«Связь времён» №5. Государство ЯБГУ, Старая и Новая Гузия (Гагаузия)

   Ф. Ангели в главе «Государство ЯБГУ, старая и новая Гузия» отметил, что на берегах Сырдарьи в северо-западной части, рядом с огузами жили печенеги, кыпчаки, половцы и куманы, а на востоке – каралуки. На севере их соседями были кимаки. В это время на этом месте было федеративное государство огузов ЯБГУ.

Стоит обратить внимание на такой факт, что среди всех перечисленных племён о народе узы нет ни слова, почему? Средневековые источники так же не содержат конкретных сведений о времени возникновения ЯБГУ, но вместе с тем указывается, что процесс его формирования происходил на обломках Западнотюркского каганата в начале 7 века.

Ф. Ангели указывает на то, что в византийских источниках огузы упоминаются, как «узы», а в арабских и персидских рукописях, как «гузы» (гагаузы). В русских летописях огузы, узы проходят как «торки». Когда и кому было выгодно подменить и в очередной раз запутать информацию?  У Ф. Ангели так же находим информацию о том, что письменные источники, по существу не содержат никаких сведений о периоде распада огузского государства ЯБГУ. При этом именно с этого времени на исторической арене, как бы появляются узы. На самом деле здесь допущена очередная ошибка, потому что узы были отдельным народом задолго до образования огузского государства. Опять возникает вопрос, кому было выгодно изменять реальные страницы истории?

Серьёзным толчком к дальнейшему развитию государственной организации сырдарьинских огузовпослужили события второй половины 8-9 вв. Здесь же Ф. Ангели говорит о том, что они были связаны с внешними условиями обитания огузов, жизненной необходимостью обеспечения безопасности, а огузские языки становятся самостоятельной группой тюркских языков. Следует обратить внимание на то, что именно имеет в виду Ф. Ангели, если  огузы это узы, то должна быть группа узыских языков. Сколько племён в самом начале вошло в эту группу и что было утеряно, а что взято за основу?

Первые упоминания о государстве огузов появляется в арабоязычных историко-географических сочинениях конца IX и начала X веков.   Опираясь на эти сочинения, многие историки утверждают, что именно в это время происходит образование государства сырдарьинских огузов (узов). Одно из наиболее ранних сообщений об этом  содержится так же в сочинениях Ибн Вадиха ал- Якуби. Другие фактические сведения о племенах огузов IX-X века сохранились в книге «Китаб ахбар ал-булдан» другого древнего автора, Ибн ал-Факиха. Все они утверждают, что огузы имели свою государственность и считались одним из могущественных «царских» племён. Другой путешественник Марвази сообщал о «царях» огузов, имевших многочисленное войско и дворцовую охрану.

В X веке у сырдарьинских огузов существовало два политических центра. Об этом свидетельствует сочинение Идриси «Китаб Руджар». Один из них именовался Старым центром и зафиксирован на карте Идриси в районе между западными отрогами Тянь-Шаня и Сирдарискими Каратау.

Ф. Ангели указывает, что историки не располагают сведениями о том, когда старый центр был назван Гузия и политическим центром огузов, как и нет информации о том, когда он перестал существовать. Ф. Ангели, как и другим историкам стоит поклониться только за то, что они донесли до нас это сообщение. Они, сравнивая отрывочные сведения, предполагают, что Старая Гузия была главной ставкой огузских предводителей до второй четверти Х века. Может быть, кто-то изменил слово, и Гагаузия стала Гузией? Возможно, огузы это подмена слова узы, как узы-огузы, а в настоящее время и гагаузы?

