Красная горка

08.05.2016 г.

КРАСНАЯ ГОРКА – ФОМИН ДЕНЬ!

IMG_1518 а

     Красная горка празднуется в следующее за Пасхой воскресенье. В этом году она выпадает на 8 мая. У праздника Красная горка существуют и другие названия – Антипасха, Лельник и Фомино воскресение.

«Красная» значит красивая. Красная горка, потому, что горки и пригорки весной прогреваются быстрее. А красота земли, освобождающейся от зимнего плена  она особенная, свободная и радостная. На горке раньше пробивается первая травка и расцветают первоцветы, а значит есть возможность собраться и порадоваться первым лучам весеннего солнышка.

Красная горка – это языческий праздник, связанный с почитанием главного божества славян – Солнца Ярила. Историки часто связывают её название с древней забавой катить окрашенные в красный цвет яйца с горы. Считалось, что в этот день приходит настоящая весна.

Красную горку ещё называют Фомино воскресение – день, когда вспоминают одного из учеников Христа апостола Фому, который известен как «неверующий», потому что хотел собственноручно убедиться в телесном воскрешении Иисуса. Празднуется в продолжение Пасхи, через неделю, отсюда ещё одно название – Антипасха. Анти не в смысле «против», а в смысле «продолжение», после, в память повторного явления Иисуса ученикам.

Красная горка – праздник яркий и весёлый, он сохраняет как древнеславянские, так и христианские традиции. Главная роль в нём отводилась женской половине общины: с утра женщины и девушки собирались, выходили на высокую орку, где встречали Красное Солнышко. Затем они шли поклониться предкам, благодарные души которых будут помогать тем, кто их помнит и молится за них. Тот, кто читает молитву в этот день, живёт долго и счастливо. Предки, родичи, защитники, помощники – они возвращаются на время и обряды поминовения – это только отголоски существовавшего в старину комплекса поминальных обрядов, в основе которого – совместная с предками трапеза. Культ предков относится к древнейшим верованиям, связанным с первобытностью. Существуют подробные описания обрядов Красной горки VI века. В те времена они сочетались с христианством настолько, что даже священники принимали в них участие. Хотя официальная церковь  боролась с обрядовостью.

Потом возвращались на гору, куда приходила вся община и устраивали гулянье. Считалось, чем больше веселья, тем богаче будет урожай. К вечеру наступало время знакомств и свадебных «сговоров». Пора венчаний и свадеб на Красную горку продолжалась целую неделю. Существует древнее поверье-примета «Кто на Красную горку жениться – тот во век не разженится!»

IMG_0665 а

IMG_1093 а

Всегда было добрым знаком кидать монетку в реку или море в месте, где понравилось, чтобы туда вернуться. На Красную горку монетку кидают не в водоём, а в колодец и при этом загадывается желание. Оно обязательно сбудется.

Существует путаница в праздниках той поры – церковных, связанных с культом предков, земледельческих. С одной стороны, можно воспринимать это как вмешательство православной церкви, поглощение народной культуры и искажение изначального смысла праздника весны. А, с другой, можно рассматривать как взаимное обогащение, наполнение древних праздников новым смыслом. Не как борьбу идеологий, а как взаимопроникновение.

К празднику поминовения предков, добавилась радость воскрешения Спасителя. Христианская же традиция обогатилась языческой идеей поминовения предков. Хотя стоит признать, что раньше поминальные обряды были более наполненными. Как и раньше играют свадьбы, но теперь их благословляет церковь. Сохранилась и традиция народных гуляний.

Михайлова С.