«Связь времён» №2. Гагау́зы – Узы

   Этническое ядро Гагаузского народа,  в настоящее время, находится  на территории Молдовы. Гагаузияофициальное название АТО Гагаузия (гаг. Gagauz Yeri), это автономно-территориальное образование с особым правовым статусом, выражающим самоопределе­ние гагаузского народа, осуществляющего свою де­ятельность в соответствии с Конституцией РМ, За­коном Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» и Уложением Гагаузии. Закон РМ «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» был принят Парламентом РМ 23 декабря 1994 года, Уложение Гагаузии, являющееся её основным Законом и обладающее исключительной юридической силой на всей территории Гагаузии, было принято депутатами Народного собрания Гагаузии 14 мая 1998 года. С 5 июня 1998 года Уложение вступило в силу.

По данным переписи 2004 года в Молдове проживают 147, 5 тыс., Гагаузов. Гагаузы проживают так же в странах ближнего и дальнего зарубежья: на Украине, в Беларуси,  России, (Кавказ и Приазовье), Казахстане, Узбекистане; Туркмении, Латвии, Эстонии, Грузии, Турции, Болгарии, Румынии, Канаде, Греции и в других странах.

Миграционные волны переселения гагаузов, связанные с определенными историческими событиями зафиксированы после русско-турецких войн  1768 – 1774 гг. и 1787-1791 гг. Установлено, что одно из последних  массовых  переселений гагаузов, из Добруджи в степи Буджака, было с 1800 до 1830 гг. Отдельными исследователями переданы сообщения, об образовании в это время более 20 новых сел гагаузов и Болгар.

   Учёные разных стран выдвигали гипотезы о происхождении гагаузов, но в современной истории утвердилось мнение, что предками гагаузов являются средневековые узы, половцы, печенеги,  куманы и определённое участие в этногенезе гагаузов принимали болгары.

Одним из первых исследователей истории и культуры гагаузов стал Российский учёный-этнограф, генерал-лейтенант Валентин Александрович Мошков. Во время службы в Варшавском военном округе, Мошков встретился с солдатами гагаузами из Измайловского уезда, они отличались от всех остальных военнослужащих особым воинским духом. Мошков не просто заинтересовался гагаузским народом, но и научился гагаузской разговорной речи, затем собрал словарь гагаузского языка. После русско-турецкой войны Мошков неоднократно приезжал в Бессарабию, в Бендерский и Измайловский уезды к гагаузам. Ему удалось прикоснуться к самым закрытым страницам истории происхождения гагаузского народа и установить для себя, как прямых предков гагаузов, народ узы, так и соплеменников гагаузов с происхождением от других малых групп тюркских племён.

Во времена Валентина Александровича Мошкова, как он отмечал в своих статьях,  большая часть гагаузов называли себя ТЮРК – УЗАМИ, (от произношения УЗЫ-ОГУЗЫ). И только совсем не большая часть гагаузов, пришедшая из Добурджи, относила себя к печенегам и половцам.  При этом Мошков отмечал, что их межличностные отношения были на самом высоком нравственно-духовном уровне. Это положение стимулировало единство гагаузов, в том числе с представителями других тюркских племён,  сохранивших до конца 1800 годов ряд своих, сложившихся за столетия обычаев и особый диалект языка.

До настоящего времени в работах Мошкова и многих других исследователей, в разных пояснениях, передана  очевидность того, что во время образования более 20 новых сел гагаузов или даже ранее, каждое селение, придерживаясь традиций гагаузского народа, формировалось на базе духовной силы, сохраненной в генетике от тюркских племён. По требованию особых сил природы  гагаузы придерживались, заложенных предками законов об отношении к природе, общению и формированию быта, иногда это происходило в достаточно жёстких условиях жизнедеятельности.  Законы предков и сегодня сохраняются в генетике и в глубинных программах психики каждого гагауза.

Многие из-за информационной, научной, идеологической и религиозной «мешанины», сформировавшейся за последние сто лет, возможно, попытаются с этим не согласится. Однако для минимизации предпосылок такой мысли, отметим, что рождение ребёнка, даже сегодня во времена великих достижений продолжает оставаться таинством и для медиков и для родителей. Никто из них не готов с уверенностью сказать, как сложится его судьба и земные дела. Что же можно сказать о рождении целого народа? Он дитя природы. Растёт, совершенствуясь и проходя свой путь через столетия, стремится стать значимой частью всего человечества, а это значит, практически каждый народ, ещё на пути открытия истины, как о себе, так и о таинствах всей природы. Если не происходит развитие народа, то он испаряется, оставляя свой след только в недоступной простому человеку энциклопедии земной природы.

