Обновление Авдармы меценатами – достойный пример для подражания

51bcb30eaae7  15 февраля исполнилось 80 лет Казмалы Марии Дмитриевне – удивительной женщине из села Авдарма, воспитавшей таких сыновей, которые стали сегодня буквально спасением и надеждой села. Это совершенно уникальный случай в истории автономии Гагауз Ери (а может быть и во всем мире не найдешь такой аналогии), когда и мать, и три ее сына являются Почетными Гражданами (в данном случае – Гагаузии).

Данное событие стало информационным поводом для поездки в Авдарму и рассказа о потрясающем воображение обновлении села за последние несколько лет.

А ведь изначально это была совершенно рядовая, сельская крестьянская семья тружеников. Судьба отнюдь не собиралась баловать эту простую гагаузскую семью, формировавшуюся в советское время. Никто тут не был рожден «с белой костью и голубой кровью», дворян в Советском Союзе не было, богатое наследство получить было неоткуда. Прошли через бедность, голодовку, послевоенную разруху. Пытались выжить и поднять детей. Единственное, что могли своим детям дать родители, это образование и хорошее воспитание. Такое воспитание, которое не позволило впоследствии братьям забыть о своих корнях, о долге перед малой Родиной, перед воспитателями, учителями, родным селом.

Все достигнуто своим трудом, своей инициативой. Один из братьев – Илья – начинал с правоохранительных органов, где был достаточно успешен и образцово защищал право сограждан на спокойную жизнь. Другой – Игнат – пошел по военной линии, Родину защищать.

То есть, звезд с неба не хватали, строили свою жизнь сами, как обычные граждане своей страны. И всегда были исключительно скромными людьми – во всех жизненных ситуациях и при любом развороте судьбы. Игнат, в частности, имеет многочисленные награды, но мало кто видел их у него на груди. А сегодня он – историк, много сделавший для восстановления, сохранения и пропаганды истории гагаузского народа и своего родного села в частности. Изданная им книга по истории Авдармы – наверное, один из наиболее полных, объективных и – чего уж скромничать – респектабельных изданий подобного рода в Молдове. Хотя труд уже издан, работа над его улучшением продолжается непрерывно.

Некоторые получают высшее образование, занимают высокие должности, но при этом интеллигенцией не становятся, гнилой дух выпирает из-под костюма с галстучком. А эти сельские парни носят в себе с рождения нечто такое, чего не приобретешь с должностью и образованием. Может быть это и есть тот самый Дух гагаузского народа, который нас всегда держал на высоте, и который мы чуть было не растеряли в погоне за советскими пятилетками.

Много чего хорошего еще можно было бы сказать об уроженцах Авдармы братьях Казмалы, но это вряд ли понравится им – скромным и бескорыстным в своей помощи гагаузским парням. Да и цель данной публикации не в этом. И юбилейный день рождения Почетного гражданина Гагаузии Марии Дмитриевны Казмалы – лишь информационный повод для поездки в село, и для рассказа о новом сельском быте в этом небольшом населенном пункты гагаузской автономии.

Лучшая школа Молдовы

Первая семилетняя школа в Авдарме была открыта всего лишь в 1946 году, однако в дальнейшем образование в селе зашагало семимильными шагами. В 1968 году состоялся первый выпуск общеобразовательной школы. Со временем, учащихся стало так много (в пике – порядка 1300 учеников), что они перестали помещаться в имеющемся здании, и в 1992 году село получило новое типовое здание. Теперь населенный пункт мог гордиться наличием двух доуниверситетских учебных заведений – гимназии и средней школы.

Однако дальше пошли известные по своей разрушительности события: население стало вымывать из Молдовы, особенно из сел. Рождаемость катастрофически упала. В итоге, к 2001 году две школы пришлось объединить в одну. Сегодня (с 2010 года) объединенное учебное заведение имеет статус лицея. Численность учащихся продолжала падать, и уже приблизилась к половине от имевшейся в лучшие годы. Это побудило неравнодушных людей задуматься о будущем не только учебного заведения, но и всего села.

