Праздники август

11.08.2014 г.

   МЕДОВЫЙ, ЯБЛОЧНЫЙ И ОРЕХОВЫЙ СПАС!

   Месяц август наполнен православными праздниками, которые чествуют дары природы: мёд, яблоки и орехи. Это Медовый, Яблочный и Ореховый спас.

Первая половина августа раньше называлась Спасовка или Спасы, когда отмечаются три Саса и Обжинки. Считается, что названия даны в честь Иисуса Христа-Спасителя. По народной этимологии значение слова «спас» произошло от «спасаться», то ест спасать себя, выживать, употребляя в пищу мёд, яблоки, орехи.

День 14 августа 2014 года богат на православные праздники:

14 августа 2014 года  начинается Успенский пост, который продлится до праздника Успения Пресвятой Богородицы, 28 августа.

В этот же день отмечается праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста, в народе именуемый Медовым спасом.

14 августа по новому и 1 августа по старому стилю была крещена вся Киевская Русь князем Владимиром Ясно Солнышко,

Мокрый Спас” или ”Спас на воде”,

«Макавей»  – день памяти о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских.

 14 августа 2014 г.

В этот день православная церковь совершает празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице. Первый день поста – Происхождение (или Изнесение: слово Происхождение означает крестный ход) Честных Древ Животворящего Креста Господня. В этот день в центр храма на утрени выносится Крест и до субботней вечерней службы все верующие могут ему поклониться.

Об этом празднике сообщается в греческом часослове 1897года:

«По причине болезней, весьма часто бывавших в августе, издревле утвердился в Константинополе обычай износить Честное Древо Креста на дороги и улицы для освящения мест и в отвращение болезней. Накануне (31 июля по старому стилю), износя его из царской сокровищницы, полагали на святой трапезе Великой церкви (в честь Софии-Премудрости Божьей). С настоящего дня и далее до Успения Пресвятой Богородицы, творя литии по всему городу, предлагали его потом народу для поклонения. Это и есть предъисхождение Честного Креста».

Праздник Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня был установлен в IX веке в Константинополе: каждый год часть Животворящего Креста, который хранился в домовой церкви греческих императоров, приносили в храм Святой Софии и освящали воду для исцеления болезней . Первый день августа был выбран именно потому, что в этом самом жарком месяце особенно распространялись болезни, люди же прикладывались ко Кресту, на котором был распят Христос, пили освящённую им воду и получали долгожданное здоровье.

Празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице установлено по случаю знамений от икон Спасителя, Пресвятой Богородицы и Честного Креста во время сражений святого благоверного князя Андрея Боголюбского (1157-1174) с волжскими болгарами.

В Русской Церкви праздник в честь Спаса и Богородицы был установлен Андреем Боголюбским в 1164 году в честь победы над волжскими булгарами. Рассказ об этом читается в русских прологах Пространной редакции (самый ранний список начала XV в.). По мнению Е. Л. Конявской проложная статья была создана не ранее 1167 г. и явно до 1213/1214 г., а её автором был епископ Ростовский, Суздальский и Владимирский Нестор..

В 1164 году Андрей Боголюбский предпринял поход против поволжских болгар, притеснявших жителей Ростовской и Суздальской земли. Уповая на помощь Царицы Небесной, князь взял с собой Её чудотворную икону, которая была принесена им из Киева и впоследствии получила наименование Владимирской. Два священника в облачении несли перед войском святую икону и Честный Крест Христов. Перед сражением благочестивый князь, приобщившись святых Таин, обратился с горячей молитвой к Богородице:

«Всяк уповаяй на Тя, Госпоже, не погибнет, и я грешный имею в Тебе стену и покров».

Вслед за князем пред иконой пали на колени полководцы и воины и, приложившись к образу, пошли против врага. Болгары были разбиты и обращены в бегство.

По преданию, в тот же день греческим императором Мануилом была одержана победа над сарацинами. Непреложным доказательством чудесности обеих этих побед послужили огромные огненные лучи, выходившие от бывших в войсках икон Спасителя, Божией Матери и Святого Креста. Эти лучи покрывали полки благоверных правителей Греции и России и видны были всеми сражавшимися. В память об этих чудесных победах, с обоюдного согласия князя Андрея и императора Мануила и по благословению представителей высшей церковной власти, и был установлен праздник Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице.

В Русской Церкви одновременно с празднованием Всемилостивому Спасу соединяется воспоминание совершившегося 1 августа 988 г. Крещения Руси, в воспоминание чего установлено совершать в этот день малое освящение воды. Поэтому в народе этот праздник иногда называют «Мокрый спас».

Ещё один праздник 14 августа – память о святых Ветхозаветных мучениках Маккавейских, которые силой веры преодолели соблазн вероотступничества и, претерпев кратковременное мучение, сподобились спасения и вечной блаженной жизни в Царствии Божьем.

Семь святых мучеников Маккавеев: Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Адим и Маркелл, а также их мать Соломония и учитель Елеазар пострадали в 166 году до н. э. от сирийского царя Антиоха Эпифана.