Что было известно в далёкие времена гагаузам об их прямых предках – народа Узы или огузах, печенегах, половцах, кыпчаках и других, как бы неустановленных, тюркских племенах, вошедших в гагаузский народ на протяжении многих столетий? Что сегодня сохранилось о давних исторических событиях у гагаузов, по воле судьбы оказавшихся вдали от родины? Как и что сохранили, передали многочисленные научные деятели, историки гагаузского и другого происхождения? Какова сила веры новых поколений гагаузов в свое прошлое (любовь, слепая ненависть, безразличие к реальным условиям жизни, в настоящее время или бесконтрольная, не всегда даже осознанная злоба за экономическую отсталость от других)? И какая из более 20 версий происхождения в настоящее время ближе сердцу гагаузского народа?

При этом следует отметить, что на протяжении последних  600 лет, ещё до Валентина Александровича Мошкова, во всем мире, где жили гагаузы, большая часть исторических фактов, как и у многих малочисленных народов, выстраивалась не всегда в их пользу. Этот аспект жизни, как и возвышение над другими народами, разделяли по большей части не сами народы, а меньшинство, наделённой властью. Их отличала алчность, чувство собственного превосходства и желание любой ценой удержать безграничную власть. Как подтверждает история человечества, факт насилия многократно доказан и, к сожалению, эта одна из характеристик развития современной цивилизации.

 Принято считать, что предки гагаузов – огузы (УЗЫ) жили в предгорьях Алтая до 6-го столетия. На протяжении тысячелетия они мигрировали на Балканы, где с 11-13 вв. завершился процесс формирования гагаузского этноса из небольших групп печенегов, тюрков,  половцев и других установленных и не установленных тюркских племён. Гагаузский язык относится к огузcкой подгруппе тюркской группы. Вероисповедание – православие. Можно было бы с этим согласиться, но вопросы остаются.

Для многих, возможно, будет неожиданным сообщение о том, что прямыми предками гагаузов является народ УЗЫ. Эта информация, как и многая другая искажена временем и людьми. Именно к УЗАМ на протяжении многих тысячелетий присоединялись тюркские племена и другие народы, в том числе и славянские. УЗЫ с родственными тюркскими племенами  жили не только в Алтайской земле, но дошли до Китая, Индии, Тибета и в другие уголки мира.

Стоит обратить внимание на высказывание греческого историка Попари-гопола. Он весьма поверхностно сообщил  о том, что в 1065 году с  севера пришла группа УЗОВ – народ УЗЫ численностью 60 000 в район реки Дунай и после принятия православия остались под именем  Гагаузы.  Этот исторический факт говорит и о том, что гагаузы, как народ сложился за много столетий до этого момента и на побережье Черного моря, губерния Карбун имела определённый приоритет. Скорее всего, приоритет был связан  с тем, что другая часть народа УЗЫ, преимущественно воины задолго до этих событий,  когда на этой территории еще жили скифы, из Алтая, и других точек земли пришли на Балканы, обосновались и довольно долго жили в дружбе  с тюркскими племенами и представителями других наров.

В пути или уже на Балканах, не без особых причин, народ УЗЫ усилил свою безопасность, частично изменив первоначальное имя народа на название «гагаузы». Этому факту далеких событий будет посвящена отдельная статья, поясняющая, что именно на Балканской земле, в последующие столетия УЗЫ – Гагаузы   объединились с другими группами как представителей народа  УЗЫ,  так и многими другими тюркскими племенами, проделавшими свой путь иммиграции, как до великого переселения, так и   после него до 1800 годов.

Общее название «гагаузы» для всех тюркских племён скорей всего было связано не только с тем, что они умели работать на земле, сеять хлеб и выращивать другие культуры, необходимые для жизни, а с особым уважением к знаниям предков, воинскому мастерству и духу этого народа, способного защищать себя в любых условиях.

 Особое уважение гагаузов для генерала Мошкова В. А.,  скорее всего, было связано с его признанием их особого воинского духа, загадочности их истории, культуры и многого другого, о чём он, возможно, не сказал или информация не сохранилась.

Благодаря В.А. Мошкову, как и многим другим личностям, оказавшим уважение гагаузскому народу, потомкам УЗЫ отрывочно, но все же переданы сообщения о том, что именно к ним в течение многих столетий, примкнули малочисленные родственные по древу происхождения тюркские племена и представители других народов. Отдельные представители этих малочисленных тюркских племён, подсознательно опираясь на свою сущность, предлагают в качестве прямых предков  не народ УЗЫ, а  другие, например, печенегов, кипчаков и половцев.  Уточнение ряда событий далёкого прошлого поможет гагаузам  сформировать нравственно-духовную  опору и уважение в современном мире, сохранив при этом достойное место для всех сообщений о версиях происхождения гагаузского народа, не зависимо от их видения различными историками.

Драгой Ф.Г.