«Связь времён» №7. Краткий исторический очерк

   В VI веке Огузы – Огызы создали империю, простиравшуюся от Китая до Чёрного моря. В разных источниках сохранены десятки разноплановых сообщений о том, что на протяжении тысячелетий тюркские племена из Алтая мигрировали в самые дальние  уголки Земли. И если в пути этой миграции было место насилию, то только по той причине, что тюркские племена, как и племена других народов, понимали природу и саму жизнь по-своему. Многие воевали не только с другими племенами и государствами, но и внутри своих собственных, используя насилие, как доказательство собственной силы. Правильно это или нет, может судить только та сила, которая двигала всем человеческим сообществом.

В 900 годы Огузы  – Огызский Джабгу вместе с русскими князьями нанесли поражение Волжской Булгарии.

В X веке другая группа  Огузов – ОГЫЗОВ осела в Бухаре.

В XI веке в лице новых поколений, по традициям предков, большая часть огузов-огызов продвинулась на юг, в Персию. В этом пути она поделилась ещё на две группы: одна направилась на запад, в Средиземноморье, а другая, пройдя через юг Руси, расселилась на Балканах.

Следует отметить, что сохранилась информация о прошлом легендарных времён Огыз–Мемлекети и в них опора делается на слова огуз, огузы. При изменении одной буквы «Ы» на «У», меняется многое, в том числе уже удобно совместить звуки огузы и узы, но верно ли это? Для Гагаузов легендарные успехи Огузов звучат вполне престижно, но одновременно с этим Огузы, выполнив своё предназначение и внеся свой вклад в общую копилку человечества, ушли в прошлое. Новые же поколения, историки, научные деятели разных стран, в том числе тюрко-язычные народы к Огузам относятся как мёртвой эпохе.

На самом же деле Огузы это не мёртвый мир, а вполне реально существующий не только в гагаузском народе, но в сердцах и душах 300 миллионов представителей тюркоязычных народов во всем современном мире. Многие народы, проходя многократные изменения, перевоплотились и даже сложили, по требованию новых мест от глубинных основ вибраций самой Земли, новые языки. При этом они сохранили все пути миграции не только в генетической памяти, но в энергетических матрицах организма (в особых участках головного мозга) и в крови. Там происходит нравственно-духовная подготовка перехода на совершено новый уровень развития, как себя, так и путей единства человечества.

О предках Гагаузов, в одной из версий происхождения гагаузов отмечено, что в период с XI века и до конца XII века завершился процесс формирования гагаузского этноса. На протяжении этого времени кроме Огузских – Огызских  племён, присоединились и племена печенегов, тюрков, половцев, кыпчаков и другие, возможно намеренно потерянные во времени, особенно за последнее столетие.

В разных версиях происхождения гагаузов открываются сообщения о более древних корнях их прямых предков, таких как народа УЗЫ.   При этом в отдельных случаях отрабатывается осознанная подмена части древней истории, например, народ узы преподносится, как огузы и наоборот. Это действие способно стереть не только слово огыз, но и истинную основу реальной истории одного из величайших успехов духовного единства тюркских племён.

Напомним, что Огузское – Огызское государство состояло из 24 тюркских племён. В разных источниках в достаточно общей основе сохранены имена этих племён. При этом в какой-то момент, для того чтобы запутать или исказить информацию о народе УЗЫ, по созвучию привязали его к Огузам. Рашид ад Дин, Махмуд Кашгарский и Абул-Гази дают полные списки их 24 племён. Среди них Узов нет. Какие реальные причины через времена породнили  народ узы с огузами не установлено. Забегая вперёд, отметим, что возможно после распада Огузского государства, входящие в него племена вошли в народ узы.

