«Связь времён» №3. Правда и вымысел

    Человеку, познавшему вкус свежеиспечённого хлеба, сложно признать чёрствую, забытую в чужом сундуке булочку более полезной и вкусной едой. Так же сложно будет кому-то признать народ Узы основным компонентом гагаузского народа, принять информацию о том, что этот народ обладал знаниями и мудростью, имел своё воинское искусство, потому что на протяжении многих лет преподносится выгодная кому-то, но наполненная искажениями информация. Вполне вероятно, что с этим связаны внутренние противоречия гагаузского народа, признаваемого как состоявшийся этногенез. Эти противоречия отражаются на всех сферах жизни гагаузского народа от политики до  православия.

Известно, что примерно 30 тысяч лет до нашей эры территорию  Румынии населяли люди современного вида, которые некоторое время сосуществовали с более древними неандертальцами.

В шестом  тысячелетии до нашей эры территория Румынии входила в область распространения Балканского неолита (Старчево-кришкая культура), достигшего определенной своей вершины в форме Гумельницы и Кукунеть-Триполья.

Справка:

Старчево-кришская культура (Starčevo-Körös-Criş) — неолитическая культура Подунавья VII—V тыс. до н. э. Название получила по древнейшим поселениям в Сербии (Старчево), Венгрии (Кёрёш) и Румынии (Криш). Основное занятие — земледелие (пшеница, просо, ячмень), скотоводство, охота и рыболовство. Носители культуры селились в обмазанных глиной плетеных домах, стоявших вблизи рек. Артефакты представлены шлифованными каменными топорами и грубой кухонной керамикой. Сменяется новой волной анатолийских земледельцев — культурой Винча.

Гумельница-Караново (рум. Gumelniţa) — археологическая культура оседло-земледельческих племён эпохи энеолита. Была распространена во второй половине 4 — начале 3 тысячелетия до нашей эры в основном в северной и юго-восточной Болгарии и юго-восточной Румынии. Названа по стоянке Гумельница на Дунае, открытой румынским археологом В. Думитреску в 1925 году. Обнаружена также на юге Молдавии и в Одесской области Украины.

Трипольская культура (укр. Трипільська культура, иначе культура Кукутени рум. Cultura Cucuteni, укр. Кукутені культура или кукутень-трипольская культура англ. Cucuteni-Trypillian culture[1]) — энеолитическая археологическая культура, распространённая в VI—III тыс. до нашей  эры в Дунайско-Днепровском междуречье, наибольший её расцвет пришёлся на период между 5500 и 2750 гг. до нашей эры. На смену трипольцам пришли индоевропейские народы ямной культуры.

Следующее сообщение так же указывает на безоговорочное признание того, что было в прошлом. Около 4000 года  до нашей эры на территорию Румынии с востока проникают первые индоевропейцы (Культура Чернаводэ), у которых было развито коневодство.

Справка:

Культура Чернаводэ (рум. Cernavodă) — энеолитическая археологическая культура (4000—3200 год до н. э.) на территории современной Румынии. Образовалась в результате вторжения на нижний Дунай степных пастушеских племён (среднестоговская культура), которые, предположительно, были первой волной индоевропейской экспансии, в результате которой впоследствии образовался комплекс анатолийских языков. Она вытеснила культуру Гумельница на запад. Существовала параллельно Трипольской культуре. Повлияла на формирование Баденской культуры. Основное занятие населения — земледелие и скотоводство. Была одомашнена лошадь. Жилища глинобитные, поселения укреплённые. Южная часть территории культуры Чернаводэ была завоёвана и ассимилирована носителями Усатовской культуры.

Эти отступления очень важны, особенно для понимания материала о формировании гагаузского государства, которое возникло не совсем в то время, которое обозначают историки. Как так получилось что такое далёкое прошлое, тысячи лет до нашей эры так хорошо изучены, а о событиях гораздо более близких ничего неизвестно.

В конце бронзового, в раннем железном веке, примерно в IV веке до нашей эры, на территории Румынии распространяется гальштатская культура, в которой доминировали кельты, с ними связано начало формирования фракийской общности. В более поздней латенской культуре фракийцы играли роль равноправного с кельтами культурного компонента.

