Православный праздник

17.05.2018г

ВОЗНЕСЕНИЕ ГОСПОДНЕ

Сегодня православные верующие отмечают Вознесение Господне – праздник, установленный в честь вознесения Иисуса Христа на небо на 40-й день после Пасхи. Этот день в некоторых странах мира является государственным праздником. В православии он всегда приходится на четверг.

Воскресший Христос в течение сорока дней, как повествует Книга Деяния святых апостолов, оставался на земле, где находился с учениками и раскрывал перед ними тайны Царства. О характере и содержании этих бесед можно судить по разговору, произошедшему в последний день пребывания Христа на земле, который донесли до нас авторы священных книг.

Изначально празднование Вознесения и Пятидесятницы не разделялось. Пятидесятницу считали особым периодом церковного года, наступающим после Пасхи, а не отдельным праздничным днем. Большинство исследователей считает, что празднование Вознесения и Пятидесятницы (Троицы) разделилось после осуждения ереси Македония на II Вселенском Соборе (381 год).

Празднование Вознесения Господня было установлено еще во времена апостольские. О том, что в сороковой день после Пасхи совершается празднование Вознесения, пишет святитель Григорий Нисский (IV век). Говорил об этом в своих проповедях и святитель Иоанн Златоуст (IV век). Паломница Этерия, посетившая Палестину в IV веке, сообщала, что на праздник Вознесения христиане Иерусалима собираются на горе Елеон — в том месте (называемом Имвомон), с которого Господь вознесся на небо, и там совершается служба с чтением Евангелия и Деяний апостольских, повествующих о Вознесении Господнем.

Период времени, связанный с числом 40, многократно упоминается в Священном Писании: 40 дней и ночей лил дождь во время всемирного потопа, 40 лет Моисей водил евреев по пустыне Синайской, по закону Моисееву в 40-й день от рождения родители должны принести младенца в Храм, 40 дней постился Господь в пустыне после Своего Крещения. Сорокадневный период является значимым в христианской истории и традициях.

«У гагаузов, как и у болгар, существует поверье, что на Вознесение  души умерших снова возвращаются в потусторонний мир, поэтому обычаи и обряды этого дня связаны с поминовением мертвых. На Вознесение женщины пекут обрядовый хлеб (pita, kolaç) и раздают его в память об усопших родственниках. В некоторых селах к Испасу готовятся, как на Пасху: красят яйца, пекут паску, которые раздают на кладбище как поману. Важным моментом праздника Вознесения является обрядовое кормление мертвых. До восхода солнца люди идут на кладбище, зажигают свечи, окуривают ладаном обрядовые калачи и пищу, разложенную на могилах, раздают поману, затем собираются группами (родственники, соседи) и устраивают общую трапезу».

«Гагаузская календарная обрядность» Евдокия Сорочяну

В народном календаре славян  этот праздник был известен как Вознесеньев день. Считалось, что именно с него начинается полный расцвет весны и переход к лету. В этот день было принято с большим вниманием относиться к нищим и убогим людям, а также не плевать на улицу и не выкидывать на нее мусор. Также в этот день люди часто ходили в гости, девушки водили хороводы, а вечером разводился большой костер, символизирующий расцвет природы.

По случаю праздника во многих городах пекли особые блины под названием «Христовы лапотки», а также хлебцы и печенья в форме лесенки, призванные символизировать вознесение Иисуса Христа на небо. Иногда такое печенье выносили в поле — существовало поверье, что после этого рожь и лён лучше росли. Также лесенки, испечённые из пшеничного теста на меду и с сахарным узорочьем, приносили в подарок родным и друзьям, к которым ходили в гости.

Считалось, что в Вознесеньев день соловьи поют громче, чем обычно, но ловить их в этот день считалось неправильным. Также существовало суеверие, что роса в этот день приобретает целебную силу.

Михайлова С.