Благо, нашлись спонсоры, бескорыстные меценаты. Сегодня Теоретический лицей им Дмитрия Челенгир – один из самых современнейших и дружелюбных к ребенку учебных заведений в сельской местности не только в Гагаузии, но и во всей Молдове. Как к этому пришли?
 9ace0496c456

Несколько лет назад был сделан капитальный ремонт здания и кардинально благоустроена окружающая территория. Школа получила шатровую крышу, заменили двери и окна, а также всю мебель. Укомплектована школьная библиотека (16 тысяч книг, компьютеры, сканер, создается электронная база книг), оборудована столовая на 160 мест.

f3741e79a616

Сейчас в столовую любо-дорого зайти: новые столы и лавки, в отдельной комнатке – целая линейка сверкающих белизной раковин с краниками над ними – чтобы вымыть руки перед едой. Напротив – такая же шеренга готовых обслужить детей современных гигиеничных электрополотенец (сушилок).

В лицее организовано бесплатное питание не только для всего ученического коллектива, но и для педагогического и технического персонала – чего уж точно нет ни в одной школе страны! В начальном звене дети питаются бесплатно даже дважды: получая и завтрак, и обед.

Для физического развития детей отремонтированы спортзал, раздевалки, душевые кабинки, приобретен спортинвентарь. Построено футбольное мини-поле с искусственным покрытием. Завершается строительство современного корта для большого тенниса. На территории школы и за ее пределами много оборудованных игровых площадок для детей помладше.