Справка:

Гальшта́тская культу́ра — археологическая культура железного века, которая господствовала в течение 500 лет (примерно с 900 до 400 до нашей эры) в Центральной Европе и на Балканах. Названа по могильнику около г. Гальштат (Хальштатт, нем. Hallstatt), который исследовал в 1846 г. австрийский горняк Иоганн Георг Рамзауэр. Основными носителями гальштаттской культуры были кельты, на Балканах — также иллирийцы и фракийцы.

Латенская культура — кельтская археологическая культура железного века (V—I вв. до н. э.), распространённая по всей Центральной и Западной Европе (Франция, Швейцария, Испания), на Балканах, Малой Азии, Британии и Ирландии. Названа по селению Ла-Тен (La Tène) в Швейцарии, в нескольких километрах от Нёвшателя.

Латенская культура — прежде всего, культура многочисленных кельтских племён: галлов, бриттов и многих других. Однако в ряду её создателей также иберы, лигурийцы, иллирийцы, фракийцы; к примеру, котёл из Гундеструпа сочетает в себе кельтские изобразительные элементы с типичной фракийской технологией изготовления.

Латенская культура является наследником гальштатской культуры в западных регионах распространения последней. Плавный переход к ней происходит в V веке до нашей эры. К I веку нашей эры латенская культура в основном подавляется римской провинциальной.

Одновременно с этими есть и следующие сообщения о том, что в VIII веке до нашей эры на территорию Румынии с востока вторглись киммерийцы, впоследствии в Добрудже жили скифы, отчего эта территория получила у греков имя Малая  Скифия. Происходит первая подмена – территория Малой Скифии называется Добруджи, но одновременно с этим другие историки утверждают, что название Добруджи появилось при падишахе Добротич (1354-1378).  При этом есть информация о том, что и название Малая Скифия появилось значительно раньше  VIII века до нашей эры. Не исключено, что задолго до дако – гетских племён далёких предков современных румын, Малая Скифия занимала ещё большую территорию, прилегающую к побережью и известную ныне как Добруджи. Как называлось побережье Чёрного моря во времена скифов КАР – БУН, КАЛИ – АКРА, или как-то ещё, до сих пор остается закрытым и не доступным для всех. Почему?

Примерно в VII – VI веках до нашей эры, чтоб спрятать настоящее название, раскрывается как бы одна из торговых колоний Томис, которая находилась на месте Констанцы. Кто в ней жил – киммерийцы, скифы, тюркские племена, гагаузы или еще кто, неизвестно.

Справка:

Сохранились и следующее сообщения о том, что греки в середине VII века до нашей эры стали заселять побережье Понтус Еуксинус – переводится как гостеприимное море. Они через свои колонии оказали самое существенное влияние на цивилизацию дако-гетов. Наименования этих греческих колоний-полисов: Histria – на берегу озера Синое; Tomis – город Констанца; Callatis (Мангалия); Argamum (Капул Доложман); Tiras – ород Белгород-Днестровский; Olbia – Порутино на Бугском лимане; Appolonia – город Бургас; Mesambria – город Несебар; Dionisopolis – город Балчик; odessos – город Варна и другие. С V века до нашей эры фракийскими и скифскими племенами в торговле использовались греческие монеты, что способствовало быстрому развитию близлежащих областей дако-гетских племён. В конечном счёте, даки перешли на собственную монету с III века до н.э.
С VI-II веков до нашей эры дако-геты соседствовали со скифами, взаимно обогащая друг друга. Например: даки заимствовали у скифов стрелы с зазубренными наконечниками и скифские мечи – акинаки. Скифское нашествие способствовало объединению дако-гетов в военный союз племён.

Племена дако-гетов были самыми многочисленными и могущественными среди северных фракийцев. Даками называли всех проживающих на данной территории. Все они разговаривали на одном языке и являлись одним народом. Этому есть подтверждения в работах античных философов: Трогус Помпейус, Страбон, Дио Кассиус, Аппиан. Гетами их называли греки. Даками – римляне. Самоназвание Дакия появилось позже, в I веке нашей эры, после того как унитарное государство Буребисты заставило римский мир признать существование единого народа, способного создать собственную страну.

В очередной раз возникает вопрос: почему историки не описали так же подробно того, что происходило с другими племенами и народами.

