«Связь времён» №4. Огузы – УЗЫ – Гагаузы

   Ф. Ангели пишет, что на древнетюркском языке слово «огуз» означает стрела (ОК). Древнекитайские источники утверждают, что слово ОК имеет так же значения «род, племя» и что буква «З» показатель множественного числа. Венгерские востоковеды и большинство турецких исследователей придерживаются того, что слово «огуз» у древних тюрков означало Огузские племена.

В то же время, Ф. Ангели обращает внимание на то, что в византийских источниках Огузы упоминаются как «узы», а в арабских и персидских рукописях как «гуз» («гуззы), а в Русских летописях Огузы, узы проходят как «торки». Он предполагает, что это связано с фонетическими особенностями и невозможностью точно передать все нюансы слова turki  на древнерусском языке. Кроме этого Ф. Ангели указывает и на то, что тюркские племена слишком враждебно относились друг к другу. Каждое племя считало, что именно ему Богом даны особые качества  и поэтому ему унизительно с кем-то советоваться. О каких-то общих планах покорения других народов и речи не могло быть, потому что самым главным врагом были братья по крови – другие тюркские племена. Неужели эта «болезнь» досталось и сегодняшним гагаузам?

Имена Огузов впервые упоминаются  в эпитафиях 6 века, найденных на берегах реки Барлык (Китай). В исламских  источниках Огузы впервые упоминаются в 820-821 годах синтагмой «докуз огуз» (девять Огузов). Из девяти родов Огузов историкам известно два – Куны и Тонра.

В 840 году Докуз Огузы освободились от уйгурского диктата и большая их часть, покинув западные районы Монголии, двинулись  к берегам Сырдарьи. Другие авторы отмечают, что  Огузы жили на берегах Сырдарьи с VIII века и что докуз Огузы и, пришедшие сюда ранее, Огузы образовали одно мощное племя.

С течением времени, обитавшие на берегах Селенги (Монголия, Бурятия) огузы, стали мало похожи на сырдарьинских огузов X века. В XI веке многие слова, использовавшиеся сырдарьинскими Огузами, не были известны докуз Огузам. Среди Огузов доминировал монголоидный расовый тип.  Академик В. В. Бартольд, по мнению Ф. Ангели указывает на такой факт: в VI веке Огузы объединили все племена от Китая до Черного моря в одну кочевую империю. Это объединение сыграло огромную роль в этногенезе азербайджанцев, туркмен, современных тюрков, каракалпаков и многих других тюркских народов, проживающих в Иране и Ираке. В этих, как и во многих других сообщениях, народ УЗЫ почему-то остается в стороне от реальных событий или же рассматривается в понятии «многих других тюркских народов». Почему?

Тюркизация Малой Азии (Анатолии) по мнению многих великих личностей прошлого, произошла благодаря Огузам. Своими корнями население современной Турции почти полностью восходит к Огузам. С основанием Великого Сельджукского государства в 1038-1157 гг. Огузы выдвинулись на передний план в тюркском мире и стали играть ведущую роль в политическом господстве западных тюркских народов.

В дастане (эпическом сказе) «об Огуз кагане» повествуется, что  у мифического Огуза кагана были две жены. От первой жены у него родились три сына: Гюн (солнца) Хан, АЙ (месяц) Хан и Йлдыс (звезда). Вторая  жена родила ему так же троих сыновей: Гёк (небо) Хан, Даг, (Даа-гора) Хан и Денис (море), у каждого из них родились по четыре сына. Так появились 24 рода (клана) Огузов. Со временем на берегах Сейхуна (Сырдарьи) Огузы разделились на две ветви: бозок (боз-бурый, цельный) правое крыло, и ючёк (юч-три) левое крыло.

К этому пояснению разворачивается легенда, своего рода информационная основа дальнейшего пути становления шести братьев и 24 родов Огузов. В этой легенде, как и в других исторических источниках, нет сообщения  по каким критериям, как и откуда, были взяты имена 24 родов, большая часть которых может быть понятна тем, кто владеет современным гагаузским языком. Имена всех сыновей Огуз кагана и  названия всех 24 родов прямо указывают на родство с гагаузским языком,  но при этом в других исторических источниках нет каких-либо указаний на  то, что  УЗЫ, кыпчаки, половцы, куманы были рядом с Огузами.

Кому и когда было выгодно породнить ОГУЗОВ с УЗАМИ? Это вопрос созвучия или политическая тактика времен? Практически все историки на этот факт не обращают внимания или же есть другие не удобства в реальной истории, которые скрывают нечто большее, чем созвучие слов ОГУЗЫ, УЗЫ?

С другой стороны, можно предположить и такой вариант, племена огуз–огыз и узы могли существовать  параллельно ещё до организации Огузского государства, а во время Огузского государства часть узов могла быть их союзниками и даже более того растворится в правивших кланах Огузов. Это и могло послужить впоследствии  посылом для родства огузов с узами для многих источников. Этот момент истины под большим вопросом?

