Православный праздник

12.04.2020г

СТРАСТНАЯ СЕДЬМИЦА

День Светлого Христова Воскресения – как «праздников праздник и торжество из торжеств» – требует от христиан особого приготовления и потому предваряется Великим постом.

После Вербного Воскресенья, в понедельник, начинается Страстная неделя, каждый день которой имеет своё предназначение:

В Великий понедельник обычно наводят порядок по хозяйству. Считалось, что яркое солнце в этот день принесёт хорошее, урожайное лето. Умывались водой, в которую клали золотые и серебряные украшения. Это помогало, по верованиям, сохранить молодость и финансовое благополучие.

Великий Вторник должен быть посвящен окончанием работ с одеждой: стирка, глажка, штопка.

В Великую Среду из дома выносили последний мусор, подготавливали яйца и все необходимое для подготовки крашеных яиц.

В Чистый четверг нужно искупаться до восхода солнца, особенно это касается больных и слабых, так как вода ранним утром обладает целебной силой. Также в четверг начинают готовить пасхи (куличи). Считается, что перед замесом теста нужно помолиться, очистить душу и пространство, иначе пасхальные куличи не получатся.

В Страстную Пятницу условия поста становятся ещё строже. В этот день нельзя ничего делать по дому, петь, танцевать, слушать музыку. Нельзя ничего есть в память о страданиях Христа.

Великая суббота – самый хлопотный день для хозяек, так как нужно успеть приготовить все для пасхального застолья

В субботу вечером в церкви начинается пасхальная служба. Если нет возможности отстоять Всенощную службу, то все равно лучше не ложиться спать – этим можно привлечь удачу.

Цикл праздников, связанных с Пасхой у гагаузов, начинался с Вербного воскресенья. В этот день люди шли в церковь, освящали там ветки вербы, а потом благословляли ими дом, скот, все хозяйство. В Чадыр-Лунге вербовые ветки втыкали в землю для повышения ее плодородия. В некоторых местах освященную вербу сохраняли в течение года на случай болезни или других несчастий. Верили, что освященные в церкви ветки вербы приобретали магическую силу, способность защитить от злых сил, избавить от болезней, а также вызвать и усилить плодородие земли и скота.

Обычаи Вербного воскресенья тесно связаны с культом умерших. В этот день хозяйки варили кутью, пекли обрядовые калачи, посещали кладбище. На могилах расстилали большие полотенца, сверху клали калачи, колива, веточки вербы, сосуд с водой, зажигали свечи и все это окуривали ладаном. Затем калачи и коливу раздавали здесь же на кладбище на помин души умерших родственников.

Последняя неделя поста названа гагаузами «Великая неделя». Она богата обрядами как народными, так и церковными. Вся пред пасхальная неделя проходила в усердном посещении церкви и в подготовке к празднику. Перед Пасхой женщины делали большую уборку в доме, чистили посуду, утварь, в прошлом, по возможности, заново белили стены дома, мазали свежей глиной полы, приводили в порядок двор и усадьбу.

У гагаузов был обычай на Пасху одевать новое платье, в каждой семье детям обязательно к этому дню шили новые одежды. Очевидно, в глубокой древности изготовление новой одежды к празднику в честь умирающего и воскрешающего бога имело магический смысл. Новая одежда символизировала новую жизнь.

Каждый день Великой недели имел свое назначение. Наиболее интересен

из них четверг, который назывался «Ак першембя».

У гагаузов в чистый четверг выполнялись обычаи, связанные с культом предков. Согласно народным верованиям, души умерших в «чистый четверг» возвращались в свои дома и оставались там до Спасова дня, когда уходили обратно в могилы. Хозяйки рано утром в четверг перед крыльцом дома разводили костер, около зажжённого огня ставили стол с подношениями, которые следовало делать в этот день в память об умерших (постные блюда из капусты, картофеля, фасоли, поминальные калачи, колива). Все это окуривали ладаном и раздавали соседям, родственникам. В других местах обрядовые действия поминовения умерших выполнялись на кладбище.

С днем Великого четверга было связано много различных поверий и примет:

– Если в четверг погода хорошая, ясная, то год будет урожайным.

– В этот день запрещались всякие виды мужских и женских работ. Верили, что стирка белья может принести в дом несчастье. Мужчинам не разрешалось в этот день бриться.

В Великий четверг начинали красить пасхальные яйца. По народным верованиям, яйца, окрашенные в Великий четверг, не портились, сохранялись до праздника Вознесения. Яйца красила обычно старшая в доме женщина, остальным же членам семьи полагалось при этом присутствовать. В прошлом в обычае было не только красить яйца, но и искусно их расписывать. Яйца расписывали геометрическим и растительным узором. В наши дни обычай расписывать яйца в значительной мере забыт, обычно их просто красят, иногда воском пишут имена детей.

Обрядовые хлебы выпекали в пятницу и в субботу. Выпекались они из пшеничной муки в форме круглых караваев. Паски богато украшались различного рода плетеньем из теста, сверху иногда их посыпали маком. Помимо больших калачей, предназначенных в дар крестным, кумам, родственникам, пекли и маленькие калачики для каждого члена семьи или только для детей. Пасхальный обрядовый хлеб пекли не только на Пасху, но и на Вознесение, а также на Троицу.

Пасха праздновалась три дня. С вечера шли в церковь, святили паску, яйца, пасхальную еду. После церковной службы дети раздавали соседям подношения (кусок паски и два крашеных яйца), и только после этого вся семья садилась за пасхальный стол. Разговлялись гагаузы освященной паской и яйцами. Пасхальная трапеза не убиралась три дня, и всякого, кто входил в дом, угощали паской, яйцами, вином или домашней водкой.

У гагаузов, как и у других народов, широко распространены игры с пасхальными яйцами. Дети, иногда в игру включались и взрослые, парами становились друг против друга с крашеными яйцами в руках. Каждый ударяет своим яйцом об яйцо другого человека. Выигрывает тот, чье яйцо остается невредимым.

В первый день Пасхи женатые пары посещали кумовьев с пасхальными калачами и крашеными яйцами. Женщины, вышедшие замуж в текущем году, надевали свадебные наряды. Придя в дом к кумовьям, молодые целовали им руки и вручали пасхальные дары. После угощения кума давала молодым свои дары: пасхальный каравай, яйца, подарок для молодухи. В свадебных нарядах молодухи шли и на пасхальные хороводы, продолжавшиеся три дня праздника. Молодые девушки выходили на хороводы в новых платьях, в косы вплетали распустившиеся бутоны весенних цветов. Праздничное веселье и обильное пиршество продолжалось три дня.

(По материалам Е. Сорочяну «Гагаузская календарная обрядность»)