Другой источник сообщает, что  «остатки скифов влачили своё жалкое существование до II века нашей эры, когда большая их часть была сметена следующей волной, принесшей готов — народ, который двинулся через Южную Европу». Другие группы скифов, без сомнения, так хорошо ассимилировались с местным населением, что оставили после себя всего лишь небольшие следы, представляющие собой странную смесь неистовства и величия, которые были характерны для их жизни. Что здесь имелось в виду, смешение с гагаузами или другими тюркскими племенами? И как так получилось, что скифы ещё во II веке до нашей эры, по сути, обучили даков всему, что умели. Поделились оружием, научили делать лук и стрелы, мечи и обучили воинскому искусству и при этом уже во II веке «влачили своё существование»?

После колонии Томис, можно проследить ещё одну подмену в  информации начала II века. Когда данный район захватили римляне, его территория была включена в состав провинции Нижняя Мезия, а позже выделена в отдельную провинцию Малая Скифия. Как так получается, что скифы пришли на эти территории задолго  до нашей эры, жили, но не имели названия своего государства? Что в это время происходило на побережье Карбун, было ли это название во времена скифов или появилось позже, когда гагаузы приобрели приоритет на этой территории? Кто был заинтересован в уничтожении части исторических событий, новые поколения дако-гетских племён, румыны или римляне, которым позже пришлось покинуть эти территории?

Есть ещё и сообщение о том, что Бастарнское вторжение, уничтожившее скиро-галатскую гегемонию, вероятно, также способствовало тому, что основная масса гетов покинула Причерноморье.

В тоже время переселение гетов и падение Скиро-Галатского царства привело к быстрому укреплению скифского государства в Добрудже. Нумизматические данные позволяют говорить о правлении с конца III до начала I века до н.э. шести скифских царей: Канита, Хараспа, Акросы, Тануса, Сариака и Элия. Их владения простирались на юг до Одессы и Дионисополя, в окрестностях которого проходила граница с фракийцами – кробизами. Греческие города, по-видимому, не входили в состав Скифского государства, но поддерживали с ними тесные отношения, особенно Каллатис, где обнаружено больше всего монет, отчеканенных греческими мастерами от имени скифских царей. По отношению к грекам скифы продолжали политику Ремакса – покровительство и защита без вмешательства во внутренние дела полисов.

Из других источников известно, что концентрация гетов в Добрудже способствовала их усилению. В первой половине III века они создают собственное государство. Существование в это время независимого и сильного Гетского царства свидетельствует о том, что кельтское нашествие, последствия которого в полной мере ощутили балканские народы, не задело этих мест. В немалой степени успехам гетов способствовало ослабление греческих городов Добруджи, которое было вызвано поражением Каллатиса и Истрии в войне с Византией за торговую монополию в Томах (Мемп., XXI). Главным виновником и наиболее заинтересованной стороной был Каллатис, Истрия же только оказывала посильную помощь. Борьба завершилась победой Византия, расширившей своё влияние в Причерноморье.

После ухода римлян, борьба за владение Малой Скифии велась Византией с различными народами тюркского происхождения. Откуда они появились? Может это были не просто тюркские племена, остатки скифских племён, а гагаузы или их предки узы? Можно сказать, что более тысячи лет в Малой Скифии, сначала степные кочевники, а затем на постоянной основе, занимались скотоводством и земледелием, проживавшие тюркские племена. Какие именно племена – узы, гагаузы или скифы?

Отмечено, что в течение последних двух с половиной тысяч лет Добруджа, а скорее всего Карбун стал контактной зоной, где встречались различные племена, народы и цивилизации.

Многие источники отмечают, что близкородственные народы сменяли друг друга, при этом тюркское присутствие на этой земле носило непрерывный характер. Это говорит о том, что после скифов на побережье Карбун появились гагаузы и другие тюркские племена или же их предки жили по соседству с самого начала появления скифов. В многотомном издании Истории «Добруджи», румынские авторы, небезосновательно утверждают (со ссылкой на византийские источники), что так называемые поздние скифы в нижнем Подунаевье на самом деле были народами тюркского происхождения. Эти народы   проживают там всего лишь с VI и до XIII века и сегодня известны под названием гуннов, аваров, булгар, печенегов, половцев, куманов, узов и татар. А где гагаузы хотя бы болгарского или румынского происхождения? Этот вывод подтверждают и болгарские авторы в сборнике этнокультурных исследований, вышедшем на французском языке под редакцией известного учёного академика Д. Ангелова, что вполне естественно, они весьма сильно преувеличивают роль булгар (протоболгар).