Подмена звука узы на огузы  при признании одного из народов предками гагаузов, вроде бы, даёт некий приоритет, потому что огузы –огызы в своё время были цивилизацией победителей, успехи которых прикрывали в истории словами «варвары великой степи». В скрытом порядке, возможно, без злого умысла, народ узы представляется одними из потомков мёртвого мира огузов (простой люд, крестьяне, неспособные полноценно отстоять свой этнос). Таким образом, скрыто формируется и обосновывается неспособность потомков народа узы, гагаузов занять должное и высокое положение, как в истории последних столетий, так и в современном мире.

Одновременно с этим, именно благодаря, большей части хаотично представленных версий происхождения гагаузов, всё же сохранены отдельные исторические факты далёких событий и общих путей расселения тюркских племён по всему миру. При достаточном внимании к реальным событиям далёкого прошлого в существующей информации каждый сможет найти не только истину, но и нечто большее, а именно то, что согреет душу, и раскроет природу земных дел человечества.

Для того чтобы получить доступ к ряду исторических фактов забытого прошлого, отчасти подтвердить известную информацию о гагаузском народе, и одновременно с этим приоткрыть новые, ранее не для всех доступные страницы происхождения гагаузов, рассмотрим, в коротком варианте, некоторые версии, которые использованы последние столетия. Происходит откровенная подмена событий, касающихся не только прямых предков гагаузов (народа УЗЫ), но и других тюркских племён, в том числе с Огузов-Огызов.

В одном случае, на первое место выставляются успехи других племён, а народ Узы, рассматривается в запутанной основе, а их успехи прикрываются звуком Огузы. В другом случае, на первый план выводятся родственные тюркские племена или происходит подмена, которая скрывается под названием УЗЛАРИ, УЫЗ, УЗИ,  как одна из ветвей Огузов, предполагая, в том числе генетическую родственность с половцами (куманами) и другими племенами. Всё это вносит информационный хаос, в исторические факты, формируя скрытые  психологические вирусы в мышлении людей. Подобные действия вносят скрытый раздор в сознание гагаузского народа и вирусы информационного плана в подсознание новых поколений. Без всяких сомнений эти действия направлены  на разрушение единства духа гагаузского народа.

Для того чтобы прочувствовать реальность, скрытую за стеной тысячелетий, обратимся к некоторым наиболее часто используемым версиям происхождения гагаузского народа, о которых при желании можно узнать, проделав определённый труд. Малочисленный народ гагаузы и как некоторые историки отмечают самоназванный, займёт не просто достойное место в разных направлениях науки, но и принесёт дружбу, взаимопонимание и гармоничное развитие людям.

Говоря об исторической подмене ряда фактов жизни предков гагаузов, народа УЗЫ, отметим, что это пояснение выглядит немного жёстко, но, тем не менее, оно поясняет, что народ УЗЫ в разные времена жил в разных далёких красивых уголках мира. Установить сколько групп, откуда вышли и как пришли на Балканы не представляется возможным.  В версиях происхождения гагаузского народа можно найти неожиданные элементы истории предков гагаузов.

Версия 1.

Г. Губарев (Казачий исторический словарь-справочник, 1970) рассказывает что Узы – северокавказский народ, появившийся в истории вскоре после Рождества Христова. К этому есть сообщение, что Узы проживали в районе Терека и Кумы; после нашествия Гуннов (375 г.) они были принуждены уйти за Волгу, одновременно с Торетами и Сираками.    Их совместное пребывание там и родственные связи подтверждаются погребениями. Приметы их материальной культуры указывают на их основную связь с Сев. Кавказом. В конце IX века они вышли из-за Волги к Дону.

 Константин Багрянородный рассказывает, что Узы изгнали печенегов с их земли и заняли её сами. Печенеги перекочевали на южные берега Днепра. В 948 г. Узы проживали на полпути от них к Мордве и на том же расстоянии от печенегов, как и хазары (пять дней пути). Следовательно, не дальше, чем в степях северной части Дона (Об Управлении Империей, гл.  37). Очевидно по той же причине, они проживали на прежней земле печенегов, многие из которых, по собственному желанию остались среди узов. Персидские источники  того времени, Гудуд ал Алэм называет их всех Казарскими  Бачанаками. В XI веке под давлением Кыпчаков-Полвцев Узы перекочевали ближе к Днепровским Славянам. Там их по непонятным причинам назвали Торками-Берендеев и включили в общее прозвище Черных Клобуков или Черкасов. 