Антиох Эпифан, проводя политику эллинизации населения, ввёл в Иерусалиме и всей Иудее греческие языческие обычаи. Он осквернил Иерусалимский храм, поставив в него статую Зевса Олимпийского, к поклонению которому принуждал иудеев.

Девяностолетний старец — законоучитель Елеазар, который за приверженность к Моисееву закону был судим, с твёрдостью пошёл на мучения и скончался в Иерусалиме. Такое же мужество показали ученики святого Елеазара: семь братьев Маккавеев и их мать Соломония. Они, бесстрашно признав себя последователями Бога Истинного, отказались принести жертву языческим богам.

Старший из мальчиков, дававший первым ответ царю от имени всех семи братьев, был предан ужасным истязаниям на глазах у остальных братьев и их матери; остальные пять братьев один за другим претерпели те же мучения. Остался седьмой брат, самый младший. Антиох предложил святой Соломонии склонить его к отречению, чтобы ей остался хоть последний сын, но мужественная мать укрепляла и его в исповедании Истинного Бога. Мальчик так же твёрдо перенёс муки, как и его старшие братья. После смерти всех детей святая Соломония, стоя над их телами, воздела руки с благодарной молитвой Богу и скончалась.

Подвиг святых семи братьев Маккавеев воодушевил священника Маттафию и его сыновей, которые подняли восстание против Антиоха Епифана, длившееся с 166 по 160 г. до н. э. и, одержав победу, очистили Иерусалимский храм от идолов.

Как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно наложились на русские обычаи и обряды: день памяти Маккавеев слился с древним русским обрядом проводов лета и отмечается в народе как праздник «Макавей» — в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает. Возможно, связь мака с Маккавеями чисто звуковая. Там, где ещё сохранились обычаи предков, в этот день пекут маканцы, мачники — постные пироги, рулеты, булочки, пряники с маком и мёдом. Начиналась же трапеза блинами с маком. В специальной посуде для растирания мака приготовляли маковое молочко — маково-мёдовую массу, в которую обмакивали блины. Эта посуда в России называлась макальником, на Украине — макитрой, в Белоруссии — макатером.

Наши предки считали, что после 14 августа пчёлы начинают приносить ”неправильный” мёд, а потому спешили собрать последние подарки маленьких тружениц. Этот мед. считался особенно целебным, а употребляли его в пищу исключительно после освящения в церкви.

В день Первого Спаса (Медового спаса) принято дарить друг другу баночки с этим ароматным лакомством, печь медовые коржики и пряники, варить медовуху. Верующие приходят в храм, чтобы освятить мед. – как жидкий, так и в сотах. Они оставляют медовые подношения в церкви, одаривают ими пожилых людей, детей и тех, кто просит подаяние. Есть старая поговорка: ”На Первый Спас и нищий медку покушает”.

14 августа священники проводят ещё и малое водосвятие. Именно традиция освящать воду, заранее вырытые колодцы и окрестные водоёмы дала ещё одно название этому празднику: ”Мокрый Спас” или ”Спас на воде”. Считается, что даже роса в этот день целебная, так что любое соприкосновение с жидкостями природного происхождения дарит здоровье, физические и душевные силы, смывает грехи, накопившуюся усталость и отрицательную энергию. К тому же Мокрый Спас – последняя возможность искупаться в реке или в озере. После этого дня вода зацветает и становится холодной.

14 августа – это и первый день Успенского поста, поэтому мясные и рыбные блюда не употребляются, а сдоба делается из постного теста.

Уберечь своё жилище от недоброго вторжения, от сглаза, порчи и от ссор между домочадцами можно, рассыпав по углам дома освящённые маковые зёрнышки.

19 августа 2014 г.

Яблочный спас, он по православному канону совпадает с праздником Преображения Господня и Спаса нашего Иисуса Христа, описанном в Евангелии.

Однажды Иисус вместе со своими учениками – Петром, Иаковом и Иоанном – отправился на гору Фавор, что в Галилее, дабы вместе с апостолами помолиться. Во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет». Рядом с Иисусом появились древние пророки – Моисей и Илия. Апостолы замерли в немом удивлении, и вдруг в этот миг явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный… Его слушайте».

Преображение Иисуса ещё раз показало, что в нём соединены два естества – божественное и человеческое. В народе этот праздник получил название Спас на горе (напомним, что сие чудесное событие произошло именно на горе Фавор).

19 августа ещё до прихода христианства наши предки традиционно отмечали праздник сбора урожая, чествовали матушку-природу, которая щедро одаривала своих сыновей и дочерей вкусными плодами.
В этот день в первый раз лакомились фруктами, особенно яблочками – наливными, румяными, ароматными. Их дарили друг другу на счастье, с пожеланиями добра.

Люди свято верили, что 19 августа чудо-плоды приобретают магическую силу. А поэтому, откусив яблоко, загадывали желание.
Пекли пироги и пирожки с яблоками, варили яблочное варенье.
На закате все выходили в поле, чтобы песнями проводить лето – считалось, что оно после Яблочного Спаса сменяется осенью.