Рассмотрим, как описывают первое Болгарское царство учёные преимущественно  болгарского происхождения:

От болгарских учёных нам известно следующее  – Добруджа является первой болгарской задунайской областью. Здесь, в дельте Дуная, в 680 году началась война тюрков Болгарии с Византийской империей, итогом которой стало расширение болгарского государства за Дунай, согласно заключённому с империей в 681 году мирному договору. Несмотря на то, что тюрки-протоболгары создали свою державу в Европе ещё в 632 году, в Болгарии считают, что именно в 681 году создано государство современных славяно-болгар.

О чем идёт речь? Может быть, о губернии КАРБУН и в понятии словяно-болгар следует рассматривать смешение тюркских народов с другими? И что означает война тюрков Болгарии с Византийской империи, это потомки скифов, гагаузов – узов или кто-то ещё?

Давайте обратим внимание на следующие пояснения:

В X веке киевский князь Святослав Игоревич напал на Болгарию и взял Преслав — столицу государства. Он заключил союз с князем Борисом ІІ, который формально остался на троне. Святослав намеревался перенести столицу из Киева в Преслав, но это угрожало Византии и император Иоанн Цимисхий, предпринял поход против русов и болгар. Главная битва состоялась у стен Преслава, где он победил болгарские войска, взял город, а царя Бориса ІІ увёл в плен. Святослав не хотел покидать Болгарию и сделал добруджанский город Силистра на берегу Дуная центром своей обороны. Цимисхий долго и безуспешно штурмовал Силистру, и, после длительной полной блокады, киевский князь был вынужден отозвать свои войска и вернуться домой. Вследствие этого нашествия, Болгария, несмотря на полувековую борьбу царя Самуила, пала под византийское владычество на 167 лет. А что в это время происходило в Малой Скифии, в губернии Карбун?

Второе Болгарское царство:

Есть сообщения о том, что Добруджа была освобождена от византийского владычества во время восстания братьев Ивана, Петра и Калояна, в 1185—1186 годах и власть Болгарии была восстановлена. Кем были эти братья? Протоболгарами или гагаузами болгарского происхождения или же гагаузы в это время жили себе мирно, учились траву косить и их никто не трогал в губернии Карбун?

«Во время Второго Болгарского царства на территории Добруджи жили русские, греки, итальянцы, а также большие группы половцев, протоболгар, узи (есть гипотеза, что вместе с протоболгарами они являются предками современных гагаузов), яси, печенеги, татары и разные тюркоязычные народы».

Если даже всё сказанное правда, всё равно возникает вопрос: почему вместо узы это слово пишется как узи? И какого происхождения были братья Иван, Петр, Калояна? Может быть, болгарско–русского или узыско–русского, греко-русского?

Поздний период

Читаем дальше: «Хотя Добруджа была частью Болгарского государства, в ней было сильно влияние татар».

Какое здесь может быть влияние татар, когда именно в это время уже существовала губерния Карбун, гагаузское государство? Здесь ещё одно информационное разбавление событий прошлого и опять не в пользу гагаузов. Татары может быть и были, но они не могли быть сильнее гагаузов-узов, это становится понятным, если внимательно изучить сообщениям о воинах-узах.

Известно что «в 1259 византийский император Михаил VIII Палеолог поддержал сельджукского султана Изаддина Кейкабуса в переселении группы турок-сельджуков из Анатолии. Впоследствии большая часть этих турок вернулась в Анатолию. Существует спорная теория о том, что часть сельджуков осталась, приняла православие и стала предками современных гагаузов, которых можно обнаружить по всем Балканам от Бессарабии до Адрианополя».

На каком основании и почему часть сельджуков, в 1200 годы вошла в гагаузский народ, стала её частью и приняла православие? Что такого у гагаузов было привлекательного? Об этом пусть каждый задумается сам, хотя очевиден такой факт, что у гагаузов был мир, покой, сильная армия, о которой почему-то никто не хочет говорить.

Добруджанское княжество (деспотство)

Около 1325 года северо-восточная часть Болгарии вышла из-под контроля центральной власти и стала полусамостоятельным княжеством со столицей в Карвуне (ныне Балчик) во главе с Баликом. По каким причинам это произошло или в этом сообщении следует понимать другое, разрыв гагаузов с властью Болгарии.

