Православный праздник

07.04.2018г

БЛАГОВЕЩЕНИЕ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

В этом году Великая суббота совпадает с ещё одним великим православным праздником – Благовещением Пресвятой Богородицы. Этот день неразрывно связан с окончанием зимы и двумя основными для всего христианского мира праздниками – Рождеством Христовым и Святой Пасхой.

В этот день Святая Дева, посвятившая себя служению Господу получила от Архангела Гавриила весть о скором рождении Сына Божьего. Именно поэтому он получил название «Благовещение», то есть «несущий благую весть».

Давным-давно, из Дали незакатной,
В мир послан был архангел Гавриил.
«Возрадуйся!» —  Сказал он Благодатной
И Ей благую весть провозвестил.

Архангел помнил, как однажды Ева
Ослушалась Небесного Отца,
И ждал: А что же скажет Приснодева
В ответ на повеление Творца?

И, хоть святая тайна и сегодня
Непостижима нашему уму,
Ответом было: «Се, Раба Господня,
Да будет Мне по слову Твоему!»

                      Автор – монах Варнава (Санин)

В день Благовещения принято выпускать на волю птиц. Этот обычай известен анатолийским туркам. Русский учёный В. А. Гордлевский в 1906 году записал в Стамбуле от уроженца Сиваского вилайета (вилайе́т – это  основная административно-территориальная единица в некоторых странах Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока.) следующее:

«Когда выпадает первый снег, крылья у куропаток подмокнут, и они с трудом находят себе пищу. Зная это, турецкие крестьяне охотятся тогда за ними и, схватив их живьем, продают обычно в городе. Сердобольные люди, надеясь заслужить у Бога прощение своим грехам, покупаю их и держат дома до весны. Когда наступает время выводить птенцов, в середине марта, горожане со своими куропатками выходят куда-нибудь за город. Взяв куропатку в руку, каждый выпускает её, приговаривая:

Азатбузат, дженнети гöзет! (Вот ты свободна, так сторожи рай).

А вслед куропаткам кричат еще: не поминай нас лихом; когда будет день Страшного Суда, расскажи о нашем добром поступке Богу!» Таким образом, анатолийские турки смотрят на выпускаемую птицу как на вестника, на посланца к Богу.

У удмуртов в районе города Мамадыша существовал праздник лебедей – «мерен васечком» (буквально: великое общественное богослужение). К этому празднику ещё в начале весны удмурты покупали пару лебедей, самца и самку, которых жрец должен был кормить и приучать к людям. Во время праздника эти лебеди ходили среди собравшихся удмуртов и клевали насыпанные для них зерна. По поведению лебедей гадали об урожае. После праздника на шею лебедям привязывали шелковым шнурком по одному серебряному рублю, кланялись им и отвозили километров за 30 на реку Вятку, где выпускали на волю.

Теплые страны, куда птицы улетают на зиму, украинцы называли словом «вирий». Это древнее слово встречается в поучении Владимира Мономаха: «И сему ся подивуемы, како птица небесная из ирья идут». Древнерусское слово «ирья» (от слова ведического санскрита «саурьика» — «saurika» — рай, небеса) проникло к якутам и сохранилось в языке, как «рай». Отсюда происходит объяснение турецкому поручению, выпускаемой куропатке: «Сторожи рай!».

У гагаузов Благовещение считается очень большим праздником, практически таким же, как и Пасха. В этот день нельзя выполнять никакую работу. Нельзя выходить в виноградник или печь хлеб. Приготовленный в этот день хлеб покрывался плесень.

По поверьям гагаузов, в этот день и птица гнезда не вьет, и дева косу не плетет. Считается, что именно в этот день прилетают ласточки. На столе должна быть рыба, чтобы весь год быть здоровым.

Михайлова С.