Православный праздник

22.03.2020г

ДЕНЬ СОРОКА МУЧЕНИКОВ

22 марта – это дата почтения памяти 40 мучеников Севастийских.

Зимой 320 года в Севастии (Армения) стояло 40 воинов-христиан из Рима. Семь лет назад был подписан закон о свободном вероисповедании, но солдаты неоднократно подвергались со стороны своего военачальника принуждению отречься от христианской веры.

В тот зимний день воинов раздели, связали и поставили на покрытое льдом озеро. На берегу построили баню, чтобы теплый воздух искушал их. Желающие прекратить свои страдания и согреться должны были лишь сказать сторожу, что отрекаются от Христа. Всю ночь мужчины поддерживали друг друга и не давали пасть духом.

В предрассветный час один несчастный не выдержал и направился к берегу. Как только горячий воздух коснулся его кожи, он замертво упал. В тот же миг над остальными мучениками разлился свет неземной красоты. Это чудо потрясло сторожа. Он решительно разделся, ступил на лед и присоединился к мученикам.

Военачальник увидел, что солдаты не отчаялись и не сдались. Им перебили колени, сожгли, а останки бросили в воду. О случившемся стало известно через три дня. Образы страдальцев предстали перед епископом Севастийским и поведали обо всем. Он нашел и похоронил с почестями их кости.

В этот день молятся сорока Севастийским мученикам, чтобы их родные или близкие благополучно окончили военную службу.

Обрядовые действия, исполнявшиеся в этот день у гагаузов, связаны, прежде, всего с трудовой деятельностью человека и направлены на обеспечение плодородия земли. В День сорока мучеников выпекали сорок обрядовых хлебцев  и раздавали их соседям.

В Конгазе вместе с поминальными калачами раздавали сорок ложек. Считали, что в этот день надо выпить 40 глотков вина, обойти сорок улиц села, набрать крючком сорок петель, сорок раз ударить палкой по земле, сорок раз постучать в дверь амбара, – «чтоб в этом году он наполнился зерном», в огороде необходимо было сорок раз копнуть лопатой, – «чтоб не болела поясница».  С очистительно-предохранительной целью в садах зажигали костры, – «чтоб обезопасить деревья от гусениц». Интересен магический обряд, исполнявшийся в этот день в с. Конгаз: хозяин трижды замахивался топором на каждое дерево и говорил: «Если не будешь плодоносить, я тебя срублю!».

День сорока мучеников являлся важной вехой в народном календаре. С этого дня начинались работы в саду, в огороде, крестьяне впервые выходили в поле, производили первую вспашку. В этот день полагалось сажать цветы, сеять лук и чеснок, несколько клубней картофеля, менять землю в цветочных горшках. Повсеместно совершались обряды, связанные с началом пахоты и посева, повозку наполняли золой и отправляли в поле. Волокушу для заравнивания пашни делали из чертополоха или других колючих растений и обязательно на край привязывали красный лоскут. Землю посыпали золой, чтоб обезопасить от вредителей. Интересен обычай с обрядовым хлебом: его катили по борозде, а после преломления над головой одного из участников обряда разламывали на куски и съедали. Часть хлеба отдавали лошадям.

Михайлова С.