При такой заботе о здоровье и полноценном развитии детей, наверное, будет излишним сказать, что на всех этажах Авдарминского лицея и в спортивном зале имеются (и действуют!) санузлы.
Полностью обновлена система автономного отопления лицея. Благодаря меценатам, в 20 кабинетах из 24 установлены суперсовременные интерактивные доски. В этом году должны быть приобретены такие же в оставшиеся кабинеты. Преподаватели прошли курсы компьютерной грамотности и научились полученным оборудованием пользоваться. Для повышения качества образования и наилучшего использования компьютеризованных досок приобретается программное обеспечение.
a3fd41b145a2
В лицее компьютеризация используется не только для привития знаний, но и для их оценки. Применяется альтернативный и весьма объективный метод оценивания знаний системой интерактивного опроса SMART Response PE, предоставляющей все средства для быстрой подготовки опросов, контрольных работ. Учитель имеет возможность составить собственный тест, или выбрать из сотен готовых наборов вопросов, а также импортировать вопросы и тесты из любых других источников.
Программа автоматически суммирует результаты опроса и отображает их в различном удобном виде, помогая отслеживать уровень понимания материала. Выдается также информация об успеваемости класса в целом, и месте в этом процессе каждого ученика.
Другим новшеством, внедряемом в лицее, стала Документ-камера SMART. Она используется совместно с интерактивной доской и позволяет дополнить инструментарий учителя изображениями, трехмерными моделями, видео и аудио-контентом. Любое имеющееся на руках изображение или предмет могут быть мгновенно захвачены камерой и выведены на интерактивную доску. Там, поверх изображения, можно делать пометки. Все это можно сохранить для последующего использования на других уроках, или забрать домой на ноутбуке.
Школе подарен также микроскоп для кабинета биологии. Он позволяет импортировать изображение на интерактивную доску для одновременной демонстрации всему классу!
Каждый кабинет в Авдарминском лицее в начале 2011-2012 учебного был оснащен компьютерами, колонками, имеется 2 цветных и 16 черно-белых принтеров. Для получения базовых знаний в области информатики, в лицее имеется специальный кабинет информатики, где установлено 22 компьютера. По всему периметру школьного здания стал доступен беспроводной бесплатный WI-FI Интернет.
В 2012 году – в связи с увеличением количества компьютерной техники – возникла необходимость в усовершенствовании существующей сети, для чего спонсорами был приобретен и установлен мощный сервер компании «Supermicro». Он стал не только центром, связавшим сеть школьных компьютеров и распределяющим Интернет, но и медиатекой, позволяющей осуществлять доступ и быстрый обмен данными (текстовыми файлами, мультимедийными продуктами, графическими изображениями). Теперь в школе есть и проводная и беспроводная сеть. Беспроводная сеть была сохранена в связи с тем, что старшеклассники теперь ходят в школу с собственными ноутбуками.Меценаты подарили по ноутбуку каждому ученику 11-12 классов!
Но используют школьники свои ноутбуки в основном после уроков, для дополнительного самообразования, а также в помощь при работе над домашними заданиями. Нынешняя концепция образования требует от детей максимальной самостоятельности, они должны уметь находить информацию и выполнить поставленную задачу.
Отдельных слов заслуживает кабинет технологического воспитания для девочек, где они изучают модули «Кулинария» и «Кройка и шитье». Просторный кабинет поделен на три зоны. Зона «Кройки и шитья» оборудована 5-ю современными электрическими швейными машинами.
eb9f28c0aa56А зона кулинарии напоминает уютный домашний уголок, где установлены красивые кухонные шкафы, укомплектованные необходимой посудой, кухонным инвентарем. Тут все по-настоящему: установлена электрическая плита, подведена вода, работает канализация. На уроках технологического воспитания учащиеся учатся правильно сервировать стол, занимаются выпечкой, готовят первые и вторые блюда.
 94b593276c35
Дети в Авдарминском лицее не просто учатся – они там почти живут, получая комплекс воспитательных мероприятий, услуг и забот. С целью создания условий для отдыха в перерыве между уроками, а также для использования группой продленного дня, в лицее работает кабинет релаксации. Учащиеся до 3 класса проводят тут по часу в день. Здесь с детьми работает психолог, предлагая деятельность различного вида: игры, беседу, просмотр мультфильмов.
Кабинет имеет соответствующее оформление и оборудован современной техникой: компьютер с выход в Интернет, телевизор, музыкальный центр, раздаточные игры, мягкие игрушки. Цветовая гамма кабинета, мягкие подушечки, на которые можно усесться – все это способствует созданию благоприятных условий отдыха детей.65e6b3820f44
Наличие группы продленного дня позволяют также решать проблемы обеспечения работой педагогов лицея, которые могли бы попасть под сокращение вследствие уменьшения количества классов. Дополнительные часы работы оплачиваются спонсорами.
В лицее особый подход к работе с одаренными детьми и «слабыми» учениками. Принято решение об открытии кружков в каждой параллели 1-4 классов в соответствии с особенными требованиями. Дополнительная кружковая работа (3 часа в неделю) ведется отдельно со «слабыми» учениками – чтобы подтянуть, и с учащимися, мотивированными на учебу и особо одаренными.
Разработана и запущена также (без лишнего шума и пиара) программа по отработке модели инклюзивного образования, которая исключает любую дискриминацию и позволяет адаптироваться к жизни в обычной среде детей с особыми потребностями.
Пока что программой инклюзивного обучения в лицее охвачено два ученика. Имеется и помещение для индивидуальной работы с ними. Надежда, которая за 4 года обучения не смогла освоить алфавит и письмо, теперь умеет писать под диктовку и читать по слогам. А для Владимира персонально в список изучаемых дисциплин включено изучение компьютера.