Следует обратить внимание на следующие пояснения. На близких и отдаленных окраинах Гузии первоначально была расселена основная масса огузов Средней Азии, эти области назвались «внутренними» землями огузов. Из работы Идриси «Китаб Руджа» (Роджар) становится понятным, что определить точное местоположение Старой Гузии не предоставляется возможным. На его карте 1154 года Старая Гузия находится к юго-востоку от Хореского озера и к югу от Рузы. На другой карте – атласе 1192 года она зафиксирована к северу-востоку от области Шаш. Это была одна их первых резиденций огузских вождей Средней Азии.  Из этого следует понимать, что «Китаб Руджа» как и многие другие, передавал только то, что было выгодно его покровителям. В это же время в других источниках есть сообщения о том, что в 1055 году огузское государство перестало существовать. А что в это время происходило в Малой Скифии или в губернии Карбун? Там уже были тюркские племена узы-огузы или уже гагаузы?

Историками указывается, что новой резиденцией огузских представителей был город Янгикент. Он был расположен в низовьях Сырдарьи и назывался Новое Селение. В средневековых арабоязычных источниках упоминание о Янгикент содержится в писаниях Ибн Русте. Другой автор Масуди, чьи работы об огузах так же весьма ценны, отмечает, что у Аральского моря расположен новый город, в котором живёт мусульманское население «в этой местности, – пишет  он, среди тюрков преобладают гузы: кочевые и оседлые. Гузы – это народ, состоящий из тюрков». Здесь стоит задуматься, что же имелось в виду: «гузы, состоящие из тюрков». Что означает «из многих племён, носящих одно имя гузы» или всё же это узы-огузы? Автор их поделил на три группы нижние, верхние и средние, в чём причина? Видимо, был и политический подтекст. Эти группы по его утверждению, обитали в предгорьях Каратау и вдоль среднего течения Сырдарьи (Сейхуна), а так же Приаралья и в Северном Прикаспии.

Заслуженное внимание уделяет Ф. Ангели Ибн Хаукаля, который прямо указывает, что новое селение – столица огузского государства, Янгикент было самым крупным поселением в низовьях Сырдарьи. Так же он указывает, что она являлась зимней ставкой гузских вождей. Вместе с тем, как показали археологические раскопки, Янгикент существовал ещё в эпоху античного мира, но в Х  веке был заново отстроен и укреплен, с помощью хорезмских инженеров. Население его в основном составляли колонисты из Хорезма и некоторых других регионов Средней Азии. На вопрос, когда именно Янгикент стал главным политическим центром огузов – узов ответить трудно. Как и возникает сложность однозначного определения, где в это время были другие родственники, многочисленные группы узы.

Ибн Хаукаль в своих сообщениях обратил внимание на то, что по реке Сырдарье в новое селение шли суда с зерном и хлебом. Новая Гузия служила так же своеобразным коридором, соединявшим огуские степи.  Янгикент  лежал на важном караванном пути через кимакские степи в долине Сарысу, Кенгира, Нуры и Ишима. Через него проходила дорога, которая соединялась с торговыми путями, ведущими на Южный Урал, где задолго до этих событий уже жили узы, пришедшие из Алтая. Когда они пришли на южный Урал и откуда? В большом количестве множественных версий о разных исторических событиях не представляется возможным это установить. Возникает вопрос – это случайность или все же чей-то план запутать потомков огузов-узов-гагаузов.

О внутриполитической жизни государства сырдарьинских огузов сведений практически нет, если не считать записей у отдельных древних арабских и персидских авторов. Сохранилось множество исторических легенд и преданий о жизни огузов той эпохи. Можно ли верить арабским источникам, пишущим об огузах или узах, и можно ли брать за основу легенды не известных авторов? На примере гагаузского народа можно проследить, как исторические искажения влияют на взаимоотношения людей, в лучшем случае гагаузы друг друга не слышат, а в худшем готовы друг друга уничтожить.

Письменные источники по существу не содержат никаких сведений о периоде распада огузского государства Ябгу, отмечает Ф. Ангели. Как и нет письменных источников о том, когда в Малой Скифии возникло первое гагаузское государство КАРБУН. Как так сложилось, что огузы и узы не смогли сохранить о своём прошлом более полную картину, это совпадение или что-то ещё? Кроме этого, другие авторы предлагают сотни версий о том, что и как было.