Версия 2.

Множество  историков, описывая кочевые пути тюркских племён из Азии в Европу разделили их на «южные и северные». Придерживаясь этой версии, они поясняют, что в последствие это географическое положение отразилось на их вероисповедании и становлении новых элементов этноса.

Ушедшие южным берегом Чёрного моря племена приняли ислам. При этом они смогли на долгие годы закрыто, а порой и открыто, по требованию духа предков, сохранить некоторые аспекты язычества.

Ушедшие северным берегом Огузы, печенеги, кыпчаки и УЗЫ, в начале 1000 годов приняли подданство Византийской империи, а вместе с   ним и православие, заняв на 200 лет положение элитных воинских формирований.

В этом кратком сообщении следует выделить такой факт, что      Огузы это одна группа, племя тюрков, а Узы другая с более древними корнями своего рождения. Разбавив их единство и общие труды, смешав с печенегами и кыпчаками, отрабатывается откровенная подмена. Казалось бы, ничего страшного, но при этом, вместо двух родственных племён Огузов и Узы, рождённых без сомнения от одного древа, возникают ещё два племени, происхождение которых создаёт, с одной стороны, определённую путаницу, а, с другой, возможность играть с историческими событиями в угоду времени и политической конъюнктуре.

Версия 3.

Другой турецкий исследователь Мюстеджиб Юлькюсал передал сообщение о том, что Огузы, Узы в 1030 годы проживали в районе Добруджи (Варна, Каварна, Балчик, Мангалья) в Болгарии под названием гагаузы.

Напомним, что в это время ещё не было даже понятия Добруджи, а была губерния Карбун или же гагаузское государство.

Им же было отмечено, что гагаузы на протяжении более ста лет  с 1263 по 1383 год имели своё независимое государство.

Какое? Почему прямо не говорится о гагаузском государстве, в чём смысл?

По его утверждениям, в которых он ссылается на греческого историка Попаригопола,  в 1065 году в районе реки Дунай «кем-то» была замечена большая группа тюрков УЗОВ, вернее народа УЗЫ. Их численность превышала 60.000. Сохраняя родственную основу единства духа и крови, они приняли православие и вошли в гагаузский народ.

Если эти события имели место, то эта группа, скорее всего одна из последних волн миграции из Алтая или Урала на Балканы новых поколений узов. К этому следует добавить, что к 1065 году на Балканах Узы уже на протяжении целого тысячелетия жили под востребованным звуком защиты «гагаузы». Такие и подобные сообщения отрабатываются для сокрытия истинного происхождения Гагаузского народа.

При этом сам момент первых шагов становления гагаузского народа намеренно запутывается с использованием других тюркских племён, имеющих на порядок меньшее количество людей, чем разные группы народа узы.  О начале становления и рождения гагаузского народа, почему-то все приводят откровенно туманные версии. Возникает законный вопрос, в чем же причины?

Версия 4.

Выше отмеченный момент истории гагаузского народа по-своему зафиксирован Ахметом Ерджиласунам, он подтверждает тот факт, что узы и огузы, перейдя на лодках через Дунай в 1065 году  расселились в северо- восточной Болгарии в районе Добруджи. Последующие годы они смешивались с другими малыми группами представителей племён печенегов, половцев, прибывших позже и под влиянием Византии принявших православие, а для того чтобы себя защитить вошли в гагаузский народ.

И конечно, намерено, не говорится о том, что как Огузы, так и УЗЫ были одними из самых сильных воинов и к их мнению не просто прислушивались, а старались с ними не иметь конфликтов, потому что поражение в них было более чем очевидно.