Это болгарское государство называлось деспотством или княжеством Добруджа. А где мудрые историки потеряли прежнее название Малой Скифии – Карбун. Данное наименование происходит от турецкого произношения имени одного из его правителей — сына или брата Балика, Добротицы. Происхождение основателя Добруджи Балика неясно (хотя  в других источниках, например, Ф. Ангели пишет, что по происхождению он был кыпчаком). Иногда предполагают, что он происходил из того же рода, что и болгарская династия Тертеров. При этом основываются на том, что имя Балик, возможно, половецкого происхождения, (очередная подмена истории теми, кто считает себя половцами, слово Балик искаженное гагаузское Балык), а также на имени второго сына Добротицы, Тертере. Княжество занимало территорию вдоль побережья примерно от Балканских гор до дельты Дуная. Сын Балика, Добротица (правил 1347-1386гг, начиная с 1357г, пользовался титулом «деспот») добился полной независимости княжества и перенёс его столицу в Калиакру.

Кому служил по-настоящему Добротич и что означает: перенёс столицу? И почему на территории где жили гагаузы, руководитель половец или кыпчак, а не представитель народа узы, гагаузы, которые по праву были хозяевами в Малой Скифии.

Добротица создает маленький военный флот из 14 галер. При помощи него он ведёт успешные военные действия против Генуэзского княжества, а также совершает «рейды» против византийских кораблей, которые, однако, расцениваются противниками, как пиратство. С Венецианской республикой он поддерживает союзные отношения.  Только вот вопрос, на каких условиях?

После смерти Добротицы (около 1385-1386гг) на престол взошёл его сын Иванко, которому пришлось стать вассалом султана Мурада I, осадившего новую столицу Добруджи Варну и подписать мир с Генуэзским княжеством.

Однако после поражения небольшого турецкого войска валахским воеводой, ссылаясь на то, что ни болгарский царь Иоанн-Шишман, ни Иванко не высылают помощь, он отправил крупные войска, и Добруджанское княжество прекратило своё существование. По устной легенде, крепость Калиакра на одноименном мысе пала последней. Здесь так же очевиден обман, который можно будет увидеть чуть позже. Добруджи было уничтожено предателями кипчаками и печенегами, вошедшими в доверие к гагаузам – узам и другим племенам гагаузского государства.

Сложно установить подмену изложенной информации, но вместе с  тем,  другой исследователь Халилия Инальчика, отметил что кипчаки, играли очень важную политическую и этническую роль в истории Добруджи. Это продолжалось вплоть до прихода османов. А где в это время был основной компонент гагаузского народа – узы? И это было как раз в 1300 годы и сыграло не совсем полезную роль для гагаузского этноса. Чтобы это понять следует вернуться к многократно запутанной и жёстко  измененной истории о прямых предках гагаузов – народа узы.

 Еще VIII веке до нашей эры, на основной территории Румынии рядом со скифами жили фракийские племена даков и гетов, имевших полупервобытно-общинный  общественно-экономический строй. В 70-44гг. до нашей эры Буребиста сумел объединить земли даков. Его опасались римляне, и Юлий Цезарь накануне гибели планировал поход на Дакию. Однако Бурбиста погиб в результате заговора, а его государство распалось на 4 части.

Во время правления Децебала 86-106гг. была отработана попытка сформировать сильное царство, со столицей в Сармизегетусе. В связи с этим он вел три воины с Римом 86-88, 101-102, 105-106 гг, на третьей римляне завоевали Дакию и Децебал покончил собой. На территории Дакии была организована римская провинция «Дакия» центром стала город Ульпия Траяна, при Адриане получивший так же название Срмизегетуса, но построенный в 50 км от старого центра.

Дакия оставалась римской провинцией вплоть до 271 года, когда император Аврелиан, не имея возможности защищать её от натиска готов и сарматов, оставил её и ушел за Дунай.

Во времена всех этих событий, где-то рядом жили тюркские племена гагаузы, узы или ещё кто-то. Откуда они пришли, с кем они дружили, на чьей стороне принимали участие в войнах или их так любили, что они мирно жили и никто не смел их беспокоить, остается закрытым.

С 270-го до 1600-го года  исторические события в Малой Скифии, достаточно туманы. Возникает вопрос, почему нет более полных сообщений о тюркских племенах, которые жили в Малой Скифии до и после ухода за Дунай Аврелиана.

