Школа гагаузского языка

16.09.2017г

ОТКРЫТИЕ ШКОЛЫ ГАГАУЗСКОГО ЯЗЫКА В МОСКВЕ

16 сентября Региональная Общественная Организация «Союз гагаузов» открыла Школу гагаузского языка для детей от 7 лет и взрослых.

Гостей мероприятия встретили чаем и блюдами гагаузской кухни.

Вступительное слово президента РОО «Союз гагаузов» Ф. Г. Драгой:

«Добрый день, родные мой соплеменники, друзья, коллеги, гости!

В такой радостный день хочу выразить Вам, от души и сердца, свою благодарность и уважение.

Так же передаю вам огромный привет от президента гагаузской республики Топала Степана Михайловича. Он когда узнал о том, что мы собираемся открыть школу гагаузского языка в Москве, был безмерно рад и предал нам, всем гагаузам России, свои наилучшие пожелания. В свою очередь мы выражаем своё почтение и уважение Степану Михайловичу и всем, кто искренне порадовался за нас.  Так же хочется выразить нашу благодарность НИЦ АТО ГАГАУЗИИ им.  М. В. Маруневич, за переданные материалы и учебный гагаузско – русский тематический словарь. Все успехи научного сообщества и, особенно НИЦ АТО Гагаузия, будут введены в работу нашей школы гагаузского языка в городе Москве.

Хочу напомнить вам некоторые факты:

1 сентября 2000 года, в школе № 1 г. Комрат в Гагаузии была проделана попытка открыть гагаузскую национальную школу. Николай Бабоглу 10 дней преподавал одному единственному ученику Киамиль Доброву в гагаузском классе. На этом всё закончилась.

В 2012 году в Конгазе появился летний лагерь с углублённым изучением гагаузского языка – это была инициатива Гюлю Каранфила. На этом все и закончилось.

В 2013 году Приднестровские гагаузы подняли вопрос о проблеме развития гагаузского языка и культуры. Что и как сложилось в реальности, информации нет.

В 2016 году в Одессе открылась первая в Украине детская школа по изучению гагаузского языка. Занятия проводились по субботам в здании болгарского культурного центра. В истории Украины это первая школа по изучению гагаузского языка и культуры. Надеюсь, что школа ведёт свою работу до сих пор.

 

В 2010 году чиновники ЮНЕСКО официально внесли гагаузский язык в реестр «исчезающих» языков планеты Земля. Это не может оставить равнодушным никого. Любое исчезновение делает нашу планету беднее.

Мы не можем согласиться с таким будущим и не только сохраним свой гагаузский язык, но и восстановим его утраченную часть, опираясь на знания предков гагаузов – народ узы.

В разных источниках, от разных учёных, в том числе не гагаузов, а всего лишь носителей нашего языка, намерено сформировавших путаницу в истории происхождения гагаузского народа, объясняя ее тем, что гагаузы — это симбиоз народов.

Кто мы случайно сложившаяся общность из представителей разных народов или полноценный этнос, имеющий не 200 лет своей истории, как это нарисовали историки любители или наши корни уходят на тысячелетия в прошлое. Вредителям гагаузского мира, очень удобно отстаивать симбиоз народов и более 30-ти версий происхождения гагаузского народа, формируя этим его некую неполноценность.

Почему же так случилось, что историю гагаузского народа за все времена писали не совсем настоящие гагаузы, а носители гагаузского языка или учёные других стран, которые опирались, как сегодня становится очевидным, только на своё видение или же осознанную ложную информацию. Историю гагаузов пишут учёные из смешанных семей – гагаузы греки, гагаузы румыны, гагаузы болгары, гагаузы евреи, поляки, македонцы, гагаузы молдаване  т.д. Они, не желая признавать основное древо предков гагаузов – народ узы, рисовали свои версии о происхождении гагаузского народа.

Сам гагаузский народ во всем мире, где он оказался после гибели своего государства, по ряду причин, как и отсутствия возможности иди в ногу со всем сообществом в сфере образования, вынужден был терпеть то, что ему присваивали.

В настоящее время, опираясь на то, что произошло за последние столетия и, с учётом опоры на ложную историю жизни гагаузского народа в Буджаке, можно чётко сделать несколько определений о том, что гагаузы Буджака, потомки необразованных мигрантов, которые из разных уголков мира, преимущественно со своих ранних родных мест проживания – Болгарии, Румынии, Греции, Македония, Турция и многих других стран, в 1800 годы стали селиться в Буджакской степи в Молдове. При этом стоит сделать уточнение – Буджак никогда не был Молдавским и степью. Это была исконная узыская – гагаузская земля гагаузского государства, выделенная гагаузскими правителями ещё в первые столетия нашей эры, как богатейшие охотничьи угодья страны под названием Узы-Девлет-Карбун.

