Православный праздник

19.01.2018г

КРЕЩЕНИЕ

«Крещение или Йорданов день (05.01/18.01) был третьим большим зимним праздником у гагаузов. В этот день запрещались всякие виды работ, люди посещали церковь, причащались, брали “новую” айазму и сохраняли ее весь год как средство от различных болезней. Основные обрядовые действия происходили накануне.

Канун праздника назывался Büük ayazma (05.01/18.01) (букв. «крест бросают в воду»). В этот день в церкви святили воду: бросали крест в большой церковный чан и оставляли его там до утра. Если крест обледеневал, год ожидался плодородным. Водосвятие сопровождалось стрельбой из пистолетов и ружей. После освящения воды в церкви поп ходил по селу, кропил святой водой дома, постройки, за это ему хозяйки давали обрядовые калачи. Воду в колодцах освящали в день самого Богоявления. Для очищения и защиты от злых сил женщины старались до рассвета управиться по хозяйству: убрать, почистить, верили, что это поможет им весь год быть здоровыми. Рано утром женщины шли в церковь за святой водой, окропляли ею дом, членов семьи, домашнюю скотину и птицу. Веря в исцелительную силу освященной воды, больные и калеки умывались ею. На Крещение селяне соблюдали пост, некоторые не ели с вечера, – чтобы весь год быть здоровыми и крепкими. Йорданы праздновали свои именины.

На второй день после Крещения гагаузы празднуют День Иоанна Крестителя (07.01/20.01). В этот день совершалось обрядовое купание молодоженов и именинников. Их тащили к колодцу, обливали водой, затем Иваны и молодожены приглашали всех в дом и обильно угощали. Маленьких Иванов обрызгивали водой дома и тянули за уши, – чтобы выросли крепкими и здоровыми. Подобно болгарам, у гагаузов существует обычай откупаться от купателей деньгами или вином. В настоящее время купание заменено обрызгиванием водой. Иваны празднуют именины, устраивают гулянья, раздают курбан (жертвоприношение) в честь святого Ивана. В жертву приносили барашка, реже петуха. Иногда животное жертвовали живым, но чаще закалывали. В с. Казаклия подготовка к жертвоприношению и само закалывание сопровождалось различными обрядовыми действиями. Перед закланием шею барашка обвязывали полотенцем, на рожке зажигали свечу. Священники местных приходов ходили по селу и освящали жертвенных барашков, за это хозяева им отдавали переднюю ляжку барашка. Жертвенного барашка пекли в печи целиком, набив внутренность зернами пшеницы. Kurban раздавали соседям, родственникам, те, кто устраивал именины, угощал им гостей. По обычаю, все, что приносится в жертву, должно быть отдано другим людям, поэтому жертвовали даже шкуру барашка».

C. Сорочяну «Гагаузская календарная обрядность»

               Этнолингвистическое исследование (Кишинев – 2006)