После  200-го года,  как и за несколько столетий до этих событий, по неизвестным причинам существует провал, или намеренное искажение реальных событий.  Наверняка, за последние столетия часть истории Малой Скифии в рамках политической необходимости была переписана. Попробуем восполнить этот пробел. Возможно, что исторические искажения скрывают то откуда пришли предки гагаузов и то, что у них задолго до Добруджи, на этом же побережье было своё государство КАР-БУН.

Для подмены было множество причин, одну из них следует отметить –  это настоящее время принятия гагаузами православия. О Карбун, как и о времени принятия православия есть краткое сообщение, только верно ли оно? Почему так сложилось, что о Добруджи, о том кто и когда его создал, сохранилась информация, а о государстве гагаузов КАРБУН лишь краткое сообщение? Кто и когда его создал? Почему Губерния Карбун затерялась в исторической мешанине, не сохранив даже имен наших предков гагаузов, которые уже в первые столетия жили на побережье Добруджа, а правильнее в Губернии Карбун или Калиакра? Город Калиакра имеет особую связь с предками гагаузов, эту связь можно будет найти в следующих статьях из серии «Связь времён».

В отдельных исторических сообщениях говорится, что примерно в 1200 годы по желанию Византийского императора Михаила Палеолога и якобы по его согласию, Султанат Изеддин Кайкауз покинул Анатолийское государство – султанство, перешел в губернию Каварны-Балчика, образовал новое для тюркского народа государство, которое именовалось Курбунаш, здесь в то время жило много гагаузов тюркского происхождения и они были православными. Информация указывает на то, что на этой территории жили гагаузы славянского происхождения, то есть узы-руссы. Когда эти православные гагаузы тюркского и не тюркского происхождения пришли в Малую Скифию, которая позже стала называться Добруджи? Что было в реальности? И какое название было у мест проживание гагаузов до Курбанаша? Карбун, Калиакра или ещё как-то?

К этому сообщению можно добавить ещё то, что патриарх из Константинополя для поднятия статуса и уважения к гагаузскому государству отправил к гагаузам архиепископа, чтоб тот стал экзархом – митрополитом и жил в столице нового государства – Каварне. Что же реально экзарх–митрополит делал?  Новое гагаузское  государство вскоре на суше и на море получило такую силу, что оказывало помощь и поддержку царю Византии. А может быть, она уже была сильной и у экзарх–митрополита были другие цели? Это происходило тогда, когда руководителями государства были Балик-Бей и падишах Добротич. Добротич, государь гагаузов, был таким замечательным руководителем, что в честь него государство стало именоваться Добротча (Добруджа), вместо старого названия «Губерния  Карбун». Здесь нужно вспомнить ряд учёных, которые не совсем хорошо относятся к гагаузскому народу и скрывают всё, что связано с Губенией Карбун, а возможно и другие названия побережью Карбун, определяя его  даже VIII веке до нашей эры как  Добруджи.

Кроме этого есть сообщение и о том, что в период царствования Добртича государство гагаузов стало сильным. Падишах Добртич, приняв сельджукский флот, увеличил и укрепил свою мощь. Во время царствования Добротича государство Карбун, бывшая Малая Скифия, получило наименование «Добротича», «Добруджа», по имени падишаха Добротича.

В этих сообщения следует отметить то, что у гагаузов была своя армия, конница и флот. Введение сельджукского флота, скорое всего имело далеко идущие планы по уничтожению Карбуна изнутри. Возможно, именно сельджуки заблокировали со стороны моря отходы гагаузам – узам, руссам и нанесли смертельный удар в спину. Что было на самом деле, сегодня сложно установить, но есть один факт, гагаузское государство было беспощадно уничтожено именно под флагом Добротича, сельджуки не помогали, они растворились в среде врагов.

Из исторических записей болгарского историка  профессора А. Манова можно сделать следующие выводы:

