854 гг. Холст, масло. Живописная работа в нише пилона Исаакиевского собора

                                                                                             Михайлова С.