Православный праздник

08.04.2018г

С ДНЁМ СВЕТЛОЙ ПАСХИ !

«В русском человеке есть особенное участие к празднику Светлого Воскресения. Он это чувствует живей, если ему случится быть в чужой земле. Видя, как повсюду в других странах день этот почти не отличен от других дней — те же всегдашние занятия, та же вседневная жизнь, то же будничное выраженье на лицах, он чувствует грусть и обращается невольно к России.

Ему кажется, что там как-то лучше празднуется этот день, и сам человек радостней и лучше, нежели в другие дни, и самая жизнь какая-то другая, а не повседневная. Ему вдруг представится — эта торжественная полночь, этот повсеместный колокольный звон, который как всю землю сливает в один гул, это восклицанье «Христос воскрес!», которое заменяет в этот день все другие приветствия, этот поцелуй, который только раздается у нас, — и он готов почти воскликнуть: только в одной России празднуется этот день так, как ему следует праздноваться!»                Н.В. Гоголь

В этом году Пасха выпадает на 8 апреля. В этот день хочется верить в чудо, которое обязательно совершится – вместе с Пасхой придёт та жизнь, о которой мечтается, любовь победит ненависть, добро будет сильнее зла, а жизнь восторжествует над смертью.

У гагаузов подготовка к Пасхе начиналась в Великий четверг, когда красили яйца. По народным поверьям яйца, окрашенные в Великий четверг не портятся и хранятся до праздника Вознесения.

«Яйца красила обычно старшая в доме женщина, остальным же членам семьи полагалось при этом присутствовать. В прошлом в обычае было не только красить яйца, но и искусно их расписывать. Яйца расписывали геометрическим и растительным узором. В наши дни обычай расписывать яйца в значительной мере забыт, обычно их просто красят, иногда воском пишут имена детей.

Обрядовые хлебы (paska) выпекали в пятницу и в субботу. Выпекались они из пшеничной муки в форме круглых караваев. Паски богато украшались различного рода плетеньем из теста, сверху иногда их посыпали маком. Помимо больших калачей, предназначенных в дар крестным, кумам, родственникам, пекли и маленькие калачики для каждого члена семьи или только для детей. Пасхальный обрядовый хлеб пекли не только на Пасху, но и на Вознесение, а также на Троицу.

Пасха (Paskellä) праздновалась три дня. С вечера шли в церковь, святили паску, яйца, пасхальную еду. После церковной службы дети раздавали соседям подношения (кусок паски и два крашеных яйца), и только после этого вся семья садилась за пасхальный стол. Разговлялись гагаузы освященной паской и яйцами. Пасхальная трапеза не убиралась три дня, и всякого, кто входил в дом, угощали паской, яйцами, вином или домашней водкой.

У гагаузов, как и у других народов, широко распространены игры с пасхальными яйцами (dokuşma). Дети, иногда в игру включались и взрослые, парами становились друг против друга с крашеными яйцами в руках. Каждый ударяет своим яйцом об яйцо другого человека. Выигрывает тот, чье яйцо остается невредимым.

В первый день Пасхи (в Котловине – в пасхальный понедельник) женатые пары посещали кумовьев с пасхальными калачами и крашеными яйцами. Женщины, вышедшие замуж в текущем году, надевали свадебные наряды. Придя в дом к кумовьям, молодые целовали им руки и вручали пасхальные дары. После угощения кума давала молодым свои дары: пасхальный каравай, яйца, подарок для молодухи. В свадебных нарядах молодухи шли и на пасхальные хороводы, продолжавшиеся три дня праздника. Молодые девушки выходили на хороводы в новых платьях, в косы вплетали распустившиеся бутоны весенних цветов. Праздничное веселье и обильное пиршество продолжалось три дня».

                                             Гагаузская календарная обрядность,  Евдокия Сорочяну

Кулич или паска – это непременный атрибут трапезы в день Христова Воскресенья. Ещё в XIX веке он выглядел совсем не так. Привычную нам форму кулич приобрёл только перед революцией, под влиянием европейских кондитеров, в виде ром-бабы.

Вот что пишет историк русской кухни Павел Сюткин: «До этого на Пасху на Руси делали перепечу — открытый пирожок из теста, в середину которого кладется начинка. Любая: и творог, и грибы, и ягоды. Сейчас это блюдо сохранилось в удмуртской, поволжской кухне. В источниках XVI века есть свидетельства о том, что боярские жены везли царицам эти перепечи со всей страны».

Кулич до второй половины XIX века был приплюснутый, выпекался без формы. Он был подовый, то есть готовился либо на «поду» (нижнем слое свода) в печи, либо на противне. В деревнях нередко таким его пекли еще в первой половине XX века.

Историк русской кухни Антон Прокофьев подчеркивает, что ром-баба проникла в Россию с иностранными поварами и к середине XIX века стала привычным десертом на русском столе. Постепенно заграничный десерт вытеснил подовый кулич. Пасхальное лакомство всегда старались сделать подчеркнуто праздничным, насыщенным, сдобным — все-таки оно знаменовало собой окончание Великого поста. Поэтому туда добавляли яйца, масло, сахар, сухофрукты, использовали отборную пшеничную муку. Баба в каком-то смысле была идеалом кулича. Привлекала также необычность ее формы. Постепенно произошла замена одного блюда другим.

После революции и воцарения атеизма, Пасху постарались забыть, слово «кулич» не упоминалось. К тому же на коммунальной кухне было проблематично поставить печь и выпекать подовые куличи. Но, в это время советские хлебокомбинаты наладили производство кексов под названием «Весенний» и «Майский», которые появлялись как раз к Пасхе и после неё исчезали…

Михайлова С.