  1. Начиная с 1306 года торки – узы, (намерено искажаются слова и он пишет – турко-узо) гагаузы и другие народы тюркского рода печенеги, куманы и турки-селджуки, жили внутри Добруджи, в бывшей старой Скифии, где 130 лет существовало гагаузское государство. Так ли это на самом деле, а сколько времени существовал Карбун после ухода скифов или их смешения с гагаузами, узами? Обратите внимание, Манов пишет о том, что в гагаузское государство вошли печенеги, куманы, тюрки сельджуки и узы. Это означает только одно, гагаузы как этнос были сформированы на много раньше, чем предлагают многие историки. Добруджи считается началом и окончанием становления гагаузского этноса. Этим практически вычеркиваются многие столетия жизни гагаузов в Малой Скифии, как хозяев этой территорий. Но одновременно с этим подтверждается факт входа в гагаузское государство, кроме всех других прочих племён и узов, которые волнами продолжали приходить с Урала, Алтая и других мест.
  2. Государство Добруджа было государством православных тюркских народов, Балик-бей и государь (падишах) Добротич были из тюркского рода. Здесь так же Манов лукавит. Почему? Можно догадаться. Добротич может и был из тюркского рода, только кому он служил, уничтожая историю, память предков Карбуна и Малой Скифии, практически назвав побережье Карбун своим именем?
  3. Что гагаузы происходят истинно из тюркского рода, и что в древности гагаузы имели собственное государство в губернии Балчик-Каварна, в Добрудже, и что самим заметным гагаузским падишахом был Добротич (1354-1378). Здесь так же Манов пытается навязать ложное мнение о настоящих событиях. О какой древности он говорит, о временах, когда была создана страна Скифия или Карбун.

Комментируя эти же события, Ф. Ангели описывается плановый захват византийских земель, находившихся в Европе (османы в 1352-1353 годах).

В этих благоприятных условиях в Добруджи было создано фактически независимое Гагаузское государство (1346-1417 гг.), которое называлось «огузская держава», «Добруджаское деспотство» (в болгарских источниках), и Узиалет вместо УЗыеалет. Он здесь же отмечает, что узи-узы это огузы, которые в первой половине 11 века через Волгу, Дон, Днепр, Днестр откочевали на Балканы. По сути, от не понимания или намерено, скрывается такой факт, что узы волнами шли, в известную в ту пору, губернию Карбун,  а не в  Добруджи. Предполагается, что первой столицей был Балчик (Карвун, Карбон), а затем Варна.

Ф. Ангели так же указывает, что основателем гагаузского государства  был христианин по имени  Балык, а не Балик? Он был одним из самых могущественных бояр не только Добруджи, но и во всей Болгарии. Здесь же Ф. Ангели пишет, что ему удалось сплотить вокруг себя всех добруджиских печенегов, куманов-кыпчаков, половцев и анатолийских сельджуков (против кого, против узов, гагаузов). Он же  указывает на то, что и узов тоже. Вместе с тем в других исторических сообщениях указывается, что узы это основной компонент гагаузского этногенеза. Что это какая-то небрежность, случайность или попытка угодить политическим амбициям сильных личностей, возможно враждебного румынского происхождения?

В книгах Ф. Ангели, в сообщениях учёных ушедших времен, в современных историках можно найти множество нестыковок, они связаны с бесконечными искажениями. Однако все же есть причина прямо указать, что и как было в Малой Скифии первом государстве гагаузов Карбун-Курбунаш и времени жизни предков гагаузского народа узы в Добруджи.

Факты подтверждают, что Добруджи это план уничтожения народа узы и гагаузского государства.

Для того чтобы получить хотя бы общее представление о реальных событиях скрытого от всех прошлого, требуется связать изложенное в единую концепцию.

Задолго до образования гагаузского государства, на Балканах жили предки гага–узов, узы. Как, когда и откуда они пришли на Балканы, как бы скрыто временем, и уничтоженными историческими материалами. События тех далеких времён, с одной стороны, достаточно сложно установить, а с другой, отдельным гагаузам в настоящее время, возможно, и не выгодно поднимать эти вопросы. Кроме того, нынешнему поколению гагаузов, уставшему от постоянных проблем уже неважно, что и как было. Верно ли это? Здесь возникает ещё один вопрос: может ли в такой ситуации один гагауз говорить другому о том, кто он и что было у его предков?

Многим легче опираться на информацию, представленную учёными не гагаузского происхождения, которые придерживаются своих интересов. Вместе с тем, в ряде государств, поддерживающих свои политические амбиции, могут посчитать, что это им не совсем выгодно. Для всех очевиден тот факт, что история происхождения гагаузов, как и многих других народов, многократно переписывалась, исправлялась и подстраивалась в угоду власти.

Гагаузы по факту обосновались на Балканах на много раньше, чем преподносит современная история. Это произошло в то время, когда на Балканах ещё только, только появились первые поселения скифов и других народов.