Промежуточный анализ эффективности проекта показал, что оба ученика комфортно чувствуют себя в школе и демонстрируют успехи.
В течение трех последних лет в лицее действует кружок «Юный журналист». Учащиеся издают цветную, богато иллюстрированную ежемесячную газету на 4 страницах формата «Единой Гагаузии», какую не могут себе позволить даже «киты» региональной печати, включая орган Народного Собрания и наше издание. В Гагаузии вообще больше не существует ни одной полноцветной газеты, кроме издания авдарминского лицея под названием «Авдарма: вчера, сегодня, завтра». А скоро лицей получит большой цветной принтер и будет сам даже тиражировать свою газету.
Имеется в лицее и свое радио, собравшее вокруг себя группу детей-активистов. На первом этаже выделено помещение под радиоузел, сеть радиоточек заведена в каждый кабинет, выведена в коридоры. На больших переменах можно услышать лицейские новости, поздравления, полезную информацию.
Меценатами поддерживается работа вокального кружка, забавного «шумового оркестра», цветоводов, кружков по шашкам и шахматам, по вязанию крючком, секции по футболу, волейболу, баскетболу. С декабря 2012 года в лицее также начал работу танцевальный кружок под руководством профессионального хореографа.
Дети Авдармы и летом не остаются без внимания педагогов. Спонсоры выкупили целый лагерь «Олимпиец» в Комрате на один заезд (10 дней) и 160 детей из Авдармы в родной, привычной обстановке, среди своих, провели незабываемые летние дни. Когда-то в Авдарме был свой летний детский лагерь, но за годы «перестройки» от него осталось лишь пустое место. Не сберегли. Сейчас меценаты подумывают о восстановлении утраченного. Если взяться за это с рвением, за несколько месяцев можно построить новые домики, подарить детям их летнюю базу отдыха.
И последнее. Хотя наверняка что-то упущено, ибо так всего много за последние годы в лицее сделано, что невозможно даже бегло охватить, невозможно удержать в памяти и передать этот объем информации. Но это важно и удивительно: спонсоры лицея обещали, что каждый выпускник получит существенные подъемные после последнего звонка. Чтобы не сглазить, боюсь даже назвать услышанную сумму, обещанную КАЖДОМУ. Но помимо этого, решившие получать высшее образование, получат дополнительную помощь и на эти цели – под твердое обещание вернуться с дипломом в родное село. После этого начинаешь верить: будущее у Авдармы есть!
Что еще? Детали. Руководит дружным авдарминским лицеем молодой, энергичный директор Е. Ф. Карамит, человек с несколькими образованиями, и что важно для гагаузского села – преподаватель гагаузского языка и литературы. Ее личный душевный вклад в прогресс в лицее также НЕ может быть не замечен.
А еще тут работает преподавателем гагаузский литератор и историк Федор Маринов, известнейший в автономии человек, обладатель звания «Заслуженный учитель Гагаузии». Так что, все слилось воедино в лучшей школе Молдовы: и спонсоры, и педагоги, и замечательные дети, которые поют, рисуют, мастерят. Но об этом – чуть ниже.
Уникальный Дом творчества
Дом детского творчества села Авдарма – поистине уникальное явление. Организовал его Михаил Константинович Язаджи – директор местного Дома культуры, художник и педагог от Бога.
 6b98ba484059
В демонстрируемые результаты работы Дома творчества просто невозможно поверить. Такое маленькое село, такой ограниченный контингент детей и столько талантов? Невозможно!
Михаил Константинович с этим не соглашается: «Каждый ребенок – это талант. Почему взрослые этого не знают? Из-за занятости, невнимательности. Любого ребенка можно чему-то научить так, что он станет всех удивлять».
В Доме творчества Авдармы дети рисуют репродукции картин, которые мало чем можно отличить от оригинала, и которые ценители готовы покупать за вполне солидные для ребенка деньги. Этим больше занимаются усидчивые и аккуратные девочки.
А мальчишкам Язаджи тоже нашел занятие по душе: они выпиливают из фанеры, украшают выжигаемыми орнаментами и склеивают такие сувенирные изделия, что просто дух захватывает!
048f7c228a52
Что особенно ценно: много изготовлено не просто фигурок, а целых сценок из традиционной жизни гагаузов. При этом поражает не только изготовление, а даже больше сам замысел и его техническое воплощение. Только представьте себе буйную, вздыбившуюся своенравную лошадь и гагауза в национальной одежде, который ее укрощает, схватив за узду. Представили? Теперь представьте себе как эти объемные, подвижные фигуры надо разбить, мысленно разрезать на плоские заготовки из фанеры, чтобы потом при склеивании вновь получилась объемная динамика! Как это нарисовать, как сделать чертежи заготовок? А потом еще безупречно вырезать, любовно украсить выжиганием и склеить. Работа не одного дня!
И кто это делает? Непоседливые, вечно шумные, готовые на проказу дети! Но занятые серьезным делом, дети сразу перевоплощаются. И этим детям уже не страшны соблазны подворотен, они получают надежное эстетическое и трудовое воспитание.
Это настоящее чудо, как в одном селе все удачно сложилось: нашелся художник и педагог; нашлись талантливые, усидчивые дети; и нашлись спонсоры, которые выделяют немалые деньги на закупку красок, фанеры, лобзиков, всяческих расходных материалов. И этим меценатам ничего не надо взамен – лишь бы дети были счастливы, лишь бы село процветало и не захирело, не обезлюдело.
Сейчас полным ходом идет ремонт старой школы, которой не могли найти применения два десятка лет. Заменены окна, будет восстановлено отопление и… справит Дом творчества новоселье, переедет на обширные площади первого этажа. Нынешнее помещение исчерпало свои возможности, тут в тесноте творит предельное количество детей, новых принять негде.
А с появлением новых площадей, появляются и новые мечты. «Отчего бы не сделать в селе небольшой цех, где баловаться будут уже по-настоящему: перейдут от изготовления игрушечных столиков и стульчиков к детской, но настоящей мебели», – мечтает М. Язаджи. Смотришь, и несколько новых рабочих мест появится, и новая слава для села, которому в 2011 году исполнилось 200 лет. Но об этом – отдельно.