Есть указание на то, что в 1003-1004 годах с помощью огузов арабская армия нанесла сокрушительное поражение караханидам – тюркскому раннефеодальному государству (912-1212 гг.), существовавшему на территории Восточного Туркестана, Семиречья и Южного Притянь-шанья.

Эти и другие военные действия наносили огромный ущерб экономическому и человеческому потенциалу государства Ябгу, но главная угроза его существованию исходила изнутри. Ф. Ангели отмечает, что народные сказания о правлении Али Хана и его сына Шахмелика делятся на три части. В первой  говорится о восстании народа, во второй о мятеже  против Шахмелика. Третья часть сказаний относится к эпохе образования государства сельджукидов в Хоросане. Можно ли верить народным сказаниям и тем, кто их сохранил до настоящих времён. Верны ли они или следует просматривать в этих сообщениях очередную намеренную мешанину? Для чего раскрыты эти три варианта?

Для историков наибольший интерес представляют два рассказа о государстве огузов Ябгу. В них идёт речь о резком ухудшении отношений между правителем Али-Ханом и командующим войсками (сюбашы) Тукакам, (Тугаком, Дукаком) (Ткгак –  древнетюркское – железный лук). С его сыном Сельджуком, ставшим во главе армии, отношения правителя были весьма напряженными. Об этом повествует, кроме «Мелик-наме», эпические сказания о легендарных мифических героях «Огуз-наме» и Сельджук-наме» (автор Захир ад-Дин Нишапури), об этом повествует так же и такой авторитетный первоисточник, как труд Махмуд Кашгаоского «Словарь тюркских наречий». В нём отмечается, что сельджуки происходят из рода кынык, состоящего из многочисленных родовых групп племён огузов.

Из других источников известно, что Сельджук выходец из рода кынык племени огузов и в возрасте 20 лет он получил звание сюбашы. После смерти отца он стал главнокомандующим армией. Первое время колыбелью сельджукского объединения, состоящего из союзных родов племени огузов и других тюркских народов, зависимых от сельджкидов, стал район среднего течения Сырдарьи (область Сыгнак и предгорье Каратау). На втором этапе сельджукиды стали пополнятся за счёт огузских родов, обитавших по нижнему течению Сырдарьи.

Быстрый рост авторитета командующего армией сельджука и влияние его клана на все стороны жизни общества стали  серьезно беспокоить Али Хана. Арабские и персидские авторы рассказывают, что возвышение сельджука особо встревожила жену хана – беигу. И она подстрекала его к убийству полководца и не ошиблась. Сельджук действительно вел дело к свержению беспринципного Али Хана, намереваясь занять его место. На этой основе внутренние распри постоянно подогревались внешними силами, которые были заинтересованы в ликвидации сырдарьинского государства Ябгу. Над сельджуком нависла смертельная угроза и, хотя полководец и его окружение были довольно сильны, но перевес был на сторонне Али Хана и его сторонников. Узнав о готовившейся расправе, сельджук убежал. Было так или не было, не совсем важно.  Важно обратит внимание на то, как подробно описываются сюжеты из жизни, все преподносится так, словно это было вчера, с подробностями и большим количеством деталей.

Напрашивается вывод: род сельджука, принявший впоследствии ислам, на религиозной основе столкнулся с остальными огузами, оставшимися верными Али Хан и придерживающимися старой религии.

Во второй половине IX века среди сырдарьинских огузов произошёл серьезный раскол на почве принятия частью населения ислама. По всей видимости, последствием этих раздоров и было переселение в Иран решительного сторонника ислама Сельджука и его клана, образовавшего со временем в Передней Азии мусульманскую империю Сельджуков.