Обратим внимание на само слово Балканы. Кто дал этому месту такое название? На гагаузском языке Бал – это мёд, канн – это кровь. Неужели это происходило во времена Балканского неолита, когда была Старчево-кришкая культура, V тысяч лет до нашей эры.

Вернемся в то время, когда народ узы, предки гагаузов, вышли из Алтая в поисках новых земель, задолго до известного великого переселения народов (более V тыс. лет до нашей эры). В то время когда ещё не было большого смешения народов как в Малой Скифии, в Карбуне.

Примерно вначале 400-го г. к узам, а правильнее сказать к гагаузам, на Балканы начали приходить малыми группами потомки других групп узов с разных территорий Земли, в том числе и узов из Алтая.

В 800-900 годы природой или общей ситуацией того времени и социума, был развернут новый этап миграции Узов уже с территории Руси. Часть узов соединялась с гагаузами, часть перемещалась в разные уголки мира. Гагаузы по ряду причин, как и узы, имели приоритетную силу в  воинском искусстве.  Об этом нет никаких сообщений, потому что при создании гагаузского государства в Дорбуджи, её организаторам было важно уничтожить истину о прошлом и собрать под знаменем гагаузов все послушные и ослабленные тюркские племена. Это давало им возможность реализовать свои идеи и задачи.

«В создании Гагаузского государства были заинтересованы некоторые силы в Константинополе»  (глава 12  стр. 224. Ф. Ангели), на это указывают и многие другие историки. При этом практически все учёные скрывают реальное преступление, уничтожение тысячи людей под лозунгом объединения тюркских народов в один этнос – гагаузы.

Обще признано, что заинтересованные силы сформировали посыл к созданию Гагаузского государства, для того чтобы сделать сговорчивыми Болгарские власти. Так ли это или были ещё и другие причины, которые тщательно скрыты до сих пор от общественности и, особым образом, от гагаузского народа.

А. Манов в своей работе «За гагаузите» (ИВАД, КН. 7 в. 1921) отметил, что под гагаузской державой, следует понимать созданное во второй половине 14 века в Добруджи деспотию с центром в Карвуне (карбоне), а позже – в Калиакрии.

Ф. Ангели, говорит о том, что основателем Гагаузского государства считается христианин кыпчакского происхождения по имени Балык. Кыпчаки при этом были в большей степени, чем другие тюркские племена, язычниками и отличались жестокостью, по отношению к другим народам.

В то время Балык был одним из самых могущественных бояр не только в Добруджи, но и во всей Болгарии. Это указывает на то, что основатель Гагаузского государства мог в союзе с другими властителями соседствующих государств, в рамках старой обиды организовать уничтожение военной  силы узов – гагаузов и получить за счёт этого дополнительную экономическую выгоду и власть над другими племенами.

Авторы многих сообщений толкуют о том, что Балыку удалось сплотить вокруг себя всех Добруджиских печенегов, куманов и анатолийских сельджуков (глава 12  стр. 224). В этом сообщении достаточно чётко просматривается не двусмысленная предпосылка уничтожения народа узы.

Что же было на самом деле, каждый при желании найдет ответ после того, как узнает о том, что многие были заинтересованы в уничтожении военной силы народа узы. С ними мало кто мог справиться, их боялись и поэтому в лице  Балыка нашли возможность не только создать гагаузское государство в Добруджи, но и, смешав многие тюркские племена, уничтожить через смуту внутри войска узов.

Это было ошибкой, которую большинство людей в то время, не успело даже осознать, оказавшись практически один на один со всеми трудностями жизни. Ликвидация военной силы узов лишила их защиты, а в результате и будущего гагаузский народ. Одновременно с этим становление этноса гагаузского народа можно считать насильственно отработанной провокацией заинтересованных политиканов и не установленной до сих пор силы.

После этих событий и осознания реальных причин, часть народа узы ушла на земли предков, на Урал, часть их расселилась в Бессарабии. После распада гагаузского государства тюркские племена кочевали в ближних районах, занимаясь выживанием. Среди них были и прямые потомки  народа узы, но уже не воины, а новое поколение простых крестьян, не имеющих защиты.

Уничтожение узов, а именно их воинской силы не случайно, как и  возникший гагаузский этнос. Можно сказать, что его возникновение это была попытка дружбы народов, но поскольку в гагаузский народ вошло слишком много малых групп тюркских племен, мечты не сбылись.

Драгой Ф.Г.