Существовала традиция угощать освящёнными яблоками бедных «На Второй Спас и нищий яблочко съест», – говорили в народе. Сначала яблоками угощали окружающих, а потом угощались сами.

Кроме яблок 19 августа в церкви освящают груши и виноград и подают на праздничный стол в сыром и в приготовленном виде.

В этот день принято дарить родственникам и друзьям яблоки, угощение из них, картинки с изображением яблок, текстиль, сувениры. Яблоки – это символ плодородия и семейного благополучия.

Вечером отправляйтесь в парк, чтобы увидеть, как садится солнышко – эта традиция несёт в себе глубокий сакральный смысл. Провожая глазами скрывающееся за горизонтом светило, вы благодарите природу за её дары, за изобилие, и просите, чтобы следующие двенадцать месяцев были благодатными, щедрыми и сытыми, наши предки при этом ещё и пели.

Согласно поверьям, последний кусок первого съеденного после освящения яблока приносит удачу – его тщательно разжёвывают, загадывая желание.

29 августа 2014 г.

Ореховый спас, он не так популярен, как два предыдущих, но наиболее важен.

Ореховым Спасом праздник называли потому, что именно к этому дню поспевали лесные орехи. В старину, прежде чем всем идти на сбор орехов, в лес отправляли одну из самых уважаемых женщин. Она собирала первый урожай, который объявляли нормой для других женщин. Затем все они шли в лес, расстилали ковры и отправлялись на поиски орехов. Добычу выкладывали на общий ковёр, и начиналось настоящее гулянье – веселье, песни, пляски. Позднее к компании присоединялись мужчины, и праздник продолжался до утра.

Существовали и особые ритуалы. Если находили два сросшихся ореха, левой рукой укладывали их в кошелёк – считалось, что весь год в нём будут деньги водиться.

Девушки и женщины гадали по орешкам. Первый найденный орех обязательно надо было попробовать и по виду, содержанию и вкусу «прочитать» его значение:

Пустой – не жди перемен.

Гнилой – к беде.

Горький – к измене.

Сладкий – к счастливой любви.

Спелый – к благополучию.

Незрелый – к важным новостям.

Чтобы узнать, сбудется ли заветное желание, нужно было мысленно его загадать (вслух не произносить!) и бросить в костёр орех. Если он вспыхнет и запылает – сбудется.

В бытовой магии орешник считался благословенным, его ветки и плоды защищали от порчи. Для этого из двух веток делали крест и прикрепляли над дверью или над окнами. Кроме того, веткой орешника очерчивали магическое защитное кольцо вокруг жилища – оно не подпускало злые силы. А сами орешки прятали в укромных местах в доме и никому о них не рассказывали.

Орешков во время Спаса старались собрать как можно больше, считалось: сколько орехов – столько и радостей будет в семье.

Несмотря на то, что многие называют этот Спас Ореховым, основное его название – Хлебный. По традиции в этот день заканчивается уборка хлебов и печётся первый каравай из муки нового урожая. Хлеб относят в храм для освящения, а потом едят всей семьёй. В некоторых областях нашей страны до сих пор существует обряд – остатки первой ковриги заворачивают в холщовую тряпочку и кладут за икону. Таким образом ”приманивают” в дом благополучие, оберегают семейство от голода.

Хлебом и пирогами угощались сами и кормили ласточек. Славяне считали, что птицы, улетающие в тёплые края одними из первых, общаются с предками рода/особенно – если они живут под крышей дома. И заручиться поддержкой пращуров было очень важно: они в случае чего защитят от нечистой силы, болезней и горестей.

29 августа православная церковь отмечает перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа. И связан праздник Спаса на холсте с ещё одним чудом.

В давние времена случилось так, что князь Эдессы (одного из сирийских городов) Авгарь заболел проказой. Несчастный долго лечился, призывал к себе новых и новых лекарей – но все безрезультатно:
Однажды он услышал о чудотворце из Палестины. Поговаривали, будто волшебник одним видом своим исцеляет недуги. И тогда Авгарь отправил к врачевателю своего художника. Не сложно догадаться, что этим чудесный лекарем был Иисус Христос. Художник, прибывший к Иисусу, не смог написать портрет Богочеловека. Тогда Христос умыл лицо, отёр его полотенцем (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Как только Авгарь прикоснулся к полотенцу – тут же исцелился.

Позднее Нерукотворный образ был помещён в нише над городскими воротами Эдессы, а впоследствии, при язычниках, замурован глиняной доской (черепицей) и кирпичами. Обретён в 545 году вместе с новым отпечатком на черепице, а в 944 году (опять же – 29 августа)» перенесён в Константинополь (христиане выкупили святыню у арабов).

К сожалению, Нерукотворный образ исчез в 1204 году, после нашествия крестоносцев.

Спас на полотне, или Холщовый Спас отмечается православными христианами всего мира, а у нас оно совпадает с языческим, народным праздником хлеба и орехов. В память же о холсте с проявившимся изображением Иисуса Христа в этот день было принято торговать тканями. Заботливые мамочки откладывали «спасовское» полотно, из которого потом шили одежду самому младшему ребёнку в семье – считалось, что она принесёт ему удачу.

                                                                Михайлова София