 Версия 5.

Протоиерей Михаил Чакир, ссылаясь на русского тюрколога В.В. Радлова, говорит следующее: в 1064 году часть тюрко – узов (Узы) как бы  бежала от половцев – куманов и русских, перешли Дунай и расселились вокруг города Салоники и внутри Греции. Одна группа узов-узы поселилось около Дуная в округе территории Дели-Ормана. Узы, которые остались в русских краях были названы каракалпаки и в своё время приняли православную христианскую веру. Следует отметить, что эта часть узов, задолго до этих событий, имела смешенные семьи узов-русов и, соответственно им было удобно остаться на русской земле. Слово каракалпаки можно перевести как черные шапки, скорее всего это прозвище отдельной группы узов, которое историки удачно использовали для большей путаницы?

Михаил ЧакирЭтот же автор в других своих сообщениях ссылается на профессора Голубовского, который  передал сообщение о том, что  в 1064 году огузы и узы перешли дунайские воды и поселились в Болгарии и Византии, заняв высокое воинское положение, они жили в дружбе со всеми соседями. Некоторые не большие группы Узов остались в России и так же приняли православную веру. В этом сообщении, как и в прежних версиях о давних событиях, возникает множество вопросов к профессору Голубовскому и другим научным деятелям того далёкого времени.

В части этих и других событий во времена протоиерея Михаила ЧАКИР, это примерно с 1800 г. до начала 1930 годов,  им и другими гагаузами отмечалось, что существует одна неоспоримая истина – это   гагаузский язык, язык предков узов, сохраненный в такой основе, как был задан пращурами народа УЗЫ. И это наверно единственное, что несмотря на смешивание, по официальной или одной из свободно заданных версий происхождения, на протяжении многих столетий не только сохранилось, но и направило всех в единую нравственно-духовную силу, которая, к сожалению, ещё не принесла должного результата.

Касаясь языка, можно сказать, что в настоящее время многие историки отмечают, что гагаузский язык относится к огузcкой подгруппе тюркской группы и для этого есть реальные причины. Однако следует отметить, что гагаузский язык сохранил смысловую основу заданную пращурами в большем объёме, чем языки остальных тюркских племён, которые вошли в гагаузский народ.

По этой и другим причинам можно с уверенностью сказать о том, что гагаузский язык и ныне представляет собой выделенный временем духовный мост связи с особыми силами природы человека и возможно даже всеми силами Космоса.

Об этом и многом другом, как смогли в недавнем прошлом сказали: В.А. Машков; В.В. Радлов; Д.А. Клеметц; К Иречек и многие другие.

Без сомнения им, как и всем остальным, даже тем, кто пытался запутать истерию о происхождении гагаузов, следует выразить благодарность от всего гагаузского народа, потому что они умножили его духовную силу. И несмотря на частичное вредительство в прошлом, к настоящему времени способствовали сохранению того главного, о чём ещё всем предстоит узнать. Гагаузам же, через пелену туманов сна в столетиях и самообмана, осталось сбросить оковы фальши и найти ключи примирения, с ещё неизвестной духовной силой настоящего времени. В желаниях навредить или показать все по-своему историки подготовили гагаузский народ к переходу на следующий уровень духовного единства, а значит и созданию духовной воли, невиданной ранее красоты.

Стефан КаралжатаОтдельную благодарность следует выразить всем, кто сохранил и передал снимок Стефан Каралжата,  Фото –  из музея села Бешалма, Этот снимок в своей сущности передает силу и определённое положение гагаузов первой половины  1800 годов.

При этом видно, что Стефан Каралжата своим внешним миром представлен воином того времени больше, чем простым земледельцем.

К перечисленным версиям и пояснениям хочется добавить ещё одно сообщение от Федора Ангели автора великолепной книги Очерки истории Гагаузов-потомков ОГУЗОВ (середина 8 – начало 21 вв.) Кишинев 2007г.