Ф. Ангели описывает то, что происходило с Огузами на исторической арене. Его исследования наполнены с любовью к прошлому и реальному восприятию связи с предками. Более того Ф. Ангели  конкретно указывает свою осознанию позицию в следующем пояснении, он говорит о том, что  историческая наука всё ещё не может дать аргументированного ответа на вопрос о происхождении девяти тюркских племён, заложивших основу зарождения Огузского народа и смешение 24 тюркских племён. Где эти племена были до Огузского государства, под каким флагом жили и как они себя называли, вопрос остается открытым. К этому определению можно присоединиться и сказать так же, что нет аргументированных реальных ответов на происхождение народа узы и других тюркских племён, вошедших в гагаузский народ, на протяжении многих столетий, как до Византии, так и до организации гагаузского государства Карбун, «Добруджи». Почему так скудна информация о гагаузском прошлом? Кому это было выгодно?

 По одной из официальных версий происхождения гагаузов  их предками считаются средневековые узы, половцы, печенеги,  куманы, есть сообщения и о родстве с  огузами. Кроме этого, в других многочисленных версиях древней истории происхождения гагаузов, на сегодняшний день выдвигаются 33 версии происхождения. А в этом году появилось сообщение о 80 версиях, что это означает? В них  рассматривается присутствие как установленных, так и неизвестных родственных тюркских племён, вошедших в гагаузский народ за последние несколько столетий или  даже тысячелетий.

Принято считать, что Огузы, а может точнее – будет сказать Огызы и другие тюркские племена, были рождены и определённое время жили в предгорьях Алтая. Это происходило до великого переселения народов и после него, племена покидали родные места и направлялись в новые.

Будет правильным сказать, о том, что ещё с тех времён, когда только образовался мир гёк – тюрк,  люди объединились в племена, по воле особых сил природы. После этого объединения в каждом столетии из Алтайской земли переселялись в далекие уголки мира, в новые избранные территории, не только отдельные семьи, малые и большие группы, но и целые племена, стирая при этом все следы своей прошлой жизни. О самых первых переселениях и смешениях племён рассказывают легенды, сказки и только последние столетия человечество открывает для себя более менее реальные сведения.  Так ли это?

Как всё было в далёком прошлом, что менялось в новых расселениях, что приобретали тюркские племена и другие народы по всей земле, остается пока закрытым. Если и сохранён доступ к событиям прошлых тысячелетий, то всегда существует реальная угроза подмены исторических фактов под потребности времени. Разбирая исторические события общего плана, в разных версиях, имеющих прямую связь с гагаузским народом, незаметно вводится ряд, казалось бы, безобидных и всеми допускаемых изменений.

На первый взгляд в этом нет прямых покушений на этноним «гагауз». Одновременно с этим стоит обратить внимание на одно немаловажное обстоятельство – реальность, в большей или меньшей степени, удерживает практически каждого человека в определённом  правильном или ложном состоянии сознания, через получаемую информацию. Отсутствие единства в изложении исторических событий, их некорректное преподнесение разрушает пути нормальных взаимоотношений между людьми. В результате возникает множество скрытых мутационных процессов психологического плана, разрушающих взаимопонимание и, как следствие, взаимоотношения между людьми.

Эта ситуация подталкивает человека к восприятию мира с личных позиций, а его неспособность к контролю глубинных процессов, происходящих в сознании, к неверным выводам без серьезной оценки информации. Таким образом, на протяжении длительного времени, формируется отрицательное воздействие даже на общественное сознание.

Приведем достаточно простой пример: уберём одну или несколько  букв из слова «Гагауз» и рассмотрим разные вариации этого слова – АГАУЗ,  ГАУЗ, АУЗ, УЗ. Сделаем тоже самое со словом Комрат, получим – ОМРАТ, МРАТ, РАТ, АТ. Что остаётся в результате подобных манипуляций и как воспринимает человек эти слова, зная их базовые значения?

Кроме этого есть причинность обратить внимание на название поселений гагаузского государства Карубун. Что означает слово Карбун, Вичина, Констанция Карвуна, Калиакра, Варна, Козяки, Емона. Какое у них происхождение?

Вернёмся к истории, кто и когда менял звуки в словах, сами гагаузы, их предки узы или это происходило под воздействием внешних сил? По каким критериям отрабатывалась трансформация языка тюркских племён и других народов по всей Земле, на протяжении столетий? Почему до настоящего времени практически в каждом селении АТО Гагаузия, наряду с общепринятыми словами и выражениями существуют слова присущие только этим селениям?

Можно предположить, что это происходило в свободном порядке или контрольно по требованию условий жизни. По условиям безопасности менялись, частично или полностью, названия тюркских и других племён. Так могло измениться произношение слова ОГЫЗ на ОГУЗ и в  то же время это могли быть совершено разные тюркские племена, существовавшие в разное время?

 Вопросы, ответы, были в разных версиях происхождения гагаузов, скорей всего, они будут и в будущем. Для уточнения более реальной версии  происхождения гагаузского народа, необходимо рассмотреть более ранние версии и направить мысли новых поколений на размышление о том, в чем же истина.

Прикасаясь к таинствам прошлого, нужно сказать, что у гагаузского народа нет и не может быть врагов, но это не избавляет его от существования вредителей, порожденных отсутствием достоверной информации о происхождении гагаузского народа или же остатком мутировавших вирусов старых обид на уровне генов, от побежденных народом УЗЫ племён. В каждом народе происходило смешение крови, поэтому можно предположить, что наступит такой момент, когда они все смогут понять и принять друг друга. Будут созданы условия для совместного труда, направленного на познание таинств жизни Земли и Космоса и самое главное на формирование настоящего единства.

Драгой Ф.Г.