Масленица в Московском Доме Национальностей

     1 марта 2014 г. в Московском доме национальностей у Красных ворот состоялось празднование Масленицы, праздник  длился весь день.

Открыло праздник заседание круглого стола, где собрались художники, модельеры и дизайнеры для обсуждения темы «Этнография и современность». Гостей встречали заместитель директора МДН А.Н. Пономарь и начальник центра культурно-просветительской работы и народного творчества Т.А. Мазилова.

Продолжила праздник встреча мастеров декоративно-прикладного искусства, где обсуждалась тема эволюции русского художественного и декоративно-прикладного символизма. В ней приняли участие А.Н. Пономарь, Т.А. Мазилова, президент Фонда Андрея Боголюбского О.А. Тюрина, руководитель Народного коллектива — клуба русской песни «Беседушка» заслуженный работник культуры А.А. Гречина, Е.Ф. Воронова, В.Г. Голубева, Ж.Ф. Шварц, Т.А. Строганова, В.С. Сташкевич, Т.Р. Валькова.

Затем художник Вадим Сташкевич представил выставку своих работ «Всадник на белом коне». Увидеть эту выставку можно было в залах Московского дома национальностей. Там же расположились работы мастеров Народного коллектива клуба-мастерской «Красный сарафан» - «Гори, гори ясно». Присутствующие имели возможность ознакомиться с коллекциями традиционной русской одежды «Кумачники» - Народного коллектива мастерской-студии традиционного костюма «Русские начала» и «Шушпан» - Народного коллектива клуба-мастерской «Красный сарафан».

В залах Дома гостей порадовал своим творчеством Народный коллектив клуб русской песни «Беседушка» под руководством А.А. Гречиной. Для всех желающих приобщиться к исконно народным ремеслам мастер-класс «Обережная кукла» провела И.А. Плахова - член клуба-мастерской «Красный сарафан».

Вечером в Московском доме национальностей началось народное гуляние «Широкая Масленица». В программе праздника — выступление Московского хора рожечников под управлением Бориса Ефремова, который представил традиционные музыкальные инструменты России, старинные народные игры и забавы XVII века: игровые поединки - бои на мягких палках и верёвках, шапочная борьба, командные состязания - ватага на ватагу, игры с мячом; групповые игры: полено, шалыга, челнок, круговые горелки. Все это разыграло Творческое объединение «Играй-город».

Прошёл и традиционный конкурс частушек и плясунов, а Клуб народного танца «Туда-сюда» показал живой музыкальный гурт, народные русские, украинские, белорусские, марийские танцы, круговые пляски, танцевальные игры и хороводы.

Завершилось мероприятие мастер-классом профессионального повара по выпечке блинов и дегустацией масленичных угощений - блинов с медом и вареньем, пирогов и кулебяк, медовухи, сбитня и традиционного горячего чая у настоящего самовара!

x_a22efee2Масленица – исконно русский многодневный праздник, посвящённый проводам зимы и встрече весны, его проводят шумно, весело и обязательно в дружной компании. Ведь вслед за Масленицей последует Великий пост, который продлится семь недель и в который бурное веселье и поедание блинов считается недопустимым.

Масленица – любимый многими праздник, дошедший до нас с древних времён. Масленица для русских — все равно, что карнавал для итальянцев, тем более что и первоначальный смысл праздников один и тот же: ведь в переводе с итальянского «карнавал» (carnevale) означает «говядина, прощай!», а Масленица, предшествующая Великому посту, встарь называлась «Мясопустом», потому что в эту неделю запрещалось есть мясо.

Обрядовая сторона Масленицы является весьма сложной и многосоставной, сочетающей народно-христианские и древние дохристианские элементы. Она включает обряды, относящиеся и к культу предков, и к рубежному времени — началу нового цикла, и к стимуляции плодородия.

В дохристианскую пору празднование Масленицы было приурочено к весеннему равноденствию, которое у многих народов является началом нового года.

В тоже время считается, что масленичные обряды перешли с Власия, у которого «и борода в масле». В Белоруссии сохранилась поговорка: «На Аўласа бяры каўшом масла» (белорус.) — На Власа бери ковшом масло. В Полесье до сих пор Широкий четверг называют «Власье» или «Волосий».

Вопреки широко распространённому мнению, блины не являлись символом солнца у славянских народов. Блины у славян были поминальным блюдом, поэтому они как нельзя, кстати, соответствуют поминальной сущности Масленицы.

В Белоруссии и в некоторых местах России в субботу перед Масленицей отмечали Родительский день, первый в этом году. В этот день поминали умерших родителей. Для них специально пекли блины — и первый блин клали на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище, а также раздавали блины детворе, нищим и монашкам с просьбой помянуть такого-то.

Утром и вечером, садясь за стол, обязательно приглашали умерших в доме родственников разделить семейную трапезу, состоящую из говядины, варёной свинины, жареной баранины. «Со стола не сбирають»: остатки вечерней трапезы оставляют на столе до утра вместе с посудой и ложками, прикрыв всё это концами скатерти.

Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В народе каждый день Масленицы имеет своё название.

  • Понедельник — встреча

Начало Узкой Масленицы. Утром свёкор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.

  • Вторник — заигрыш

В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».

  • Среда — лакомки

Другое название: полес Скоромная середа.

В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение мужу своей дочери. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

  • Четверг — разгул

Другие названия: Разгуляй , Широкий разгул, Перелом, Широкий четверг, Разгульный четверток Влас, Власы, Власье, Волосий, Колодка, Коляда масленая, Колядуха масленая, Кривый четверг, Масленый четверг, Тлустый четверг.

С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг — штурм и дальнейший захват снежного городка. Смысл широкого четверга, как и всей Масленицы — выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми.

Масленичные гуляния повсеместно сопровождались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь. Отличительной чертой гуляний были масленичные песни. «На Масленую огонь палят. Палят костры, и тут, и там. Бабы в широких юбках перепрыгивают через костры, и мужики прыгають.

  • Пятница — тёщины вечёрки

В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь — жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.

  • Суббота — золовкины посиделки

Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

  • Воскресенье — проводы

Также называется: Целовальник, Прощёный день, Заговенье, Прощённое воскресенье. Весна, Заговины масленые, Заговины постовые, Запуски великопостные, Запусты масленые, Масница, Пущенье постовое, Чирка, Чорна недиля (полтав.).

Последний день Масленицы это кульминация всей масленичной недели — Прощёное Воскресенье. Все просят друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит».

Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили на кладбище прощаться с своими родственниками. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли.

В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям. Уходит Масленица, а вместе с ней и зима.

Если в России в первый день весны  принято провожать зиму, то в Молдавии – встречать весну. Каждый год 1 марта празднуется один из наиболее любимых национальных праздников – МЭРЦИШОР.

merzishor2Друзья и коллеги в первые мартовские дни дарят друг другу маленькие бутоньерки в виде цветочков, обязательно сочетающих белый и красные цвета. Называются они мэрцишорами. Их носят на одежде весь месяц, а 31 марта снимают и развешивают на деревьях. Кто это сделал, тому весь год будет сопутствовать успех.

Как гагаузы зиму провожают (празднование масленицы у гагаузов)

ВИДЕО – Маслениица в Московском Доме Национальностей

ФОТО – Масленица в Московском Доме Национальностей