В своей книге он достаточно подробно описывает некоторые реальные события, большая часть которых взята из исторических источников. Учитывая, что летописи даже больших народов неоднократно пристраивались под политические требования разных времён, верно или неверно представлена информация о гагаузах, сохраненная в летописях, это не совсем  важно. Главное то, что в этой книге выделена достаточно правдивая истина о народе УЗЫ и ряд сообщений, которые косвенно указывают, как на подмены другими личностями части истории гагаузов, так и на то, что все-таки сохранена и представлена, собранная по крупицам из разных источников, пусть и не совсем точная, правда.

В главе – узы (тюрки, гуззы) часть племени огузов. – УЗЫ и Киевская РУСЬ. УЗЫ на службе у князя Владимира – 1 (985 г.). – переход христианство… – курс – за Дунай. – УЗЫ  и Византия. – влияние печенегов и кыпчаков на узов и образование гагаузского этноса, завершившегося на Балканах. Ф. АНГЕЛИ указывает на то, что в одно время, побежденные кыпчаками, узы разделились на три части. Небольшой их остаток с незначительной примесью печенегов в 1060 году скрылся в районе реки Дон. Вторая часть УЗОВ поселилось на границах Киевского и Переяславского княжества. Об этих событиях сохранились свидетельства летописцев. В них так же указывается, что время от времени узы демонстрировали свой воинственный характер и независимое поведение. Третья, основная часть ветви узы, под давлением кыпчаков после поражения 1060 года, начала движения по Причерноморской низменности, постепенно переходящей в Южно-Молдавскую равнину, в частности, Буджакскую степь. Достаточно четко Ф. Ангели  указывает на то, что она пошла на Балканы где узы, в порядке новых кочевников, нашли немало СВОИХ СОПЛЕМЕННИКОВ. Что имел в виду, Ф. Ангели, Карбун?

А может быть здесь должна была идти речь о тех узах-гагаузах, которые задолго до этих событий пришли на Балканы из Индии, Тибета, Китая и уже занимали своё место на этих территориях совместно со скифами. В дальнейшем, представители и двух других частей народа узы присоединились к ним, вместе с другими тюркскими племенами. Возникает законный вопрос, что было приоритетом и реальным желанием других тюркских племён, когда они решили присоединиться к народу узы-гагаузы, пережившему унизительное поражение от кыпчаков? Или скрытый приоритет намеренно сведён к пояснениям «нашли немало своих соплеменников»?

Из общих трудов Ф. Ангели, как и многих других учёных можно сделать вывод, что в Буджакской степи происходило смешение тюркских племён, как до рождения гагаузского народа от народа УЗЫ, так и после (скрытое в определениях самоназваний народ гагаузы). Ф. Ангели достаточно осторожно указывает на то, что ни религия, ни различия в диалектах общетюркского языка не были этому преградой. Здесь так же стоить обратить внимание на то, что, скорее всего, гагаузы-узы чем-то  притягивали тюрков, даже бывших врагов – кыпчаков, печенегов.

По утверждению археологов, как отмечает Ф. Ангели, на территории Молдовы и Украины археологические памятники печенегов и узов настолько близки, что разделить их не удаётся. Здесь следует указать такой факт, что печенеги, кыпчаки и все племена огузов любили и были необъяснимо духовно преданы народу УЗЫ. Настолько эта любовь была сильна, что в некоторых древнетюркских источниках в их честь, из-за особого уважения река Днепр называлась УЗЫ.

Ф. Ангели в своей книге указал так же множество других фактов реальной истории гагаузского народа. В своё время без всяких сомнений новые поколения, опираясь на эти факты, признают так же, что до сих пор есть и скрытые страницы истории предков, их жизни как на Алтае, в Китае, Индии, Тибете так и, возможно, других не менее красивых уголках мира.

Драгой Ф.Г.