Жили в Буджаке гагаузы малыми группами и на много раньше, чем это представляется сегодня. Эти группы гагаузов с представителями других племён и народов были как дальняя военная застава на протяжении многих столетий, задолго до возникновения Молдавского княжества. Кратко касаясь истории отметим, что  после уничтожения гагаузского государства в 1417 году на  территорию Буджака  отошли, как гражданские, так и отдельные  военные отряды, вынужденные отступить в войне против 5 и более государств того времени (Османы-турки, греки, венгры, Албания, Македония, Герцеговина и др.).

Это был последний ресурс гагаузского государства. Они хотели набраться сил,  и вернуться, чтоб отстоять свою землю, но на протяжении последующих 50 лет шла жесточайшая гражданская война на всех территориях гагаузского государства, Узы-Девлет-Карбун. Множество раз были и попытки изгнать гагаузов из Буджака. Однако все разбойничий шайки – КЫРДЖЫЛЫ, группы от 5 до 10-20 тысяч человек, приходя в Буджак, как в бермудском треугольнике бесследно исчезали. На десятилетия вся территория Буджака стала зоной смерти для всех, кто посягал на неё. Борьба за родную землю велась до последнего воина,  но силы были не равные.

У 5 стран мира и их союзников, которые им помогали, получилось уничтожить гагаузское государство. Не получилось у них забрать Буджак. Все успокоились после убийства главного вредителя гагаузского государства и гагаузского народа в то время, руководителя всех групп КЫРДЖАЛЫ (на современном примере преступников очень схожих с ИГЫЛ   в Сирии) – Валаха в 1470 годы.

Все силы иссякли, как у врагов, так и у гагаузского народа. Буджак остался гагаузским, часть территории Гагаузского государства стала называться в честь бандита Валаха – Валахией, другую часть по договору болгар с турками, стали назвать Болгарией, хотя большая часть населения были гагаузами, или гагаузами из смешанных семей.

Первые поселения на бывших территориях гагаузского государства и Молдовы были зафиксированы в 1430-40-х годах: Комрат, Вулканешты, Чадыр-Лунга, Конгаз и др. При этом немногие их признавали как поселения. В большем это были хорошо укреплённые и охраняемые военные площадки того времени. В середине XV века стало понятно, что и как сложилось и эти военизированные площадки превратились в поселения. Для того чтобы не вызывать агрессию победителей – турок, болгар, греков и прочих и остановить новые группы КЫРОДЖАЛЫ эти поселения постепенно стали исключительно гражданскими.

Лишь к началу 1800 годов с вмешательством русской империи эти территории стали называться «Гагаузский угол – Буджак». Угол, потому что он ни к какому государству не относился. На фальшивых картах Румынии, (Валахии) и Молдовы, нет и не может быть Буджака.

На гагаузском языке «угол» – это КЁШЯ, а слово Буджак – это имя одного из великих личностей: учёного и воина гагаузского народа, в честь которого и была названа вся Буджакская земля.

Тяжелейше условия жизни на протяжении многих столетий на Буджакской земле, отсутствие государственного статуса объединили гагаузский народ и настроили его на выживание. Доказательством этому служит то, что сегодня существует гагаузский народ, жив его язык и его традиции.

К середине 1800 годов в Буджак из разных стран мира пришли потомки тех гагаузов, которым пришлось покинуть родную землю  в XIV веке. При формировании новых поселений соблюдались традиции предков, однако, одновременно с этим было утрачено многое, в том числе, одно из самых главных для народа – это множество слов и понятий, которые использовались в гагаузском государстве. Было забыто, что в гагаузском государстве существовало разделение на две группы гагаузов ХЫССЫМ – гагаузов и ХАССЫЛ – гагаузов, которым было разрешено говорить на своих диалектах. При этом преимущественно использовался узыский-гагаузский язык, как государственный.

ХЫССЫМ – узы считали все тюркские общины, племена тюркского происхождения, пожелавшие переродится в народ узы (в том числе, смешенные семьи с узами других племён и тюркских общин).

ХАССЫЛ – узы считали общины и племена не тюркского рода происхождения – скифы, славяне, известные в летописях Руси – древляне, поляне, в том числе, другие племена, пожелавшие объединить свою кровь и душу с древом народа узы.

ХАККЫНА – это узы чистой крови, без каких-либо смешений – истинные узы.

На открытии школы гагаузского языка, была представлена программа «ПАК ГАГАУЗ ДИЛИ» – ускоренного обучения гагаузскому языку. Программа «ПАК ГАГАУЗ ДИЛИ» сформирована на базе последних уточнений всего научного гагаузского сообщества, учёного совета НИЦ АТО Гагаузия им. М.В. Маруневич и чудом сохранившейся литературы первых специалистов гагаузского языка, гагаузско-русских словарей с 1950, 1960, 1970 и 1980 г. на основе кириллицы.

Возрождения и обоснование логики присутствия двух диалектов ХЫССЫМ и ХААСЫЛ в гагаузском языке не только поможет очистить гагаузский язык, но и обогатит его, сформировав  условия нравственно – духовного единства гагаузского народа.

Михайлова С.