Музей Авдармы и мемориальный комплекс

Славная история родного села давно будоражила умы местной интеллигенции. Да и пример подвига Дмитрия Карачобана перед глазами: на одном энтузиазме тот создал музей в Бешалме, ставший в итоге главной достопримечательностью села и его духовным стержнем.
В Авдарме нашлись свои «карачобаны». Упомянутый выше Ф. Маринов стал директором, Игнат Казмалы – душой и спонсором. Впрочем, души там в селе многим не занимать! Кто больше вложил – как измерить?
 0a064e6e4411
Построили с размахом, со всей продуманностью и серьезностью. Провели большую предварительную работу, собрали местные реликвии. Конечно, 200 лет истории – это не так много, поэтому ни скелетов динозавров, ни рыцарских доспехов тут нет. Но есть память о всех славных людях – уроженцах этой местности. И есть ушедшие, а также стремительно уходящие в прошлое предметы гагаузского быта разных эпох.
98f86ab6590aИ много фотографий. А также новое здание, построенное специально для этих целей. Облагороженная вокруг территория. Памятник основателям села.
А неподалеку, по соседству, обширный мемориальный комплекс всем односельчанам, сгинувшим в войнах и катаклизмах прошедших столетий.
 1c74d456c4b9

Гагаузская стена плача.

cb5afcb4f94d

Плиты, плиты, плиты… И фамилии. Сотни фамилий.

2c1f70119e0b

Вспомнили, восстановили для истории каждого. Там и жертвы голода, эпидемий, репрессий. Там живая и чуть пугающая, очень непростая история села Авдарма. Которое выстояло назло всем лишениям. И имеет нынче волю к жизни, волю к возрождению после очередных испытаний последних 20 лет.

Как много дел хороших!

Человеку, который сделал бескорыстно хоть что-то одно из вышеперечисленного, можно при жизни на малой родине ставить памятник. А тут мы даже и половины добрых дел не перечислили. И даже не знаем, как подступиться к остальным. Ведь оказана колоссальная помощь и местной церкви, и детскому саду, и примэрии. В селе проведена газификация (500 домов), водоснабжение (5,5 км водопровода с подключением 1100 домов), уличное освещение. Текущие расходы на электричество, потребляемое насосами, подающими воду в село, а также расходы на освещение улиц покрываются меценатскими взносами.
А ведь была еще реконструкция здания бывшего колхоза под Центр здоровья – с оснащением оборудованием. Капитальный ремонт Дома культуры. Благоустройство центра села тротуарной плиткой. Строительство летней танцевальной площадки, где проводятся бесплатные дискотеки. Телефонизации 200 жилых домов. Благоустройство кладбища. Содержание машин и персонала пожарной службы, скорой помощи, Дома творчества. Даже выделение микроавтобуса (и его дальнейшее содержание) для перевозки школьников из соседнего села Кириет-Лунга, не имеющих возможности получения лицейского образования в родном селе.
Нет, всего не только не описать, а пожалуй даже не перечислить. Иначе уже будет не газетная статья, а журнальная. Но одну мысль все же хотелось бы высказать. Успешные люди есть везде, в каждом населенном пункте. И примеры меценатства бывают. Даже в маленькой Русской Киселии в лицее есть такой положительный пример.
Однако есть в этом направлении еще огромное поле деятельности для благодарного меценатства наших успешных людей: неважно, живут ли они тут поблизости, или уехали далеко за пределы страны. Многие наши школы молча взывают о помощи. Своими плохо застекленными окнами, неработающими школьными туалетами и прочими бедами.
Всех заработанных денег с собой в могилу не унесешь. И питаться в два желудка не сможешь, и две пары джинсов на себя одновременно не натянешь. Не для того ли приятно зарабатывать большие деньги, чтобы вершить потом с их помощью большие, добрые дела? К этому и призываем.
Объединив усилия нескольких успешных выпускников, можно полностью решить самые насущные проблемы родного учебного заведения.
Объединив усилия нескольких земляков, можно написать и издать историю родного села, осветить пару улиц, или сделать для детишек летний лагерь.
Помните о своих корнях, о своей малой Родине, думайте о будущем – но не только о своем. И воздастся каждому.

Д. Попозогло