Некоторые историки считают, что соперничество между группировками особенно усилилось после назначения Сельджука предводителем войск сырдарьинских огузов. Установить точную дату переселения в Дженскую область части огузов, которая в истории огузов получила название сельджуки, не представляется возможным. А значит, есть возможность какой-то подмены? Отсутствуют достоверные исторические факты. Одни историки утверждают, что переселенцы появились вблизи Джента в 985 году, другие – в 955-960 или 935 году. Косвенные данные дают основание полагать, что это случилось во второй половине 9 века.

В общих источниках отмечено, что та часть огузов, которая отказалась принимать ислам, через Южную Русь двинулась на запад и стала называться узами (торками в русских источниках). А может быть, они задолго до этого  были узами среди огузов, жили отдельно или в это время уже был народ гагаузы? Здесь стоить обратит внимание на то, что как-то очень поверхностно с нежеланием было отмечено название Гузия. Что это? Случайность или небрежность историков? И откуда возникло такое понятие Старая Гузия?

Ф. Ангели продолжает мысль о том, что у них на пути были крупные водные преграды Волга, Дон, Днепр, Днестр и Дунай. Причины их откочевки носили не только военно-политический (давление кыпчаков), но и экономически характер (поиск новых пастбищ и вывод ресурсов для скота). Вместе с тем, в других сообщениях говорится о том, что узы били кыпчаков и всегда побеждали.

Ф. Ангели подчёркивает общую закономерность развития той эпохи: после каждой откочевки часть огузов (или других племён смешивалась с местным народом). С другой стороны, не все племена целиком перекочевывали в ту или иную сторону. На новых местах всегда были остатки разноязычных народов, которые становились «достоянием захватчиков». На протяжении многих веков шёл непрерывный процесс смешения этносов. Это касалось и предков гагаузов – узов, печенегов и кыпчаков. Как сложилась их судьба после откочевки на Запад? По-разному.

Ф. Ангели указывает, что особенно печальной была история узов (огузов), которые стали называться Черноморским. Они те только не объединились с огузами-печенегами против кыпчаков, не входивших в племя огузов, а напротив, вступили с родичами в жёсткую борьбу. Однако для вытеснения печенегов у узов не хватило сил. Когда это было, кто и с кём воевал?

Хазары, которые с приходом с востока печенегов теряли берега азовского моря, в одиночку не могли выступить против них. Поэтому в 889 г. узы и Хазары совместными усилиями начали вытеснять печенегов с обжитых ими мест. Их территории захватывали в основном узы. Так началось формирование гагаузского этноса, со временем, ставшего на Балканах специфическим тюркским народом, сформировавшимся на базе узыского ресурса. Почему Ф. Ангели и другие достопочтенные мужи гагаузской истории  не говорят о побережье  Добруджа, о старой губернии Карбун, где уже было гагаузское государство (время его становлении не установлено или уничтожено)? Как и почему УЗЫ-Огузы взяли и назвали себя гагаузами? Так же возникает законный вопрос, если основателями гагаузского государства были предприниматели кыпчаки, или ещё кто-то, почему они называли «гагаузское государство», а не как-то иначе?

  Почему так мало информации о Старой Гузии, кто её основал? Узы или огузы? Или в это время по земле путешествовали слова гузия, гагаузия или таинственное племя гагаузы? Может быть, историки что-то перепутали и Старая Гузия страна не огузов, а узов? Почему практически все  ученые мира предлагают мешанину и информационную смуту, а не говорят прямо, что огузы это узы и что узы это прямые предки гагаузов? А другие тюркские племена есть достойный элемент в этногенезе гагаузов.

Для того чтобы разобраться в прошлом гагаузов понадобиться терпение, мудрость и понимание того, что история переписана многократно и найти в ней зерно истины будет очень сложно. Но, если это зерно не искать, то реального достойного будущего у гагаузов не будет, только потому, что нет опоры на исторические корни, а есть многократная беспорядочная мешанина. Для того чтобы в этой мешанине разобраться требуется найти особую информационную опору. С одной стороны,  в своем сознании и глубинах подсознания, а с другой, научится читать между строк в информации многочисленных исследователей.

Драгой Ф.Г.